Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:57, реферат
Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям, как для развития человеческого общества, так и для природной среды внутри которой происходит это развитие. Пробелы в общем уровне развития культуры, пренебрежение поколениями людей закономерностями и особенностями живого и растительного мира, к сожалению, печальная реальность сегодняшнего дня. Нетрудно понять, что экологические проблемы являются прямым следствием нарушения баланса между естественной и расширяющейся искусственной средой обитания человека.
Цель данной работы – попытаться раскрыть сущность взаимовлияния природы и человека.
ведение. 2
1 Природа – и храм, и мастерская. 3
2 Этапы взаимодействия природного и социального бытия человека. 6
3 Обоснуйте соотношение систем «человек – биосфера», «техносфера – ноосфера», понятие «коэволюции». 8
Заключение. 11
Список литературы. 12
- социосферу.
Сегодня ноосфера захватывает почти всю биосферу, а также ближний космос.
Некоторые
исследователи называют постепенный
переход биосферы в ноосферу «Законом
Вернадского». Современное состояние
планеты некоторые авторы обозначают
как «техносфера» в том смысле, что техника
и технология , контролируемые коммерческими
и политическими задачами до сих пор доминируют
над гуманитарными аспектами.
Единство Человека и Природы до сих пор осуществляется в рамках биосферы и практически за счет биосферы. Стихийный путь развития человечества поставил его в ситуацию экологического кризиса, указывающего на неправомерность потребительского отношения к природе.
Тот тип развития, который до сих пор свойствен современному человечеству, принципиально исчерпал себя. В этой связи становится необходимым переосмысление понятия прогресса, опираясь на который и Вернадский, и Шарден создавали концепцию ноосферы.
При рассмотрении биосферы и ноосферы как форм взаимоотношения Человека и Природы может быть предложено понимание биосферы и ноосферы как различных форм единства человека и природы, которое является основополагающим отношением в рамках планеты. Такое допущение методологически обусловлено. В первой из указанных форм доминирует фактор организации по природному, т.е. объективно-стихийному принципу, а во второй — по принципу культуры, разума.
Появление и развитие нашей цивилизации связано с феноменом появления и эволюции человеческого разума. Именно разум выступает как основной опосредующий фактор бытия человека.
Хотя возникновение понятия ноосферы строится на достижении определённой ступени развития разума, необходимо его дополнение понятиями свободы как предпосылки и любви как цели его деятельности (соответственно, истина и разум, добро и любовь, красота и свобода). Осознание человеком самого себя как цели собственного существования (развития) становится реальностью с осознанием самой цели развития человечества ( на данном этапе — достижение единства общества и природы на основании единства самого общества т.е.коэволюции ), ибо понимание человека существенным образом состоит в понимании его будущего.
Появление и развитие нашей цивилизации связано с феноменом появления и эволюции человеческого разума. Именно разум выступает как основной опосредующий фактор бытия человека.
Хотя
возникновение понятия ноосферы
строится на достижении определённой
ступени развития разума, необходимо
его дополнение понятиями свободы
как предпосылки и любви как
цели его деятельности (соответственно,
истина и разум, добро и любовь, красота
и свобода). Осознание человеком самого
себя как цели собственного существования
(развития) становится реальностью с осознанием
самой цели развития человечества ( на
данном этапе — достижение единства общества
и природы на основании единства самого
общества т.е.коэволюции ), ибо понимание
человека существенным образом состоит
в понимании его будущего.
Именно
признание обществом и его
индивидуами концепции ноосферы
, в противовес инерционному сегодняшнему
движению человечества по пути спонтанного
строительства техносферы может явиться
гарантом выживания и долгосрочного развития
человечества.