Иррационализм в философии Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 06:59, доклад

Краткое описание

Фридрих Ницше родился в 1844 г. («достоверно установлено, что его предки уже с 1570 г. жили в Верхней Лаузице, затем в Бабре; небольшом городке близ старинного Наумбурга. Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826). 15 октября у Людвига и Франциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика – Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, а еще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бо

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 29.41 Кб (Скачать файл)

1. Краткая биография Фридриха Ницше.  Безумие

Фридрих Ницше родился в 1844 г. («достоверно установлено, что его предки уже с 1570 г. жили в Верхней Лаузице, затем в Бабре; небольшом городке близ старинного Наумбурга. Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826). 15 октября у Людвига и Франциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика – Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, а еще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бонне и Лейпциге, в 1868-1869 гг. получил профессуру в Базельском университете, которую вскоре вынужден был оставить из-за болезни. С 1876 г. и всю свою жизнь страдал тяжелейшими головными болями. Бывало, писал он, что 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать («обстоятельства и причины душевного Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет упорно писала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств. Известно, что Ницше оставался в полном сознании, признаков чисто физических расстройств у него не было зафиксировано. Не было в то время и слишком напряженной умственной деятельности.

Что касается медицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий паралич, под которым, впрочем, в к. ХIХ в. понимали более широкий и довольно неопределенный круг заболеваний, нежели теперь. К тому же прогрессирующий паралич не является душевной болезнью в собственном смысле. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванное внешней инфекцией. Вообщем сведения о болезни Ницше скудны и противоречивы.

2. Мораль «По ту сторону  добра и зла»

А. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни

Ницше часто  называют нигилистом, да, в этом есть разумное зерно, так как философ  пытался объяснить нигилизм как  явление культуры, морали. По его  мысли, нигилизм порожден отсутствием  достойной замены традиционной морали, когда она уже не смогла решать жизненные проблемы. Но нигилизм –  не выход, его нужно преодолеть. Нигилизму  он противопоставил философию жизни.

В основе философии жизни Ницше была мысль  о двух инстинктах, двух природных  началах культуры, апполоновском  и дионисийском. Дионисийское начало – источник непокоя, мук, несчастий, стихийного порыва. Аполлоновское –  обеспечивает гармонию, тишину и покой.

« Итак, два греческих бога, Аполлон  и Дионис, стали для Ницше символом разных мироощущений и инстинктов. Аполлон предостерегал от диких  порывов, передавал мудрый покой  бога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась в гомеровском  искусстве. Но при этом Аполлон оставался  богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущения человек сбрасывал  с себя «покрывало Майи», т.е. как  бы пробуждался от сна иллюзий  и праздновал праздник единения с  природой.

Искусство и нетрадиционная мораль, по мнению Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. К жизни, писал он, следует относиться как к «эстетическому феномену», потому что бог вообще – это  бог-художник, а человек и жизнь  – его произведение.

Б. Ницше и Сократ

Бедой культуры современного общества Ницше считал тот факт, что ее прародительницей была не греческая, александрийская  культура, типичным представителем которой  был Сократ, определенный тип ученого  и философа. Поэтому культуру ХIХ в. Ницше называл сократовской. Культура Сократа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами стали образование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Они вытеснили подлинно жизненные ценности, сама жизнь; перестал цениться человек с его природой и жизненными инстинктами.

В чем  спор между Ницше и Сократом?

Известно, что Сократ придавал практически-этический  смысл. Ницше усмотрел в этом опасность  утилитаризма философского знания. В  явлении сократовской культуры виделась ему угроза для неординарного  человека, для одиночки, выделяющегося  своими нравственными и иными  суждениями. Ницше считал вообще небезопасным для культуры, когда «вся масса  философствует», потому что при этом чаще всего происходит подмена высоты суждений науки рационализмом.

«Сократ, по Ницше, является тем типом  «теоретического человека», который  изгнал из нравственного мироощущения мечту и иллюзию. На их место он поставил « несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в  глубочайшие бездны бытия и что  это мышление не только может познать  бытие, но даже и исправить его.

Различие позиций Ницше и  Сократа по отношению к жизни  состояло в том, что для Сократа  жизнь была скорее, прежде всего  – объектом познания. А для Ницше  жизнь таинственна и непознаваема, она дает о себе знать лишь через  жизненные инстинкты.

В. Человек и тотальность. Ницше и социализм.

Притягательность  имени Ницше связана с тем, что он остро поставил вопрос об автономности, оригинальности человека и о необходимости преодоления  обычной морали (концепция радикальной  критики ценностей общества стала  основой для «критической теории» - известного философского направления (Франкфуртской школы, представителями  которой были Адорно, Маркузе, Хоркхаймер, Шмидт). «Автономная мораль обусловлена, писал Ницше, свободой человека от рождения. Человек не может быть зависим от социальных связей, у него одна зависимость: он часть целого, природы, космоса. Никто и ничто не может вырвать его из этой зависимости и навязать свою оценку.

Общество способно ущемить свободу  человека и сделать его «одномерным», функцией, «винтиком» социального механизма».*

Ницше считал, что опасностью для личности является не только авторитарная власть, тоталитаризм, но любое общество и демократия тоже. Ницше был врагом демократии, так  как она расковывала и несколько  освобождала человека, однако не поощряла индивидуальность и тоже требовала  соблюдения определенных традиций и  морали. Ницше опасался демократии, потому что она несла мораль равенства, которая поддерживает «маленьких людей», кроме того, она снижает потребность  в бунте, столь необходимом человеку.

«Отношение Ницше к социализму было неординарным и альтернативным многим направлениям. Прежде всего, в  отличие, например, от Марксова анализа  социалистического устройства общества Ницше подходил к этому не с  классовых позиций, а с позиции  индивидуума. (Для любого современного человека, на мой взгляд, это единственно правильный подход) Ницше отвергал такое устройство общества, которое ведет народ к царству коллективизма и ко всеобщей подконтрольности, ибо оно, по его убеждению, не может способствовать прогрессу, и нравственному тоже, а неизбежно приведет к упадку культуры, аморализму, коррупции и мошенничеству в государственных масштабах».

В социализме и социалистических идеях Ницше  видел угрозу индивиду и индивидуальности, условия для развития «стадности». Он резко выступал против современных  ему идеологов социализма, в частности  Е. Дюринга, и не мог вообще принять  социализма, так как вся его  этика – этика индивидуализма, она выделяет в человеческой нравственности только оригинальные свойства. Этика  не позволяла ему принять не только социализм, но и христианство, и любые  формы демократии, обращенные к коллективизму  как нравственной форме.

Г. Здравый смысл – всего лишь интерпретация.

Философы  и простые люди в большинстве  своем верят, что в Мире существует объективный порядок вещей и  все теории о Мире ложны или  правильны в той степени, в  какой они отражают этот порядок, верно или неверно делают это. Представление об объективной структуре  Мира Ницше отрицал, как и представление  об истине.

Мир здравого смысла, в который верят простые  люди, состоит из объектов, которые  такие, какими они кажутся, доступны и функционируют по законам сознания простого человека. Философы считали данный взгляд на Мир более или менее очевидным.

 «Таким образом, здравый смысл  – это интерпретация, а не  нечто противостоящее тем или  иным интерпретациям. Как и любое  другое истолкование Мира, здравый  смысл имеет своим источником  иррациональные импульсы, страхи, желания,  надежды. 

У Ницше было сложное отношение  к здравому смыслу. Он считал его  сплетением ошибок и ложных верований, всего лишь интерпретацией, не имеющей  ни малейшего сходства с действительностью.

Ницше часто  повторяет, что все ложно. Он имеет  в виду, что в Мире нет никакого порядка, которому могли бы соответствовать  вещи. Но если какое-либо утверждение  входит в противоречие со здравым  смыслом, оно противоречит нашим  условиям существования, которые мы выработали для себя и значит не жизненно и нам нужно против него бороться. Поэтому Ницше своеобразно  защищал здравый смысл.

3. «Три кита» философии Фридриха  Ницше

А. Идея Сверхчеловека

I. Отражение идеи Сверхчеловека в «Как говорил Заратустра».

Идея  Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в  этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь  – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти) Исторический Заратустра (Зороастр) верил в то, что мир является ареной борьбы между двумя космическими силами – Добром и Злом. Он призывал принять сторону светлой стороны. Но Ницше находился «по ту сторону добра и зла», то он не верил во все это. Философ, так как Заратустра был первым, кто ошибся в том, что моральные ценности являются объективными характеристиками человека, «заставил» его исправить ошибку и создать новую философию. Он сделал его своим «сыном» и литературным персонажем.

В качестве идеала, к которому должны стремиться как «люди», эта идея является неопределенной и неконкретной целью. Сверхчеловек противопоставляется тому, кого Ницше  называл «последний человек», кто  стремится как можно больше походить на других. Это человек стада, современной  эпохи, и Ницше и Заратустра презирают его.

II. Ubermensch – шаг вперед.

Предмет разговора о Сверхчеловеке связан не с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с  тем, чтобы двинуться в новом  направлении. Но куда? Ницше оставил  каждому право выбирать самому, что  возможно неправильно в такой  идее.

Формула характера: «Душное сердце плюс холодная голова минус человеческое, слишком  человеческое» из «Заратустры» - довольно слабая рекомендация. Она говорит  лишь, что мы должны стремиться держать  под контролем как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь, не ущемляя ни одно, ни другое, и что  не должны быть мелочными и «просто» человечными.

Следовательно, Сверхчеловек – это не гигант, подавляющий  своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его.

Ницше сделал идею о Сверхчеловеке изменчивой, а не устойчивой, чтобы ей придали  ценность те, кто ее воплотит.

Б.Вечное Возвращение

Вечное  возвращение – это идея о том, что все происходящее случается  снова и, что бы ни происходило, это  является повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить  снова точно в таком же виде вечно. Не происходит ничего такого, что  не случалось бы ранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторении того же самого. У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточного состояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение  к прошедшему событию ныне и во веки веков.

Ницше говорил  не то, что несходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под один и тот же закон, ничего из того, что обычный  здравый смысл мог бы предположить относительно его идеи, - он имел в  виду, что все конкретные определенные вещи постоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто их подобия. Он предчувствовал, что эта идея, что эта идея должна стать самой главной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, что он с большой неохотой говорил о ней. Он считал ее «наиболее научной из всех гипотез» и пришел к уверенности, что она совершенно неуязвима с научной точки зрения (говорил шепотом, называл мистическим озарением).

В. Воля к власти

I. Воля к власти – основная конструктивная идея философии Ф.Ницше

В конце  своей жизни Ф. Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. Наиболее интенсивные творческие усилия в течение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены на анализ понятия воли к власти. Этому понятию он предназначал роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в Мире как таковом. Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении, сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.

Мнение, что воля к власти обозначает поведенческий  мотив исключительно таких людей  как белокурые бестии или цезари борджиа – это заблуждение  случайных, невнимательных читателей  Ницше. В действительности она представляет собой свойство, постоянное для всех нас, как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому. Наиболее важно то, что оно не является одним из наших естественных потребностей: потребность утолять  голод, половое влечение и др. –  формы или вариации воли к власти. Можно сказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающей по отношению  к другим порывам и импульсам. (грубо говоря, у Ницше она предстает  нам в качестве Субстанции)

Информация о работе Иррационализм в философии Ницше