Жизнь и творчество Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века. Философия Канта оказала громадное воздействие на последующее развитие философской мысли.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЛЁШЕ.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

        Рассудок обладает, по Канту, активностью,  а чувственность - пассивностью. При переходе от чувственности  к рассудку происходит скачок  качественного плана.  В "трансцендентальной логике" Кант выделяет учение о рассудочном знании, которое он называет трансцендентальной аналитикой, и учение о разумном знании, которое называет трансцендентальной диалектикой. Трансцендентальная аналитика подразделяется у него на аналитику понятий и аналитику основоположений.

  Под аналитикой понятий он понимает отыскание априорных понятий в рассудке и анализ чистого применения рассудка. Для него понятия - это предикаты возможных суждений. Эти понятия он называет категориями. Суждения разделяются на четыре группы: количества, качества, отношения, модальности. Эти группы в свою очередь подразделяются на три вида каждая. Категории у Канта также образуют четыре группы, имеющие те же названия, но другие подразделения.

        Главная задача, которую ставил  перед собой Кант, это показать  априорность категорий по отношению  к предметам как объектам научного  познания. Здесь он приходит к  выводу, что все данное в созерцании  многообразие объединяется в  понятие об объекте благодаря  трансцендентальному единству апперцепции.  В этом положении выражается  у Канта принцип единства анализа  и синтеза. 

  Аналитика основоположений - "трансцендентальное учение о способности суждения", т. е. учение об определении априорных правил образования суждений. По мнению Канта, "должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой - с явлениями", т. е. нечто, которое "с одной стороны, интеллектуальное, а с другой - чувственное". Это опосредствующее представление Кант называет "трансцендентальной схемой", которая представляет собой "правила объективного применения категорий". По мнению Канта, аналитика основоположений завершает априорную структуру рассудка, которая объясняет возможность существования естествознания как науки, а именно: априорность всеобщих и необходимых понятий, лежащих в основе научного познания, а также правил соединения суждения и правил применения к созерцаниям, приводит к тому, что научные истины также имеют всеобщий и необходимый характер.

        Основной вывод, к которому  приходит Кант, состоит в положении,  что рассудок диктует законы  природе. В этом состоит совершенная  Кантом "революция в философии", аналогичная коперниканскому перевороту. Под природой Кант понимал  "связь существования явлений  по необходимым правилам, т.е.  по законам", и эти законы  априорны, и они делают природу  возможной. Природа для Канта  реальна лишь в "эмпирическом  смысле", т. е. как мир явлений. Если вещи-в-себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.

        Кант различает феномены и  ноумены. Под феноменом Кант  подразумевает явления, под ноуменом - не вещи-в-себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что  реально не существует, но умопостигаемо.  Это дало возможность обвинять  Канта в идеализме наподобие  берклианского. В связи с этим  Кант во второе издание "Критики  чистого разума" включил раздел "Опровержение идеализма", в  котором подверг критике идеализм  Беркли, а свое учение называл  "трансцендентальным идеализмом".

      Трансцендентальная  диалектика у Канта занимается исследованием  разума, который является высшей познавательной способностью. Он пишет: "Всякое наше знание начинается с чувств, переходит  затем к рассудку и заканчивается  в разуме, выше которого нет в  нас ничего для обработки материала  созерцаний и для подведения - его  под высшее единство мышления".

        Исследование чистого разума  должно дать ответ на вопрос  о том, возможна ли метафизика  как наука. "Если рассудок есть  способность создавать единство  явлений посредством правил, то  разум есть способность создавать  единство правил рассудка по  принципам".

  Трансцендентальные идеи, т. е. идеи разума Кант разделяет на три класса: душа, мир, Бог. Эти три идеи являются предметами исследования метафизики, состоящей поэтому из трех чисто рациональных дисциплин: психологии, космологии и теологии. При рассмотрении рациональной космологии большое значение имели выдвинутые Кантом антиномии, которыми он называл противоречащие друг другу космологические утверждения.

  Исследование этих антиномий он называет трансцендентальной аналитикой. Первая антиномия: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, мир не имеет начало во времени и не имеет границ в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве. Вторая антиномия: всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей, ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей. Третья антиномия: все в мире совершается в соответствии с необходимыми законами природы и познается на основе закона причинности, в мире причинность является не единственным законом, для объяснения требуется допустить существование свободной причинности. Четвертая антиномия: в мире существует в качестве его части или в качестве его причины безусловно необходимая сущность, в мире нет нигде никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины.

  Первые две антиномии Кант называл математическими, а последние две - динамическими. Он полагал, что возникновение антиномий обусловлено ложным допущением, что мир как безусловное целое является предметом теоретического познания разума. Вся диалектика противоречий, содержащаяся в антиномиях, согласно Канту, мнимая. На самом деле учение Канта об антиномиях поставило перед философией ряд сложных проблем - о противоречивом единстве конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимого и случайного, необходимости и свободы. Поэтому проблема антиномий явилась мощным стимулом для диалектических подходов в разрешении истинных противоречий действительности.

  При рассмотрении "рациональной теологии" заслуживает внимания выявленная Кантом несостоятельность доказательств бытия Бога, которые у него сводятся к трем: онтологическому, космологическому, физико-теологическому. Опровергнув все доказательства бытия Бога, Кант приходит к выводу, что все попытки чисто спекулятивного применения разума к теологии бесплодны, а принципы его применения к природе не ведут к теологии.  Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в том, что они способствовали освобождению философии от теологии, которая еще была сильна в то время в Германии.

  Общим выводом Канта было утверждение, что рациональные психология, космология и теология не могут существовать как науки. В то же время он считал, что возможно преобразовать метафизику в науку.

        Одной из важнейших задач философии  Кант считал понимание сущности  нравственности, которая регулирует  поведение человека. Он писал: "Две  вещи наполняют душу всегда  новым и все более сильным  удивлением и благоговением, чем  еще и продолжительнее мы размышляем  о них, - это звездное небо надо  мной и моральный закон во  мне". Основа нравственности лежит,  по Канту, априори в понятиях  чистого разума. В данном случае  разум Кант понимает как практический  разум, а не теоретический,  как было раньше. Практический  разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами  свободы и свободной воли. Чистый  разум функционирует как практический, когда он определяет волю и  она становится свободной волей. 

  Кант исходит в построении своей системы нравственности из наличия "доброй воли" как сущности нравственности. Кант начинает свое рассмотрение нравственности с известного утверждения, что "нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли". Воля определяется лишь моральным законом. Кроме понятий доброй воли и морального закона, основным понятием нравственности является понятие долга, которое содержит в себе понятие доброй воли. Волю Кант фактически отождествляет с практическим разумом и понимает как автономную, не зависящую от какого-либо внешнего воздействия: как от материального, в том числе социального, так и от религиозного.

        Нравственная воля, по Канту, содержит  практические основоположения,  которые делятся на субъективные правила( или максимы)  и объективные практические законы, т.е. имеющие "силу для воли каждого разумного существа", предстают как императивы, т.е. правила, выражающие долженствование, объективное принуждение к поступку. Императивы в свою очередь делятся на гипотетические императивы ("предписания умения") и  категорические императивы — те законы, которые должны обладать "объективной и всеобщей значимостью...".

      Кант, начиная новый акт драмы разума, прямо и открыто раскрывает движущие им как "драматургом" цели, устремления, замыслы. Основа основ, точка отсчета  — это свобода, причем взятая в  качестве "совершенно независимой  от естественного закона явлений  в их взаимоотношении, а именно от закона причинности. Такая зависимость  называется свободой в самом строгом, т.е. трансцендентальном смысле". И  соответственно свободной Кант называет такую волю, которая ориентирована  не на субъективность максимы, всегда конкретную и всегда изменчивую, а  на ее чистую "законодательную форму". Следовательно, когда мы видим и  понимаем, что при всей субъективности максим они заключают в себе общую  форму морального ориентирования, мы уже начинаем действовать как  полномочные представители свободной  воли.

Кант  ставит вопрос, важный и в теоретическом, и в практическом отношении. Хотя уже теперь ясно, что "свобода  и безусловный практический закон  ссылаются друг на друга", все  же остается невыясненным, "откуда начинается наше познание безусловно практического  — со свободы или с практического  закона". На чем мы, люди, можем  основываться, считая и объявляя себя свободными существами? Просто со свободы, рассуждает Кант, нельзя начинать, если понимать начало эмпирически, т.е. надеяться  вывести свободу из опыта. Философ  склоняется к мысли, что начало начал  — индикатор, первое доказательство свободной воли — сам моральный  закон. Когда мы присматриваемся  к тому, с какой необходимостью разум предписывает нам моральный  закон, мы и нападаем на след свободы. Это звучит на первый взгляд парадоксально, необычно, но здесь и заключена  сердцевина кантовского подхода: ярчайшим проявлением и доказательством  свободы он считает способность  человека добровольно, осознанно, разумно  подчиняться принуждению морального закона, а значит, самостоятельное  следование долгу. Сфера нравственно-должного — вот, по Канту, и сфера человеческой свободы! Потому и впервые ставший  для нас ясным "след" необходимости, действенности самой формы закона есть опознавательный знак свободы. "Но и опыт, — добавляет Кант, — подтверждает... порядок понятий  в нас".

   И вот здесь и проявляется категорический императив. Его формулировка (в уточненном переводе): "Поступай так, чтобы максима  твоей воли всегда могла иметь  также и силу принципа всеобщего  законодательства". "Выход" категорического  императива на сцену сразу же отмечен  коллизией. Но Кант, впрочем, уже предрешает ее. Решение заключено и в самой  формулировке категорического императива, морального закона, и в его выведении — обосновании, которое названо "дедукцией морального закона".

   Нравственность, по Канту, должна быть не относительной, скованной частными интересами, а  абсолютной, всеобщей, в противном  случае ее вовсе нет. Иными словами, враг подлинной нравственности —  релятивизм, относительность принципов, приспособление к ситуации. Вот тут  приобретает особенно острую форму  коллизия между абсолютным, строго необходимым, всеобщим нравственным законом, который отстаивает Кант, и всегда детерминированными обстоятельствами, поступками конкретных людей. Эта коллизия теперь и выступает на авансцену. Ведь конкретный человек не может  жить и действовать иначе, чем  ориентируясь на обстоятельства, строя  свои, именно субъективные максимы  поведения. Быть может, ему и нечего ориентироваться на всеобщую нравственность? И не становится ли всеобщий нравственный закон — категорический императив  — всего лишь идеалом и химерой? Наступает черед нового, весьма интересного  и остро драматического акта кантовского  рассуждения. Категорический императив  защищает свои права и притязания. Но делается это своеобразно: в союзники

   призываются как раз обыденное человеческое действие и поведение. Человеку предлагается присмотреться к самому себе и  убедиться в том, какие сильные  возможности движения к всеобщему  нравственному закону в нем заключены.

        В работе "Метафизика нравов" Кант представил целый комплекс нравственных обязанностей человека. Он считал очень важными обязанности человека по отношению к самому себе, в которые включал заботу о своем здоровье и своей жизни. Он рассматривал в качестве пороков самоубийство, подрыв человеком своего здоровья путем пьянства и обжорства. К добродетелям относил правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства. Высказывался, что не следует становиться холопом человека, допускать безнаказанного попрания своих прав другими, допускать угодничества и т. п.

        К числу обязанностей в отношении  друг к другу он относил  любовь и уважение. Пороки, которые  противостоят уважению, являются  высокомерие, злословие и издевательство. Особенно подчеркивал дружбу  между людьми, основанную на взаимной  любви и уважении. Кант полагал,  что добродетели необходимо учить  и начинать это делать надо  с ранних лет, наставляя ребенка  в моральном катехизисе.

  Кант довольно определенно высказывается о независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал: "Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять". "Мораль отнюдь не нуждается в религии". Все существовавшие в истории религии Кант рассматривал как виды ложного богопочитания. Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более. В этом духе он стремился истолковать христианство.  
 

Информация о работе Жизнь и творчество Иммануила Канта