Западная неклассическая философия XIX–XXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Ее краеугольный камень – принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко: не только индивидуальный человеческий, но и надындивидуальный – Мировой Разум,Божественный разум. Этот «камень» покоился на «трех китах». Во-первых, предполагалось,что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами(божественными, природными, духовными). Во-вторых, преобладало убеждение, что,эти законы познаваемы человеком с помощью разума или чувственного опыта,результаты которого все же осмысливает опять таки разум.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX.docx

— 70.96 Кб (Скачать файл)

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает выявленные им основные архетипы.

Анима и Анимус – архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и мужским. Доминирование в мужчине Анимы выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Мужской архетип во внутреннем мире женщины вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти.

Юнг выделяет и такие архетипы, как Персона и Тень. Персона – совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Согласно, Юнгу,персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом. Таким образом,Персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. Тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения.

Важнейшим архетипом, по Юнгу, является Самость. Это целостность человека как индивидуальности,такое сущее, которое может сказать: «Я».

Энергия понимания

1.Какими основаниями и  условиями можно объяснить становление  неклассической философии?


2.Как Вы оцениваете  критику христианских принципов  Ф. Ницше? Во всем ли Вы с  ним согласны?

3.В чем драматизм проблемы  выбора в философии экзистенциализма?

4.Объясните философский  смысл основного принципа экзистенциализма (по Сартру).

5.Почему свобода порождает  проблемы? Может ли человек выбрать  несвободу?

6.Каков механизм феноменологического  метода?

Фрагменты из классичеси х источников

А.Шопенгауэр

«С мыслями бывает именно то же, что и с людьми: их нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами».

«Истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее путем собственного мышления».

«Читать должно только тогда, когда иссякнет источник собственных мыслей, что довольно часто случается с самою лучшею головою».

«Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».


Ф.Ницше

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя;а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Человек– это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью.Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человек важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

(Ницше,Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – С. 8–9).

«Я,например, вовсе не пугало, не моральное чудовище, – я даже натура, противоположная той породе людей, которую до сих пор почитали как добродетельную. Между нами,как мне кажется, именно это составляет предмет моей гордости. Я ученик философа Диониса, я предпочел бы скорее быть сатиром, чем святым. …Я не создаю новых идолов. Мое ремесло скорее – низвергать идолов – так называю я «идеалы», в той мере, в какой выдумали мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, ее смысл, ее истинность. …Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью,само человечество, проникаясь этой ложью, извращалось вплоть до глубочайших своих инстинктов, до обоготворения ценностей, обратных тем, которые обеспечивали бы развитие, будущность, высшее право на будущее».

(Ницше,Ф. Ecce homo [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – С.694–695).

М.Хайдеггер

«Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Эк-зистенция может быть присуща только человеческому существу, т.е. только человеческому способу«бытия»; ибо одному только человеку, насколько мы знаем, доступна судьба эк-зистенции. ТО, что есть человек, покоится в его экзистенции. Так понятия эк-зистенция,однако, не тождественна традиционному понятию existentia,означающему действительность в отличие от essentiaкак возможности. Эк-зистенция именует определяющее место человека в истории истины

 


Информация о работе Западная неклассическая философия XIX–XXвв