Историческое развитие представлений о материи как философской категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать философское понимание материи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать историческое развитие представлений о материи как философской категории.
2. Проанализировать соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах.

Содержание

Введение 3
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории 4
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах 9
3. Философия о единстве и многообразии мира 12
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

№3782-2 контр Философия Т-3 Философское понимание материи РГТЭУ.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Основные структурные уровни неживой природы:

1. Субэлементарный  уровень организации материи (лептоны, кварки)

2. Элементарный  уровень (элементарные частицы, физический  вакуум).

Все элементарные частицы обладают корпускулярно-волновым дуализмом, то есть свойствами вещества и поля. Физический вакуум – это особое состояние материи, связанное с непрерывным появлением и исчезновением виртуальных частиц (потенций элементарных частиц). Физический вакуум может скачком перестраивать свою структуру (фазовые переходы). Учёные объясняют возникновение нашей вселенной путём взрыва, связанного с рождением элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов в вакууме.

3. атомы.

4. молекулы.

5. макротела.

6. планеты  – особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу.

7. планетные  системы, которые состоят из планет  и звёзд

8. галактики  – включают планетные системы и звёзды

9. системы  галактик

10. метагалактика

Микромир (1 – 4 уровни)

Макромир (5 – 6 уровни)

Мегамир (8 – 10 уровни)

Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся  различные поля. 12

Изученное и известное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистического учения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

 

3. Философия о единстве и многообразии мира

Крупнейший материалист Поль Гольбах (1723-1789), изложивший в работе «Система природы» (1770) свое миропонимание, представлявшее систему материалистического субстанциализма, указывает, что многообразие природы, форм движения является источником самодвижения материи.

Все уровни организации материи представляют собой лишь ступени глобальной эволюции материального мира. Такое понимание бесконечного многообразия бытия всегда было характерно для философов, признающих единую основу мира, для материалистического и идеалистического монизма. Но идеалистический монизм рассматривает материальный мир лишь как производное от идеальной субстанции: тени идей, инобытие абсолютной идеи, промысел Божий. Материалистический монизм видит единство мира в его материальности и при этом подчеркивает качественное многообразие материального мира.

Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание, как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое.13

Некоторые философы усматривает единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения, спектральный анализ показали единство физических законов и химического состава земных и небесных тел. 14

Важнейшие доказательства материального единства мира дают науки о неорганической материи: физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипность строения веществ земного и неземного происхождения, одинаковый химический состав земного и космического вещества, подчиненность движения космических тел законам, действующим и на Земле, и др. Науки о живой природе доказали единство растительного и животного мира, связь человеческого общества с природой, живой и неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формы общественной жизни. Да и сама философия, изучая наиболее общие законы, которые проявляют себя и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении, доказывает их единство.15

Между тем, жизнь на Земле чрезвычайно многообразна. Она представлена ядерными и до ядерными одно- и многоклеточными существами. Богатейший мир многоклеточных существ представлен тремя царствами - грибами, растениями и животными. Каждое из этих царств в свою очередь представлено разнообразными типами, классами, отрядами, семействами, родами, видами, популяциями и особями. Все они являются результатом исторического развития мира живого, его эволюции.16

При этом все компоненты живой природы тесно взаимодействуют между собой, составляя целостную, сложно организованную систему, развивающуюся по своим внутренним законам и под действием внешних сил, в том числе космических (солнечного излучения, гравитационных сил, магнитных полей Солнца, Луны и др. небесных тел)

 

Заключение

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала – материи.

Тезис о материальном единстве мира говорит о том, что, не может быть такого, что не вписывалось бы в понятие материи, и ее многообразных свойств и отношений. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Важнейшее свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности, т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.

Идея о неисчерпаемости материи как вширь, так и вглубь в настоящее время является по существу программным положением для всех наук.

Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. Так окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю.

Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид материи или ее свойство. Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием.

Философское понятие материи, обогащаясь новым, конкретным содержанием, и, будучи предельно широким, объединяет в себе все богатство объективно существующих материальных тел и явлений, включая и те явления природы и общества, которые будут открыты наукой только в будущем.

 

Список литературы

  1. Грехнев Н.С. Основы философских знаний. – М.: Ньюс, 1999.
  2. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Можейко М.А. История философии. Энциклопедия. – Минск, 2002.
  4. Орлова М.И. Книга для чтения по истории философии. – М.: Юнити, 2005.
  5. Основные концепции современного естествознания. / Под ред. В.Я. Салтыкова. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  6. Основы философии / Рук. автор, колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 2009.
  7. Сачков Ю.В. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. – М., 2008.
  8. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Философия / Под ред. Г.В. Андрейченко. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007.

1 Философия / Под ред. Г.В. Андрейченко. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. С. 34-36.

2 Основы философии / Рук. автор, колл. и отв. ред. Е.В.Попов. – М.: ВЛАДОС, 2009. С. 211-212.

3 Грехнев Н.С. Основы философских знаний. – М.: Ньюс, 1999. С. 22-24.

4 Орлова М.И. Книга для чтения по истории философии. – М.: Юнити, 2005. С. 234-235.

5 Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007. С. 89-90.

6 Философия / Под ред. Г.В. Андрейченко. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. С. 34-36.

7 Орлова М.И. Книга для чтения по истории философии. – М.: Юнити, 2005. С. 234-235.

8 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.

9 Орлова М.И. Книга для чтения по истории философии. – М.: Юнити, 2005. С. 234-235.

10 Сачков Ю.В. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. – М., 2008. С. 45-47.

11 Основные концепции современного естествознания. / Под ред. В.Я. Салтыкова. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 60-63.

12 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: ИНФРА-М, 2004. С. 72-74.

13 Можейко М. А. История философии. Энциклопедия. – Минск, 2002. С. 61-62.

14 Лешкевич Т.Г.  Философия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007. С. 90-91.

15 Можейко М. А. История философии. Энциклопедия. – Минск, 2002. С. 61-62.

16 Основные концепции современного естествознания. / Под ред. В.Я. Салтыкова. – М.: ЮНИТИ, 2001. С. 60-63.

 


 



Информация о работе Историческое развитие представлений о материи как философской категории