Индивид и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии «индивида» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии «индивид» не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-Индивид и личность.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

  Никто, однако, не затрудняется, говорит о животном  и о новорожденном как об  индивидах, об их индивидуальных  особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, "разделенный" индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.   Личность, первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий "человек", "индивид", "личность".Понятие "личность" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям  качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

         Итак, существует человечество как  специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое  самостоятельно не существует. Живут  и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей  человечества выражается понятием "индивид".

         "Индивид" - единичный представитель  человеческого рода, конкретный  носитель всех социальных и  психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д.  Понятие "индивид" в этом  случае употребляется в значении "конкретный человек".

  При такой  постановке вопроса не фиксируются  как особенности действия различных  биологических факторов (возрастных  особенностей, пола, темперамента), так  и различия социальных условий  жизнедеятельности человека. Индивид  в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто и фейлогенеза человека, личность  итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Поскольку социологию  человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория "личность". Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а  социальное качество". Личность  социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных  ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личность.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают  личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально -   типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Понятие личность показывает, как в каждой личности  индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные  основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник

 общественной  жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые  черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.   Заключение человек  существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек  приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. Мы, не говорим  "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения.

 Поэтому  личность не есть продукт перекрещивания  биологических и социальных факторов.

         В отличие от индивида, личность  не есть целостность, обусловленная  генотипом: личностью не рождаются,  личностью становятся. Определенное  влияние на развитие  и формирование личности  оказывает процесс становления социального "Я". Содержание процесса становления социального "Я" - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса -  это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого

процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего "Я" и осмысление своего "Я". На этом завершается  начальная социализация и формирование личности. Становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального "Я" (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально психологическом уровне становление социального "Я" происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей.

  Это процесс  превращения внешних норм во  внутренние правила поведения.  Личность формирует  такие  отношения, которых нет, и никогда  не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно  общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами.

 

 

6.Заключение:

  Поэтому  личность не только существует, но и рождается, именно, как "узелок" завязывающийся в сети взаимных отношений.        Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список  использованной литературы:

  1. Философия- курс лекций. А.А.Радугин. Москва 2003 год. Издательство Центр;
  2. Философия. П.В.Алексеев, А.В. Бавшин. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Философский факультет. Москва 2002 год;
  3. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2001 год;
  4. Философия-Учебник. В.Д.Губин. «Проспект» Москва 2005 год.

.




Информация о работе Индивид и личность