Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:53, реферат
Цель данной работы: изучение понятий «Знание» и «Вера». Поставленные задачи: рассмотрение их взаимоотношений и особенностей.
Исследование данной темы осложняется множественностью противоречивых высказываний, большим количеством мнений о важности веры или знания. И тем, что многое из прочитанного противоречит моим внутренним убеждениям.
Введение
1.Знание- это красота ума, а вера- это красота души
1.1. Вера
1.2. Становление проблемы знания
2. Знание
3. Соотношение веры и знания
4. Различие между знанием и верой
5. Связь между знанием и верой
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Знание- это красота ума, а вера- это красота души
1.1. Вера
1.2. Становление проблемы знания
2. Знание
3. Соотношение веры и знания
4. Различие между знанием и верой
5. Связь между знанием и верой
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для меня эта тема особенно
важна. Имея аналитический склад
ума, я привыкла строго мыслить и
строго излагать свои мысли, опираясь
на факты, то есть ничего не принимать
на веру. Но это совсем не значит, что
моя жизнь лишена ее вовсе, так
как без веры, по моему мнению,
жизнь утрачивает не только смысл, но
и цель. И это касается, как
отдельного человека, так и всего
общества в целом, поскольку, даже для
элементарного общения с
Знания - я разделяю на «свои» - те, к которым пришла сама, через собственный опыт и «чужие» - те, которые были получены извне. Возьмем человека с момента его рождения, информацию, получаемую из окружающего мира, ребенок принимает как есть, как данность и именно она является его первыми знаниями. Аналитические способности, дающие возможность и потребности вырабатывать отношение к полученным в детстве знаниям, развиваются спустя несколько лет, а полноценное их развитие достигается много позже. В течение этого периода огромное количество информации от родителей, учителей, друзей и знакомых минуя критический разум, попадают в мозг, формируя память и знания. Эта часть знаний не проанализирована и не всегда может быть проверенна человеком в силу разных причин. Именно здесь можно увидеть одну из многочисленных нитей, которыми связанны знания и вера, ибо чужие знания неизбежно будут сопровождаться верой, или ее негативной стороной - недоверием. Недоверие иногда играет хорошую роль, ведь полученные даром чужие знания иногда могут быть ошибочными и требовать тщательного анализа и качественной проверки.
Цель данной работы: изучение понятий «Знание» и «Вера». Поставленные задачи: рассмотрение их взаимоотношений и особенностей.
Исследование данной темы осложняется множественностью противоречивых высказываний, большим количеством мнений о важности веры или знания. И тем, что многое из прочитанного противоречит моим внутренним убеждениям.
1. Знания - это красота ума, а вера - это красота души
Знание и вера - слова, употребляемые нами довольно часто - понятия, отражающие основу взаимоотношений мира и человека, не устаревающие и не меняющие свой смысл и свою ценность в зависимости от настроений общества.
Эти понятия многогранны и могут быть рассмотрены с разных позиций, но не как самостоятельно существующие вещи, живущие своей собственной жизнью. Их изначальный смысл говорит не о знаниях вообще и не об абстрактной единой вере, а о взглядах конкретного человека, группы людей или даже всего человечества. Каждый из нас что-то знает и одновременно во что-то верит. Один и тот же факт для одного человека может выступать как элемент знания, а для другого, как часть веры.
1.1 Вера
Для начала приведу определение веры, данное в Новом Завете: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
Каждый человек имеет
веру. От рождения. И испокон веков
старается понять, что ему с
ней делать, как применить и
на что употребить. Это подтверждается
историей развития человечества, огромным
количеством философских и
Выражение «человек во что-то верит» означает только то, что он принял в свое мировоззрение какую-то информацию, которую признал истинной без собственных доказательств, не получая подтверждения ее достоверности из своего повседневного опыта. То есть вера - это информация, истинность которой принята нами на слово.
Иногда говорят: «верит потому, что доверяет источнику полученной информации (авторитетному человеку, общественному мнению или признанной книге)», но мне кажется, что подобные выражения сложно назвать верой, в схожих случаях утверждение имеет некоторое, хотя иногда и недостаточно обоснованное знание. Вера она обходится без всяких «потому что», кроме одного - потому что я не могу не верить.
Чаще всего вера проявляется в двух формах: верой наивной и слепой верой. Наивно верит всякой сказке ребенок, в котором (как я уже говорила выше) еще не пробудилось сомнение, то есть деятельность рассудка вооруженного логикой. Слепо верит человек, насильственно подавляющий голос скептического разума, вытесняя его из сознания. И если бы вера исчерпывалась двумя этими формами, она являлась бы чем-то не нормальным.
Третью форму веры - можно назвать верой сознательной, в которой признание информации за истинность уже не при полном молчании рассудка, но вопреки его протесту (понимаю, что существование Бога доказать не возможно, но я в него верю, потому что не могу не верить).
По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере -- “один дукат”. Вера в общие положения -- доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. «Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения». Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.
Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.
Первая определяется как
верность Богу и последовательное практическое
осуществление в жизни
В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, как говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге о нашем отношении и отношении мира к нему, а также о нетленности нашей души; это знание есть не просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересованно сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли. Так происходит отчасти в силу того, что благодаря вере нашей обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам, как законы Бога, отчасти и в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыке, живописи и иконописи) холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.
Говоря о религии, как форме общественного сознания, имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждения всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе порой дремлющее чувство достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать других.
Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности, в чём либо, до жизненных убеждений.
Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения, вынужден опираться на свою веру.
Любой атеист тоже преисполнен веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущая материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал, и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или другой пример: мы верили в светлое будущее - коммунизм. И это совсем не научное знание - это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как ни мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, притом неистово - злая: это религия идопоклонства.
Тем не менее и вера претерпевает изменения в ходе развития человечества. Эти различия заключаются например не только в том, что, например на смену язычеству приходит христианство, но также и в том, что само христианство не сохраняет свой «облик» постоянным, но развивается, пересматривает и шлифует догматы, распадается течения, секты, каждая из которых, оставаясь христианской по содержанию, обретает специфическую, иногда весьма своеобразную форму.
1.2 Становление проблемы знания
Вопрос о знании, его формах, видах и границах был центральным на протяжении всей историко - философской традиции. Становление проблемы знания традиционно относят ко времени древнегреческой философии. Платон позиционировал знание как одну из важнейших способностей человека и выделял два его вида - истинное знание и промежуточное знание между наукой и незнанием - мнение. Далее проблематика знания получила свое развитие в трудах Аристотеля, который впервые систематизировал приемы рассуждения, сделал их предметом философского анализа. Он выделял знание «предварительное», которое необходимо для изучения, а также общее и частное знание, указывая на различие между знанием и мнением.
Ряд аспектов проблемы знания,
исследованных древнегреческими философами,
являлись актуальными и в Новое
время. Р. Декарт осуществлял поиск
универсального метода для получения
истинного знания. Дж. Локк, исследуя
непосредственную данность в опыте
элементов знания, рассматривал проблему
знания, опираясь на теорию врожденных
идей. Существенный вклад в разработку
интересующей нас проблемы внес И. Кант,
который обнаружил, что существуют
два способа образования
2. Знание
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира.
В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Знание можно разделить на чувственное и эмпирическое.
Чувственное знание - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Знание как данность - это своеобразная социальная и индивидуальная память - способ сохранения и использования наследуемого или вновь создаваемого объема информации. Фундаментальную значимость для общества имеет запас знания о природе, формах и способах деятельности, образцах поведения, нормах и приемах коммуникации и общения.
Преобладающая область знания - это повседневные, дотеоретические, житейские знания - все то, что считается в обществе «знанием», независимо от обоснованности и достоверности, это сфера, которую исследователи называют «фабрикой значений» самой «реальности», которую «знают» люди. Без обыденного, повседневного знания невозможно выработать теоретическое знание, не может сложиться и сам «мир повседневной жизни», который рассматривается и переживается нами в качестве непосредственной реальности. Повседневное знание обладает рядом фундаментальных черт, позволяющих строить представления о реальности, сохраняя преемственность традиций и одновременно признавая многообразие «реальностей» в разных обществах и в разное время. Личный опыт дает нам малую часть знания о мире, большая часть нашего знания имеет социальное происхождение, передается нам в ходе обучения, в общении и совместной деятельности. Прежде всего, это нормативные системы - внутренний механизм существования социальных традиций, в рамках которых живет человек и является их участником. Как знание нормы включают образцы поведения и деятельности и предполагают их воспроизведение в новых условиях. Знание предстает здесь как своего рода путеводитель по образцам жизненных явлений и инструкция по пользованию ими.
Всепоглощающая тяга к знанию - это одна из самых возвышенных потребностей мыслящего человека, мощная идеальная побудительная сила человеческой деятельности. По словам Эйнштейна, демон научных проблем безжалостно сжимает ученого в своих когтях и заставляет предпринимать отчаянные усилия в поисках истины. Под влиянием этой силы люди настойчиво занимаются накоплением знаний, художественным творчеством, совершенно не думая о практических целях и расчетах. Отстаивая истину, люди подвергались гонениям, умирали нищими: такова судьба многих новаторов. Подвижники науки, для которых искание истины составляло смысл всей их сознательной жизни, сделали нас умнее и просвещеннее.