Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:27, реферат
Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.
Философская теория отражения понимает последнее как имманентную характеристику любого взаимодействия, выражающую способность предметов и явлений воспроизводить более или менее адекватно, в зависимости от уровня их организации, в своих свойствах и особенностях свойства и особенности друг друга. Отражение представляет собой как сам процесс взаимодействия отражаемого и отражающего, так и его результат. Возникающие в результате взаимодействия изменения в структуре отображающего предмета детерминированы его особенностями и адекватны структуре отображаемого объекта. Структурное соответствие и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека. И естественно, что более сложноорганизованным материальным системам присуща способность более адекватного отражения вплоть до самой сложной и адекватной формы сознательного психического отражения.
Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов. Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности.
Идеальность и субъективность - специфические характеристики сознания; идеальное - это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности: объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального.
Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 16.
Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава XI.
Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 11.
Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел III, глава 13.
Дополнительная
Гаазе-Раппопорт М.Г. Некоторые социальные и социально-психологические проблемы компьютеризации. //Вопросы философии. – 1988. – №7.
Ойзерман Т.И. Хомо сапиенс преодолевает свою видовую ограниченность. //Вопросы философии. – 1988. – №4.
Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.
Шилков Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. – СПб., 1992.
Юнг К.Г. Проблема души современного человека //Вопросы философии. – 1989. – №8.