Идеи В.И.Вернандского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1.Биография …………………………………………………………………...3
2.Творчество В.И. Вернадского и философия ……………………………. 4
3.Представление В.И. Вернадского о научной и
философских мыслях………………………………………………………….5
4.Философские подходы к естествознанию…………………………………8
5.Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского ……………………………………………………………..11
6.Основные положения учения о ноосфере…………………………………14
7.Единство биосферы и человека …………………………………………....15
8.Наука как основной фактор ноосферы ……………………………………19
9.Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы. …………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………...24
Литература …………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

синтез. Таковыми были во второй половине XV и начале XVI в. Леонардо Да Винчи

(1452-1519), в XVII столетии М.В.  Ломоносов (1711-1765), в конце XVIII и

первой половине XIX в. А. Гумбольдт (1769-1859).

Наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по

строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в  одном ряду с этими

корифеями научной мысли.

В.И. Вернадский устремил главное  внимание на изучение живого вещества земли –

совокупности обитающих  на ней организмов, на процессы их питания, дыхания и

размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли  и роль человеческой

деятельности в преобразовании природных условий.

Среди великих естествоиспытателей  сравнительно немногие предпринимали  попытки

философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание

процессов развития природы  и человеческого общества. В.И. Вернадский

принадлежал к числу таких  счастливых исключений. При знакомстве с его трудами

бросается в глаза то обстоятельство, что в них постоянно присутствует, кроме

основного научного текста, еще подтексты – эстетический и философский.

«Философская тенденция  в научном творчестве В.И. Вернадского  была  настолько

сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности  стать

доминирующей, ученому приходилось  сознательно идти по пути жесткого

ограничения философского полета своей мысли. Его философская  мысль часто

опереживала развитие его  научной мысли в области естествознания. Благодаря

этому она освещала последней  дорогу вперед. Он понимал, что здесь  таится

большая опасность, прежде всего  для самих философских обобщений, их глубины и

обоснованности. И он боролся  против этого, как он сам говорил, «великого

соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены

необходимые для этого  точные и неоспоримые эмпирические данные»

В этих внутренних противоречиях  типичных для всякого крупного натуралиста  –

мыслителя, лежит причина  известной отрывочности многих философских  экскурсов

В.И. Вернадского, мозаичность  его отдельных философских мыслей, как бы

вкрапленных в основной научный  текст, но отнюдь не чужеродных ему.

Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского, как

действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении,

развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние

работы ученого, нередко  можно заметить не только разные оттенки, но иногда и

различие в трактовке  тех или иных философских, социальных и других вопросов.

Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского  носила

постоянный и твердый  характер. Она никогда не была только внешним украшением

его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний

характер. Его философские  выводы вытекали из его конкретных естественно

научных изысканий, давая  в свою очередь толчок к постановке новых научных

проблем и намечая пути их возможного решения.

Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского  всегда

была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским  выводам и

обобщениям.

Интерес В.И. Вернадского  к философии, философским вопросам и произведениям

носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого  всю его

сознательную жизнь –  с юношеских лет и до последних  дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука,

1979 г.

2. Вернадский В.И. Философские  мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г.

3. Вернадский В.И. Биогеохимические  очерки. М., 1940 г.

4. Гумилевский Л. Вернадский. М., Молодая гвардия, 1961 г

5. Кузнецов М.А. Учение  В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы

развития человечества. // Вопросы философии, 1988 г., №3. Стр. 39-48.

6. Казначеев В.П. Вопросы  диалектики природы в работах  В.И.

Вернадского. // Вопросы философии, 1981 г., №8. Стр. 100-108.

7. Микулинский С.Р. Очерки  развития историко-научной мысли.  М.,

Наука, 1988

8. Мир философии: Книга  для чтения. Часть 2. М., Политиздат, 1991 г.

9. Мочалов И.И. Творчество  В.И. Вернадского и философия. //

Философские науки, 1988 г., №4. Стр. 101-107.

10. Семенова С.Г., Грачева  А.Г. Русский Космизм: Антология

философской мысли. М., Педагогика-пресс, 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Идеи В.И.Вернандского о ноосфере