Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:58, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об основных проблемах философии.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение
1. Истоки проблем философского мировоззрения
2. Специфика основных проблем философии
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение
1. Истоки проблем философского мировоззрения
2. Специфика основных проблем философии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. Не случайно символом философа был медведь, сосущий собственную лапу.
При определении специфики
философии, а тем более ее природы,
не нужно все-таки абсолютизировать
роль проблем. Это чрезвычайно важный,
но не единственный параметр, способный
характеризовать ее своеобразие. Проблемность
сама по себе релятивна и неопределенна.
Лишь когда четко фиксируется
предметное основание и теория, категории,
законы, его отражающие, «проблема»
становится одним из важнейших признаков,
разделяющих мировоззрение и
частнонаучное знание. Если те или
иные компоненты философского знания
могут казаться идентичными утверждениями,
имеющимся в частнонаучном
В современной философии существует целое течение - позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в любой науке.
В ряду характерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоит их функция выражать и представлять специфический предмет философии. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем - это, прежде всего своеобразие предмета философии.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об основных проблемах философии.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Истоки проблем философского мировоззрения
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.
Основная проблема мировоззрения - отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т.е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого)1.
В книге А. Швейцера «Культура
и этика» названы следующие проблемы
мировоззрения: Конечен или бесконечен
мир? В чем смысл твоей жизни?
Что тебе надо в мире? Чего достигли
те, кто действовал до тебя? Какое
значение имело то, к чему они
стремились, для бесконечного мира?
Что такое истина? Разрешима ли
дихотомия человеческого
В современной литературе
формулируются такие проблемы: Как
дух соотносится с материей? Существуют
ли в глубинах бытия сверхъестественные
силы? Конечен или бесконечен мир?
В каком направлении
Исходный пункт мировоззрения
неотделим от особенностей человеческого
существования, от потребности человека
в осмыслении своего места в мире.
Для индивида весь мир оказывается
расколотым на две части: на мое «Я»
и остальное «не-Я», включая природу,
общество, других людей. Вопрос об отношении
человека к миру является главным, основным
вопросом всякого мировоззрения. С
ним соотносятся другие проблемы
смысла жизни, счастья, возможности
личного бессмертия и т.п. Все
эти вопросы – «
Итак, важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.
Истоки мировоззрения
не замыкаются, однако, на индивидуальных
потребностях души. Если уж каждый сознательный
индивид стремится иметь
Развитие общественных, гуманитарных
наук рождает большое количество
мировоззренческих проблем. Они
неразрывно связаны с социальным
бытием человека, с осмыслением этого
бытия и человеческой деятельности.
Таковы проблемы соотношения духовного
и материального в жизни
Широким источником философских
проблем является естествознание и
научно-технический прогресс. В науках
о природе коренятся, в конечном
счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности
(или конечности) пространства, проблемы
субъектно-объектных отношений
Таким образом, главные истоки
проблем мировоззрения: 1) индивидуально-
2. Специфика основных проблем философии
Для более целенаправленной,
более эффективной деятельности
следует четко представлять, в
чем заключается специфика
Проблема в философии есть логическая форма познания. Понятие «проблема» родственно понятию «вопрос», точнее, проблема есть разновидность вопроса. Вопрос, заданный с целью проверить усвоение тех или иных правил пунктуации в немецком языке или, допустим, отдельных законов физики, есть вопрос, связанный с воспроизведением общества знания. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование1.
Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п. Псевдопроблемами являются, например, проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии. Существуют также реальные, но ложно поставленные проблемы.
Всеобщее в системе
«мир-человек», составляющее предмет
философского познания, и является
предметным основанием проблем философии.
Они сами всеобщи, предельны - предельны
для бытия человека, для его
общей программы деятельности, для
всей человеческой культуры. Проблемы
философского мировоззрения охватывают
мир в целом, жизнь человека в
целом, отношение человека к миру
в целом. Более широких проблем,
чем в мировоззрении (по их значимости
для деятельности человека), не бывает.
Понятия материи, пространства, времени,
движения, причины, возможности, необходимости
и т.п. - предельные. Предельными эти
понятия оказываются в силу того,
что они находятся в основаниях
любого рода человеческой деятельности.
Например, вряд ли можно обнаружить
род деятельности, который не вызывался
бы определенного характера
Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую, 2)антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.
Основной вопрос (или основная
проблема) философии фиксирует
Но как бы ни была велика
роль основного вопроса философии
в формировании картины мира и
в ориентировке человека в мире,
его значение не абсолютно, и считать
его основным в смысле «единственности»,
как это делают некоторые философы,
вряд ли правомерно, так как это
лишило бы относительной
Итак, всеобщность (в отмеченном смысле), предельность - важнейшая и определяющая черта проблем философии.
Следующая особенность проблем философского мировоззрения - их «вечность», то есть постоянство для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал В.И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»1.
Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы»2.
Вечный характер проблем
мировоззрения не означает, что отсутствует
прогресс в глубине их осмысления.
Проблема материи, например, от ориентации
на единственную стихию или состояние
вещества в античности эволюционировала
к ориентации на первичные, в принципе
неделимые атомы во французском
материализме XVIII в., с переориентацией
на ее гносеологический, а затем
и субстанциальный аспект; такой
поворот проблемы не есть ее исчерпывающее
осмысление на все времена, но осмысление
в стратегическом ее направлении. «Инвариантность»
проблем философии создает
Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж. Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя из числа решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например, в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того же философа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимо принять, чтобы лучше осмыслить проблему.
Информация о работе Истоки проблем философского мировоззрения