Знание и вера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:53, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучение понятий «Знание» и «Вера». Поставленные задачи: рассмотрение их взаимоотношений и особенностей.
Исследование данной темы осложняется множественностью противоречивых высказываний, большим количеством мнений о важности веры или знания. И тем, что многое из прочитанного противоречит моим внутренним убеждениям.

Содержание

Введение
1.Знание- это красота ума, а вера- это красота души
1.1. Вера
1.2. Становление проблемы знания
2. Знание
3. Соотношение веры и знания
4. Различие между знанием и верой
5. Связь между знанием и верой
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

знание и вера.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и  смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти, одним словом: поступать так, чтобы  не навредить себе и окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение веры и  знания

 

Проблема взаимоотношения  знания и веры имеет давнюю историю. Особенно активно она обсуждалась  в средневековой схоластической философии. По мере того, как средневековая  философия развивалась, в ней  выявлялось все больше противоречий между догмами веры и знания.

Так, уже Тертуллиан открыто  выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный  утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что  уже принято верой. Ансельм Кентерберийский, во времена схоластики учил «верить, чтобы понимать». Фома Аквинский  говорил о гармонии между верой  и знанием при приоритете веры. По Аквинскому, вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия  служит теологии. У Аквинского вера ведет за собой знание. «…Этот святой советовал всем людям молодым  и более зрелым воспринимать Божию  истину посредством веры, а затем уж стараться понять ее».

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание - сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а  не в потемках схоластики и в цитатах  из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Например, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том, что «церковь - друг науки», отмечая, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской  религиозной философии, одно из важнейших  понятий которой - «цельное знание». Идеал цельного познания как органического  всеобъемлющего всеединства привлек  многих русских мыслителей, начиная  с А.С. Хомякова и Вл. Соловьева. Они  считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек  начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге.

Русские философы исходили из того, что вера - важнейший феномен  внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием  смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значение абсолютных ценностей есть религия (С.Л. Франк). Но и в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежденность в справедливости, правоте целей и реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая вера (в отличие от слепой веры, или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но и открывает простор для активной деятельности сознаний.

Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического  познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Оно не может носить только теоретический  характер, а должно отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям  человека в воле, разуме и чувстве.

Рассматривая взаимоотношения  веры и знания, Н.А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и  ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ  утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного  ограничения. Религиозная философия  видит, что противоположность знания и веры есть лишь аберрация слабого  зрения. Религиозная истина - верховна, вера - подвиг отречения от благоразумной рассудочности, после которого постигается смысл всего. Но окончательная истина веры не упраздняет истины знания и долга познавать.

Научное знание, как и  вера, есть проникновение в реальную действительность, но частную, ограниченную; оно созерцает с места, с которого не все видно и горизонты замкнуты. Утверждения научного знания - истинны, но ложны его отрицания. Наука верно учит о законах природы, но ложно учит о невозможности чудесного, ложно отрицает иные миры. И в скромности знания - высшая гордость науки. Тот высший гнозис, который дает нам вера, не отменяет истин науки как низших. Низших истин нет, все истины равны. Религиозный гнозис лишь превращает частную научную истину в истину полную и цельную, в истину как путь жизни. Но гнозис веры дается внутренним подвигом самоотречения, который и допускает к высшим реальностям. Созерцание общих идей как реальностей дается лишь победой над ограниченной чувственностью и рассудочностью, благодатным расширением опыта. Ограниченность позитивизма и материализма жизни и мысли есть рабство у чувственного мира, от которого можно освободиться лишь всей полнотой жизни. Благодать веры стяжается усилием и направлением воли. Не верят те, которые не хотят верить в глубине своего умопостигаемого характера, так как слишком хотят по своему рассудку и произволу устроить мир. Потому и не знают. Скептицизм есть прежде всего дефект воли. Скептицизм интеллектуальный сам по себе не страшен. Паскаль был интеллектуальным скептиком, но он же был и верующим, т.е. преодолел скептицизм волевой, свободно избрал себе предмет любви. Требования, которые обычно предъявляют скептики к вере, поражают своей нелепостью, своим непониманием природы веры.

Скептики требуют от веры гарантий, т.е. упраздняют сущность веры, хотят знания. Скептики не хотят  отречься от рассудочности, от власти этого мира, не могут совершить  избрания, сосредоточить своей воли. Отсутствие благодати, на которое жалуются скептики, есть лишь обратная сторона  их направления воли, их рассудочности, их привязанности к чувственному миру видимых вещей. Скептики прежде всего должны отречься от своих требований к вере, тогда лишь можно с ними говорить о вере. Многие говорят, что хотели бы верить, но не могут. Это не значит, что вина не в них, это лишь значит, что недостаточно сильно хотят, или хотят, но без риска и отречения, с сохранением всех гарантий и предубеждений.

Научное знание, как и  вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т. п.

Отличая веру, на которой  покоится знание, от религиозной веры, философ указывает, что знание предполагает веру (в обоих аспектах), оказывается  формой веры. «В глубине» знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание - и то и другое образуют единство, но всё же эти два феномена различаются.

 

 

 

 

4. Различие между знанием  и верой

 

Анализируя природу знания и веры, можно увидеть различие между этими двумя состояниями. По классическому и вечному определению  веры, одинаково ценному и в  религиозном, и в научном отношении, вера есть обличение вещей невидимых. В противоположность этому знание может быть определено как обличение  вещей видимых. Психологическая  противоположность знания и веры бросается в глаза даже человеку, не склонному к философскому анализу. Знание - принудительно, вера - свободна. Всякий акт знания, начиная с элементарного  восприятия и кончая самыми сложными его плодами, заключает в себе принудительность, обязательность, невозможность  уклониться, исключает свободу выбора.

Знание носит характер насильственный и безопасный, вера - свободный и опасный. В вере, в обличении невидимых вещей, в волевом избрании иных миров  есть риск и опасность. В дерзновении  веры человек как бы бросается  в пропасть, рискует или сломать  себе голову, или все приобрести. В акте веры, в волевой решимости  верить человек всегда стоит на краю бездны. Вера не знает гарантий, и  требование гарантий от веры изобличает неспособность проникнуть в тайну  веры. В отсутствии гарантий, в отсутствии доказательного принуждения - рискованность  и опасность веры, и в этом же пленительность и подвиг веры. Человек  поверивший есть человек свободно дерзнувший, преодолевший соблазн гарантирующих  доказательств. Требование от веры гарантий, даваемых знанием, представляется похожим  на желание пойти ва-банк в азартной игре, предварительно подсмотрев карту. Вот это подсматривание карты, эта  боязнь риска, эта неспособность  к свободному дерзновению есть у  всех подменяющих веру знанием, у  всех согласных верить лишь с гарантией. Обеспечьте надежность результатов, гарантируйте, докажите, т.е. принудьте нас - тогда поверим! Но тогда поздно уже будет поверить, тогда не нужно уже будет веры, тогда будет знание. В акте веры есть подвиг отречения, которого нет в акте знания; акт веры есть акт свободной любви, не ведающей доказательств, гарантий, принуждений.

 

 

 

 

5. Связь между знанием  и верой

 

Говорить о связи между  знанием и верой можно с  двух точек зрения. Во-первых, может  ли существовать такое представление, которое не только будет способствовать появлению веры и идеалов, но в  то же время будет подтверждаться логикой, или же всякое мышление, основанное на науке и философии, противоречит вере, духовной привязанности, надеждам и счастью человека? Во-вторых, нужно  рассмотреть воздействие науки, с одной стороны, и веры - с другой, на человека. Действительно ли наука  призывает к одному, а вера - к  чему-то противоположному? Или же наука  и вера дополняют друг друга, причем наука созидает одну половину человека, а вера - другую?

В таком случае, что дает нам вера, а что - наука?

Наука дает нам просвещение  и силу, а вера - любовь, надежду  и теплоту; наука создает средства, а вера - цель; наука придает скорость, а вера указывает цель; наука есть возможность, в то время как вера определяет правильное желание; наука  показывает то, что в действительности есть, тогда как вера вдохновляет на то, что должно быть сделано; наука - это внешняя революция, а вера - революция внутренняя; наука превращает окружающий мир в мир человека, а вера придает душе человечность; наука создает природу, а вера - человека.

И наука и вера придают человеку силы, но сила науки дробна и дисперсна, тогда как сила веры непрерывна. И в науке и в вере есть красота, но наука - это красота разума, а вера - это красота души, наука - это красота мысли, а вера - это красота чувств. Наука дает внешнюю безопасность, а вера - внутреннюю. Наука защищает от болезней, наводнений, землетрясений и штормов, а вера - от волнений, одиночества, чувства неприкаянности и бессмысленности существования. Наука примиряет человека с миром, а вера приспосабливает его к самому себе.

Очевидно, что наука не может занять место веры, которая  дает не только просвещение и силу, но и любовь и надежду, повышает уровень  наших желаний, не только помогает нам  достигнуть своих целей, но и освобождает  нас от тех целей и устремлений, которые в силу природных инстинктов находятся в сфере индивидуализма и эгоизма. Вместо этого вера дает нам такие идеалы, которые основаны на любви и духовной привязанности. Вера - это еще и инструмент, с помощью которого мы можем изменять свою сущность. С другой стороны, и вера не может заменить науку и дать нам возможность понять природу, ее законы, а также нас самих.

Там где нет знания, вера невежественных, хотя и набожных, людей  становится орудием в руках хитроумных лицемеров, но и наука без веры подобна лезвию в руках пьяного, светильнику в руках полуночного  вора, который помогает ему лучше  выбрать, что бы своровать. Поэтому  нынешний знающий, но не верующий человек  с точки зрения сущности и природы  своих поступков ничем не отличается от вчерашнего невежественного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изученные источники и  литература по данной теме позволяют  сделать следующие выводы.

Вера - это система постулатов, принимаемых как данность без  экспериментальных доказательств  их истинности.

Из форм проявления веры можно выделить наивную и слепую веру. Религиозную - как верность богу, следует отличать от обычной веры, состоящей в психологической  уверенности и играющей важную роль, как в обыденной жизни, так  и в научном познании.

Знание - это система постулатов, принимаемых при наличии достоверных  и воспроизводимых свидетельств опыта, из опыта выводимых и в  опыте, в конечном счете, проверяемых.

Знания могут быть житейскими, донаучными и научными, последние  можно разделить на теоретические и эмпирические.

Различие между знанием  и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера - невидимое, иногда даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера - на доверии к свидетельству  истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно  сердцу, хотя начинается в мыслях.

«Вера и знание», так же как «сердце и мозг»: разнородные, но один не может заменить другого, но именно вследствие этого они соединены  неразрывной внутренней связью в  одном конкретном организме и  одинаково необходимы для его  целостности.

Жизнь основана на знании и  вере, но все, же без знаний человек  может хотя бы существовать, а без  веры теряется смысл самой жизни. Живой и наглядный пример этому  современное общество, которое, не смотря на свои знания и так называемую «веру» разлагается и деградирует  на глазах: «В худой стране и народ  то убогий…» (Лао-Цзы). Создается впечатление, что человек забывает, что хоть у него и много общего с другими  одушевленными существами, он все  же имеет одно очень важное отличие - это критерий его человечности.

 

Список использованной литературы

 

1. Бердяев Н.А.Философия свободы / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989.

2. Вера. - Философский словарь .

3. Ирхин, В.Ю. Уставы  небес. 16 глав о науке и вере / В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон .

4. Лешкевич, Т.Г. Философия: курс лекций для вузов / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М., 2000.

5. Основы философии: учеб. пособие для вузов / отв. ред. Е.В. Попов. - М. : ЛАДОС, 1997

6. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 1998.

7. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. - М., Норма, 2005.

8. Философия и проблемы гуманитарного знания // Среднерусский вестник общественных наук - 2008.

Информация о работе Знание и вера