Жизнь и учения Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 06:51, реферат

Краткое описание

Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Биография Сократа........................................................................................3
Философия в понимании Сократа...............................................................7
Философский метод Сократа.....................................................................10
Этическое учение Сократа.........................................................................11
Заключение................................................................................................12
Список литературы.....................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Сократ - копия.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

Философия как ее понимает Сократ не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики.

Философский метод Сократа

Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

Основные составные части сократовского метода: ирония и майевтика - по форме, индукция и определение - по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.

Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины. Поэтому продолжением и дополнением иронии служила майевтика - повивальное искусство. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию всеобщего как основы истинной морали.

Основная задача философского метода Сократа - найти всеобщее в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

Индукция и определение в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если индукция - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то определение - это установление родов и видов, их соотношения.

Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиниция служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.

Целью философского метода Сократа было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника.

Этическое учение Сократа

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в далекие времена местопребывание, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо.

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Сократ говорит: «Благо – ни что иное, как удовольствие, и зло – ни что иное, как страдание».

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то тем самым получается строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если тем не менее он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение - он ошибается.

В противоположность мнению большинства Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума - в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. Поэтому истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему.

Заключение

Выдвинув духовные ценности на первый план, Сократ считал их создание главной целью человеческой жизни.По Сократу, диалог и диалектический (вопросно-ответный) метод определения понятий являются необходимыми условиями совместного поиска истины.

Сократовский диалого-диалектический метод предполагает свободу человека и основывается на демократической идее о том, что человек есть существо ответственное, способное познать истину и прини-мать решения на свой собственный страх и риск.

Идея Сократа о самопознании, популярная в период античности, нередко становилась ведущей идеей на поворотных пунктах истории и существенно изменяла образ мысли людей.

Сократу, говорившему о невозможности окончательных знаний о чем-либо в равной степени было известно как то, что человек способен приобретать знания и умножать их, так и то, что знания и «искусство» сами по себе  великая сила. Однако он был уверен в том, что эта сила может быть использована и во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания при всей их полезности не сделают человека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным.

Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

 

 

Список литературы:

  1. Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005.
  2. Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004.
  3. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. - М.: Астрель, 2003.
  4. http://henx-90.narod.ru
  5. http://wikipedia.ru

Информация о работе Жизнь и учения Сократа