Жизнь и творчество П.А.Флоренского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель
, поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому ,
последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс-
ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем
великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины ,
как Московская математическая школа .

Содержание

I Введение

II Биография

III Творческое наследие П. Ф.

IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала

а) его представления об общественном идеале

б) исследование проблемы общественного идеала

V Зримый рай Павла Флоренского

VI Павел Флоренский и наука XX века

а) введение топологических структур и единство научно-
го знания ;
б) новая теория исторического процесса.

в) формирование новых научных понятий , Московская ма-
тематическая школа , основной вопрос философии .

VII Заключение .

Вложенные файлы: 1 файл

Жизнь и творчество П.А.Флоренского.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

расстрела в 1937 году .

Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-

 

- 14 -

 

ям . Они правильно истолковали смысл книги . Это был несомненный

удар по материализму , считающему материю главной реальностью

мироздания . Как раз эта реальность при световых скоростях ока-

зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-

ретают истинную реальность .

Священник и богослов Павел  Флоренский умышленно отказался

здесь от любимых богословских и канонических рассуждений . Цен-

ность труда в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-

зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-

верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-

го опыта . Это настоящее " опытное богопознание " , известное с

древних времен . Суть такого пути - в свободном следовании за

истиной , которая сама ведет к Богу .

В доносых рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в геомет-

рии " справедливо указывалось , что этот труд возвращает нас к

средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и

цели всего небесного  мира . Правильнее сказать , что здесь подт-

верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-

го мира из света : " И сказал Бог - да будет свет , и стал свет

" .

Авторы доносов обрушивались и на теорию относительности ,

вольно или невольно подтвердившую  это библейское откровение пос-

тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-

никновения нашего мироздания из светового сгустка величиной

меньше булавочной головки .

Однако Флоренский пошел  в этом направлении намного дальше

Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-

чивается реальность , для автора " Мнимостей в геометрии " она

 

- 15 -

 

только начинается . Флоренский считает , что скорость света

300000 километров в секунду  - не предел , а только граница между

миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча

очерчивает все пределы  земного мира . По звездному времени это

сутки , а в пространстве граница между землей и небом пролегает

между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .

Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-

ется сотворение мира , Бог одновременно создал вечные и неруши-

мые сущности вещей . Смерть и разрушения возникают на границе

между нашей и " мнимой " , а правильнее сказать - вечной реаль-

ностью .

Здесь необходимо вспомнить " Иконостас " Флоренского и  его

учение об обратной перспективе  в иконописной традиции . Обратная

перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности , как

бы охватывающей зрителя .Плоскость иконы - это реальность . "

Мнимость " - сферическая  вогнутость , создаваемая взором и

кистью художником . Согласно его учению , мистическое пространс-

тво иконы - не изображение рая , а его вместилище . " Мнимости "

- зримый рай .

Учение Флоренского о  мнимостях и обратной перспективе  до сих

пор понимают немногие .

Самой важной заслугой Флоренского  перед наукой XX века явля-

ется , введение и систематическое использование им - для точной

, математической экспликации  своих , ныне революционизировавших

естествознание идей новых - топологических структур современной

математики . Он успешно продолжил здесь линию по выявлению со-

вершенно новой , чисто математической " онтологии " мира , нача-

тую еще Галилеем , Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими

 

- 16 -

 

другими и философски осмысленную  только поздним Гуссерлем .

Новые существенно важные компоненты самых современных теоре-

тических концепций естествознания опираются , оказывается , на

главные , наиболее глубокие понятия фундаментального , основопо-

лагающего раздела современной математики - топологии как наибо-

лее общего , современного учения о пространстве - о том , как

конкретно любые объекты  научного познания " выстроены " в  преде-

ле из своих " частей " - любого рода их подобъектов . Топологи-

ческие структуры - структуры предельного " прилегания " , пре-

дельной " составленности " целого из любых своих " частей " -

наряду с алгебраическими  структурами - являются наиболее фунда-

ментальными для всей современной  теоретичесой механики , а зна-

чит , и для современного научного знания в целом .

Флоренский предложил  еще в 20-е годы нашего века то решение

вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши

дни : " Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между

двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними , - кроме

того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-

ние их равно нулю ... Устанавливая такое сообщение между точками

..., мы непосредственно  соприкасаем друг с другом любые две точ-

ки . Так словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием

познающего и познаваемого ... хотя и оставаясь разделенными

пространственно , они оказываются совмещенными друг с другом .

Слово есть онтологическая изотропа " . 58 0 Это первое серьезное ,

концептуальное применение новой научной дисциплины XX века - то-

пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .

Во времена Флоренского , конечно , общая топология еще только

начинала складываться - и именно он был первым в мировой  науке

 

- 17 -

 

XX века , кто начал применять ее новые , более глубокие общест-

венно - пространственные понятия к решению действительно серьез-

ных научных , философских проблем , в частности , прежде всего

для более основательного осмысления того , как надо понимать в

наше время единство научного знания и сам процесс исторического

развития .Надо отдать должное врагам ученого : интуитивно они

совершенно правильно  оценили очень важное для всего научного со-

общества значение теоретических  идей и интересов П.А.Флоренского

- иначе как понять объявленное ими не более и не менее как " на-

учным вредительством " публикацию в 1937 году в русском переводе

первой в мире систематической  монографии по теории множеств -

известной книги Хаусдорфа " Теория множеств " , конечно же , со-

вершенно " безвредной " для тогдашнего официального марксизма в

идеологическом плане ? Очень жаль , что в результате наветов

отец Павел был слишком  рано лишен возможности участвовать  в этом

очень результативном , эффективном движении философской мысли XX

века , одним из основоположников которого он , собственно говоря

, и являлся в России , в постепенном обобщении и теоретическом

углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики

- топологии - до статуса  основополагающих , лежащих у самых ис-

токов человеческого познания философских категорий - категорий "

Гегнет" . Это смог сделать только другой великий философ XX века

- Мартин Хайдеггер . Другая главная , огромная и великая заслуга

П.А.Флоренского перед  философской наукой XX века - выявление  на-

иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-

рического развития , разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне

построение подлинно научной , современной историософии . Он на-

чинает с еще очень непростой классификации основных типов чело-

 

- 18 -

 

веческих культур , известных документальной истории , выделяя в

ней два главных , наиболее важных подразделения : культуру тра-

диционные и культуры , в его терминологии , " Возрожденческого

типа " , которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила

начиная с Ренессанса , Европа Нового Времени , а в зачаточном ,

еще недостаточно развитом - классическая Греция античности . 5 9 0

Еще один большой круг гносеологических проблем , очень инте-

ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших пос-

ледующее - весьма интересное и основательное - развитие в фило-

софской науке XX века , связан с конкретными особенностями фор-

мирования наиболее глубоких , самых общих и фундаментальных по-

нятий тех научных теорий , которые определяют ныне само наше "

видение " мира - миропонимание  нашего времени, - таких , напри-

мер , как квантовая теория или теория относительности . Конечно

, здесь он - как и вся  русская философия того времени  -находился

под сильнейшим влиянием неокантианства . Но и здесь он смог ска-

зать много нового и очень интересного .

Как он мог тогда , - в самые перовые десятилетия нашего , XX

века - в страшнейших , нечеловеческих условиях жизни так тонко и

безошибочно выделить , определить тот класс математических

структур , с помощью которых мы , уже в самом конце этого века ,

будем только начинать решать все эти , очень кратко описанные

выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы , - это , пожа-

луй , самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца

Павла . Не одно поколение исследователей еще будет " в великом

изумлении " стоять перед  этой удивительной загадкой .

Подводя итог следует вспомнить  слова Е.Н.Трубецкого , которые

он сказал , характеризую творчество философа : " Движение его

 

- 19 -

 

мысли определяется тем же основным контрастом , который опреде-

лил собою весь ход развития русской религиозной мысли : это , с

одной стороны , - бездна зла , греховный миро , внутренне рас-

павшийся , " рассыпавшийся в противоречиях " , а , с другой сто-

роны , " свет Фаворский " , в непроходящей реальности коего ав-

тор глубоко убежден . "Видимо , это высказывание можно применить

ко всему жизненному пути отца Павла , испытавшего в своей безв-

ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла , но

и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-

ной духовности , который не померкнет , пока жива Россия . .

 

2С Н О С К И : 0

 

51 0. Богословские труды . М., 1977 . Вып. 17 . С.117.

 

52 0. Вопросы философии . 1988. N 12 .С. 114.

 

53 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 96.

 

54 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 108.

 

55 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.5.

 

56 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.12.

 

57 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.7.

 

58 0. П.А.Флоренский Соч. в 2-х тт. Т.2. М.,1990,стр. 292.

 

59 0. П.А.Флоренский . Автореферат. - " Вопросы философии " ,

1988, N 12 , стр. 114 .

 

.

 

Информация о работе Жизнь и творчество П.А.Флоренского