Законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:32, реферат

Краткое описание

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;

Вложенные файлы: 1 файл

философия диалектика.docx

— 25.76 Кб (Скачать файл)

Законы диалектики.

 

1. Общее понятие диалектики  и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение  материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход  на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма  движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и  уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется  целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в  пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится  в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания  диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими  являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся  связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы  окружающей действительности;

раскрывают глубинные  основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого  к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых  закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы  противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных  начал, которые, будучи едиными по своей  природе, находятся в борьбе и  противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость  и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных  начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и  отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между  едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные  виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим  сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую  качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона  регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется  и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где  одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе  стороны оказывают встречную  помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу  прямого содействия, но имеют общие  интересы и действуют в одном  в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют  различные интересы, не содействуют  друг другу, но и не борются между  собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны  должны действовать только вместе и  не могут действовать автономно  друг от друга).

4. Закон перехода количественных  изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная  бытию определенность, стабильная система  определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые  параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и  т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может  меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той  системы координат, в которой  раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход  в иное состояние понимается в  философии как «скачок».

Можно привести некоторые  примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно  на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения  структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз  быстрее). При достижении же температуры  в 100 градусов произойдет коренное изменение  качества воды – она перейдет в  пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все  большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным  спутником Земли (изменяется сама система  координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается  определить узловой момент. Переход  количества в принципиально новое  качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного  изменения качества – меры), то хорошей  иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и  «Лысый»: «При добавлении, какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания.

Закон отрицания заключается  в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в  старое и отрицается все более  новым.

Примеры:

смена общественно-экономических  формаций (при формационном подходе  к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети –  частично родители, но уже на новой  ступени);

ежедневное отмирание  старых кровяных клеток, возникновение  новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как  восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет  никакой направленности.

Практика показывает, что  из трех точек зрения наиболее близкой  к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс  идет по восходящему направлению  развития, но со спадами – расцвет  Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое  время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

 

 

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его  внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов  – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого  организма как биологической  системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что  многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную  систему, в которой они располагаются  в иерархическом порядке. Благодаря  этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие  таких связей, где одна порождает  другую. Предметы, явления, процессы окружающего  мира чем-то обусловлены, то есть имеют  либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает  следствие, а связи в целом  именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает  два аспекта окружающего мира:

вечной неуничтожимостью истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует  философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление;

форма и содержание;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

     Диалектика  как метод познания.

По этому поводу К. Маркс  писал : "Мой диалектический метод по своей основе не

только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.

Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в

самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет,

лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь,

после освобождения её от её мистической формы, а это-то как  раз и отличает от

неё мой метод."

Идея как предмет философии  впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона

есть то изначальное целое ,что при всём многообразии отдельных вещей делает

их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных

вещей. Быть сущностью вещей  и общим многим вещам, быть существенным в них как

бы их прообразом - таково свойство идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона : - "идеи Платона как самостоятельные

сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют  ни

бытия идей, ни познания вещей".

Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в

систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и находят  тенденцию

вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической

деятельности, общения и  рефлексии, изменяющих эту действительность.

Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение

реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития

действительности.

1)Метафизика. Философское  учение о сверхчувственных принципах  бытия. Она

представляет собой философский  метод, рассматривающий явления  в их

неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние

противоречия как источник их развития.

2)Догматизм - возникает  на основе метафизики. Он как  метод предполагает

метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее

догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть

догматизма. В рабочем  движении догматизм приводит к вульгаризации  марксизма,

оппортунизму, политическому  авантюризму.

3)Софистика - учение, основанное  на преднамеренном нарушении  законов

логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых

Информация о работе Законы диалектики