Закон единства и борьбы противоположностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:17, реферат

Краткое описание

Философское миропонимание призвано не только представить основные «блоки» бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый философский поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира как связного целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, жгучих проблем, вставших перед человечеством сегодня.

Содержание

Вступление
1. Диалектические противоположности
2. «Единство и борьба» противоположностей
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ - РЕФЕРАТ.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО МО

«1-ый Московский областной музыкальный колледж»

 

 

РЕФЕРАТ

 

По «Основам философии»

На тему: «Закон единства и борьбы противоположностей»

 

 

 

 

Студентки 4 курса вокального отдела

Семилетовой Марии Александровны

 

 

 

 

 

 

г. Коломна  2014 год

План реферата:

Вступление

    1. Диалектические противоположности
    2. «Единство и борьба» противоположностей

Заключение

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Философское миропонимание призвано не только представить основные «блоки» бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый философский поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира как связного целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, жгучих проблем, вставших перед человечеством сегодня.

Одним из разделов данной области философии является диалектика противоположностей, рассматривающая взаимосвязь противоположностей, лежащих в основе целостной структуры, их борьбу и единое существование.

В сущности каждого объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов". Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалектические противоположности

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. Открытие противоположных, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «предельные», крайние места. Примеры противоположностей; верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое, горячее – холодное и т. д.

Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг, друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т. д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона. Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями — сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как в обществе, так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин «единство-и-борьба противоположностей» и «диалектическое противоречие» заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т. д., то применительно к природе, к сознанию слово «борьба» не следует понимать буквально. Нелепо было бы думать, например, что при решении математических задач «борются» операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ «борются» процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т. д. Очевидно, что термин «борьба противоположностей» по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово «борьба» употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы «единство-и-борьба противоположностей».

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые бинарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского «гомеостаза», то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К. Поппер пишет: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова «полярность». Пример такой структуры — существование положительного и отрицательного электричества».

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их «пульсацию», дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития всего сущего.

 

«Единство-и-борьба» противоположностей

Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание — эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель: «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное — с бесконечным, прогресс — с регрессом и т. д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.

Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга...». Этому вторит и жизненная мудрость, которая гласит: «Крайности сходятся». В этом схватывается реальная диалектика. Например, в политике анархия и деспотизм взаимно приводят друг к другу. Неукоснительное, но чисто формальное соблюдение правил, казалось бы призванное служить порядку, по сути, способно парализовать живое дело. Есть даже такой вид забастовки, когда работники учреждений начинают строго соблюдать все предписания, и в решении вопросов сразу же наступает сумятица.

Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы — черта диалектического мышления. Гибко взаимосвязаны, подвижны норма и аномалия, болезнь и здоровье, неразрывно связаны между собой цели и средства, материальное и духовное в человеческой деятельности и т. д. Умение отойти от жесткого противопоставления кривого и прямого, отождествление их (на бесконечно малом отрезке) явилось важным шагом в открытии дифференциального и интегрального исчислений. Единство противоположностей — эффективный способ познания самых различных явлений, процессов. Так, осмысление познавательного процесса связано с разграничением и многоплановым, конкретным соотнесением его компонентов, аспектов, уровней — чувственного и логического, опытного и теоретического, субъективного и объективного.

Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Так, Маркс разграничивал производство и распределение, производство и обмен, производство и потребление, выявляя их различие, специфику важнейших функций, характеристик. Однако поляризация противоположностей сменяется затем в его анализе раскрытием их частичной погруженности друг в друга (производственный обмен, производственное потребление и т. д.), а затем теоретическим развертыванием все более сложного их взаимодействия. Диалектические противоположности настолько тесно переплетены между собой, что стоит акцентировать — на практике или в теории — один из этих полюсов, как о себе тут же заявляет другой. Скажем, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные.

Диалектическое познание предполагает поляризацию единых, целостных явлений, процессов, выделение в них как бы чужеродных, но неразрывно взаимосвязанных, «живых» противоположностей, гибкое взаимодействие которых выражает существо того или иного объекта и потому дает «ключ» к его функционированию, изменению, развитию. От первичной теоретической поляризации противоположностей познание движется к пониманию их взаимодействий, многообразных, гибких сочетаний на основе развернутого, дифференцированного анализа, углубления в существо дела.

Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с внутренней глубинной сутью предметов. Для их выявления требуются серьезные усилия теоретической мысли. (Не случайно Гегель в своей «Науке логики» рассматривал диалектическое противоречие и связанные с ним категории в разделе «Сущность».) Как правило, внешние конфликты и противостояния служат проявлением глубинных диалектических противоречий, связанных с внутренней структурой предмета. Но вовсе не все конфликты, несоответствия, противоречия, обнаруживающие себя в тех или иных областях действительности, являются выражением глубоких диалектических противоречий. Это могут быть дисбалансы различных факторов, рассогласования, столкновения тех или иных сил, тенденций, оказавшихся помехой друг для друга. Такие явления тоже называют противоречиями; нелепо, однако, говорить о них как об источнике развития. Они скорее являются реальными аналогами логических противоречий, нарушающих связность, последовательность размышлений, делающих их неполноценными. И как в логике познание движется вперед, преодолевая противоречия, так и в жизни: несоответствия, сбои в функционировании и развитии систем должны преодолеваться. Система может функционировать нормально, успешно лишь при условии четкой согласованности ее элементов, подсистем и других составляющих. Диалектические противоречия мышления, познания принципиально отличаются от бесплодных противоречий, являющихся результатом нечеткости, неряшливости, непоследовательности, неумения логически мыслить. Все эти изъяны мышления, некомпетентность, безответственность, воплотившись в действия, порождают сумятицу, хаос, бессмыслицу дел, конечно же не имеющих ничего общего с глубокой диалектической противоречивостью бытия, постичь которую стремились великие умы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, «удельный вес» другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т. д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

Живым организмам присущи противоречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и представляют собой специфический источник развития живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступает смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, и, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями.

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей