Зарождение античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно-философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………………….4
2 НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН)..................6
3 УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА……………………………………………………………7
4 ГРЕЧЕСКИЙ АТОМИЗМ (ДЕМОКРИТ)………………………………………...11
5 СОФИСТИКА И СОКРАТ………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………………..16
Литература…………………………………………………………………...............17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение     высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра философии и социологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Философия»

 

на тему «Зарождение античной философии»

Вариант: 5.

 

      

 

 

Выполнила:

студентка гр. КМз-121

Дутова О.В.

Проверил:

проф. Спирин А.Д..

 

 

 

Кемерово 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

     1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………………….4

     2 НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН)..................6

     3 УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА……………………………………………………………7

     4 ГРЕЧЕСКИЙ АТОМИЗМ (ДЕМОКРИТ)………………………………………...11

     5 СОФИСТИКА И СОКРАТ………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………………..16

Литература…………………………………………………………………...............17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все многообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. 
         Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот и не может по - настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. [3;с.26]

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

О периодизации античной философии пишут многие знаменитые философы, это Чанышев А.Н., Смирнов И.Н., Титов В.Ф., Асмус В.Ф., Богомолов А.С. Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и третий – неоплатоновскую философию. 

История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно-философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии.        

Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом, появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются. 

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. 

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира. [1;с.86], [6;с.64]

 

 

 

 

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН)

В Древней Греции в VII - VI веках возникает новое направление натурфилософия, как и позже торговля без индикаторов. Натурфилософия изучает законы природы. Все учёные того времени пытались найти первооснову этого мира. Но так как в те времена научные знания были развиты плохо, все учёные, делая выводы, основывались не на приборах, а на самостоятельных умозаключениях, они мыслили абстрактно.

Одним из выдающихся философов был Фалес, он считал, что первооснова этого мира – вода; Фалес в 585 году предсказал затмение солнца, также он был выдающимся политиком. Он считал, что земля имеет форму диска и плавает на поверхности воды.

Анаксимен считал, что первоосновой всего есть воздух, потому что в результате его разряжения появляется огонь, а в результате сгущения – ветер и облака.

Анаксимандр считал, что первооснова мира есть неизвестное вещество апейрон, из него всё возникает и это вещество есть божественным началом.

Анаксагор пришёл к выводу, что всё на этой земле есть результат космических взаимосвязей. И первоосновой мира являются семена вещей, именно из этого произошло и происходит всё, что есть на этой земле.

Каждый из этих философов, делая свои заключения, тем самым сотворили новое направление, которое называется натурфилософия. Следует отметить, что все философы того времени, делая выводы пользовались абстрактным мышлением.

[6;с.72]

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА

На западном побережье Малой Азии кроме города Милета, в котором возник греческий материализм, выделился город Эфес - родина философа Гераклита. Родился Гераклит приблизительно в середине 40-х годов VI века до нашей эры (544 или 540 г.г.). Происходил родом из аристократической семьи. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы. Персидская монархия стремилась распространить свои владения на запад. Гераклит был современником неудавшегося восстания покоренных персами греческих городов против победителей.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых его произведениях. Он враждебно относился к демократической власти, которая пришла в город на смену власти старинной родовой аристократии. По мнению Гераклита властью должно обладать меньшинство "лучших". Не лестно он отзывается о руководителях своего города: "Каков же у них ум и рассудок? Они верят народным певцам и учитель их - толпа. Толпа же набивает брюхо, подобно скоту. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших". Большинство жителей было не на стороне аристократии, поэтому его произведения носили духовный, а не политический оттенок.

В отличие от милетских ученых-материалистов, Гераклит был не столько "физик" или "физиолог", сколько "богослов". В уединении, питаясь быльем и травами, он написал свою книгу "О природе". Она состояла из трех частей. В первой речь шла о самой природе, во второй рассказывалось о государстве, а в третьей о боге.

До нас мало дошло отрывков первой части, но есть утверждения, что мышление Гераклита о физической природе светил и их движении, имеют большое сходство со взглядами древних египтян. Египтяне были не только богословами, но также астрономами и математиками.

Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная для понимая (отсюда прозвище Гераклита "темный") эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.

Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь. Отсюда древние дали ему второе прозвище -"плачущий", в отличие от Демокрита, который звался "смеющийся". По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: "Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали".

Ни пессимизм, ни политическая борьба не ослабили проницательности, с которой Гераклит наблюдал и постигал изменения в жизни людей и в природе. Оценка этих наблюдений была отрицательной, мрачной, но роль этих изменений для человека и для природы он понял очень глубоко.

По Гераклиту - движение - общий процесс мировой жизни. Оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. "Всё движется и ничто не покоится и уподобляясь течению реки, невозможно дважды войти в ту же самую реку".

Первоначалом Гераклит считает огонь. "Этот мировой порядок не создал никто из богово, ни из людей, он всегда был, есть и будет вечно живым огнём мерами вспыхивающим и мерами угасающими". В этом тексте древнегреческий философ утверждает, что всё возникает из одного и что всё возникшее становится одним. Это "одно" первовещество - огонь. Из этого утверждения можно сделать вывод, что Гераклит по существу - материалист.

Бытие, по Гераклиту, имеет три важные характеристики:

- огонь - это наиболее подвижное, изменчивое явление в природе;

- отрицание того, что мир сотворён кем-либо из богов или людей;

- вечно живой огонь пламенеет не беспорядочно, а мерами, т.е. существует строгая ритмичность мирового процесса, строгий правильный порядок мирового строя.

Сохранилось несколько фрагментов сочинения Гераклита, в которых он говорит, что процесс изменения в природе - есть борьба противоположностей. Борющиеся противоположности не просто сосуществуют, а переходят одна в другую и при этом переходе сохраняется тождественная основа, то есть всё в природе взаимосвязано. "Холодное становится теплым, теплое - холодным, влажное - сухим, сухое - влажным".

При постоянном движении, изменении, переходах явлений в противоположное, существует относительность всех свойств вещей. Гераклит понимает относительность качеств вещей наблюдая за людьми и животными. "Ослы солому предпочли золоту". Стало быть, ценность золота относительна. В глазах людей оно представляется высочайшим богатством, но для ослов ценнее солома, корм. "Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других". Относительность свойств распространяется на эстетические оценки и на оценки, касающиеся человеческой мудрости и нравственных качеств.

Гераклит - один из первых античных философов, от которого сохранились тексты о познании. Гераклит проявлял большой интерес к проблеме познания. В отличие от Ксенофана, он подходит к вопросу о познании более глубоко. Высказываясь о душе человека, Гераклит подчеркивает ее неисчерпаемость, безграничие. 

В познании природы Гераклит утверждает, что: "Природа любит скрываться". Это означает, что если мы хотим получить ответы на вопросы, касающиеся природы, то должны приложить некоторые усилия, познания не лежат на поверхности.

Информация о работе Зарождение античной философии