Этот
капитальный труд , включающий в себя около
200 печатных листов , уже в двенадцатом
веке был переведен с арабского языка
на латинский и разошелся во множестве
рукописей. Когда был изобретен печатный
станок , "Канон" оказался среди первых
печатных книг , и по числу изданий соперничал
с Библией. Латинский текст "Канона
врачебной науки" был издан впервые
в 1473году , а арабский - в 1543году.
Точная
дата завершения работы над "Каноном"
не установлена. Предположительно это
1020 год. "Канон врачебной науки" -
это обширный труд , состоящий из 5 книг.
В книге
1-ой излагается теоретическая медицина.
Книга разбита на четыре части. В первой
части дается определение медицины , во
второй - речь идет о болезнях , в третьей
- о сохранении здоровья и в четвертой
- о способах лечения.
В книге
2-ой описаны "простые" лекарства
, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах
, их природе , их испытании. по алфавиту
расположены 811 средств растительного
, животного и минерального происхождения
с указанием их действия , способов применения
, правил сбора и хранения.
Книга
3-я , самая обширная , посвящена патологии
и терапии - описанию отдельных болезней
и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим
введением.
Книга
4-я посвящена хирургии , лечению вывихов
и переломов , общему учению о лихорадке
(кризисах при болезнях). В ней говорится
об опухолях , гнойных воспалениях подкожной
клетчатки , а также о заразных болезнях.
Освещаются основные вопросы учения о
ядах.
Книга
5-я содержит описание "сложных" лекарств
, а также ядов и противоядий.
Фармация
и фармакология представляют собой попытку
объединить собранные многочисленные
материалы в систему , связать их с клиническими
наблюдениями. Рекомендуемые в "Канонах
врачебной науки" лекарственные средства
разнообразны , многие из них позднее вошли
в научную фармакологию.
Систематичность
и логичность как большие достоинства
"Канона" отмечали даже те , кто склонен
был преуменьшать значение Ибн-Сины в
истории медицины. Успех "Канона врачебной
науки" был вызван ясностью , убедительностью
, простотой описания клинической картины
болезней , точностью терапевтических
и диетических предписаний. Эти особенности
быстро создали "Канону" огромную
популярность , а его автору обеспечили
"самодержавную власть в течении пяти
столетий во всем медицинском мире средних
веков".
Некоторые другие
труды Авиценны
Среди книг, написанных Авиценной,
не только «Канон» заслуживает внимание.
В своих трудах по философии, в противоположность
религиозным устоям, провозглашается
объективное существование материи, её
бесконечность, неповторимость и вечность.
В трудах по географии, геологии и геодезии
объяснены образование гор, долин, ущелий,
возникновение пустынь, причины землетрясений,
лунного и солнечного затмения, природы
теплоты, света, радуги, небесных явлений
и многое другое.
Взгляды на воспитание молодёжи
изложены не только в «Каноне врачебной
науки». В этом вопросе Авиценна тоже придерживался
достаточно прогрессивных воззрений.
Он описал систему приёмов воспитания,
выдвинул предположение, что воспитание
ребёнка должно начинаться с младенческого
возраста, а всё внимание воспитателя
должно быть направлено на «улучшение
характера ребёнка». Большое внимание
уделяется школьному воспитанию, учитывается
так же и влияние личностных качеств учителя.
Авиценна по праву считается
одним из основоположников химии. Он обладал
глубокими познаниями в этой области,
написал несколько обширных трудов, проводил
опыты, высказал множество предположений,
впоследствии ставших фундаментальными
законами химии; высмеивал попытки создания
«философского камня».
Философия.
Как философ ибн Сина принадлежал
к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма.
Много сделал для выработки философского
словаря на арабском и персидском языках.
На фарси свои философские взгляды
ибн Сина изложил в произведении «Книга
знания» («Даниш-намэ») также является
энциклопедией, значительную часть которой
составляет «Книга о душе». Под названием
Liber de Anima она получила известность в Европе
уже в середине 12 в., когда была переведена
на латинский язык Домиником Гундисальви.
В настоящее время насчитывается 50 рукописей
латинского перевода, первое издание которого
было осуществлено в Падуе в 1485. Ему же
принадлежат стихотворения на персидском
языке, большей частью в форме рубаи.
Подводящее итоги его философских
размышлений сочинение – «Указания и
наставления» (ал-Ишарат ва-т-танбихат),
написанное примерно в 1035–1036. Его «суфийские»
сочинения: «Трактат о Хайе, сыне Якзана»,
«Послание о птицах», «Салман и Абсаль»
и другая Философская энциклопедия в двадцати
томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).
В понимании предмета метафизики
ибн Сина следовал Аристотелю и сыграл
большую роль в распространении и популяризации
его учения и в развитии рационального
мышления. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина
различает возможно сущее, существующее
благодаря другому, и абсолютно необходимо
сущее, существующее благодаря себе. Ибн
Сина утверждает совечность мира Творцу.
Творение в вечности Ибн Сина объяснял
с помощью неоплатонического понятия
эманации, обосновывая таким образом логический
переход от первоначального единого к
множественности тварного мира. Однако
в отличие от неоплатонизма он ограничивал
процесс эманации миром небесных сфер,
рассматривая материю не как конечный
результат нисхождения единого, а как
необходимый элемент любого возможного
бытия. Космос делится на три мира: материальный
мир, мир вечных несотворенных форм, и
земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная
душа образует с телом единую субстанцию,
обеспечивающую целостное воскрешение
человека; носителем философского мышления
выступает конкретное тело, предрасположенное
к принятию разумной души. Абсолютная
истина может быть постигнута посредством
интуитивного видения, которое предстаёт
кульминацией процесса мышления.
Отстаивая и развивая философскую
систему Аристотеля, ибн Сина уделял в
своих трудах значительное внимание логике,
учению о причинности, первой причине,
материи и форме, познании, категориях,
принципах организации мысли и знания.
В учении Ибн Сины постоянно присутствуют
два подхода в описании мира: физический
и метафизический. Когда он рассуждает
как «физик», то рисует картину сущего
в категориях движения, пространства,
времени, естественного детерминизма,
располагает сущее в порядке от простого
к сложному, от неживого к живому и заканчивает
наиболее сложным организмом, наделенным
разумом, – человеком. В этой картине разум
рассматривается как тесно связанный
с телом, с материей: «Души возникают тогда,
когда возникает телесная материя, годная
для того, чтобы ею пользовалась душа»
(Книга о душе). Эта материя – мозг, разным
отделам которого соответствуют разные
психические процессы. «Хранилище общего
чувства есть сила представления, и она
расположена в передней части мозга. Вот
почему, когда эта часть повреждена, сфера
представления нарушается. Хранилищем
того, что воспринимает идею, является
сила, называемая памятью, и она расположена
в задней части мозга. Средняя часть мозга
создана в качестве места силы воображения».
Рассматривая разные психические состояния
и явления: сон, сновидения, способность
внушения, предсказания, пророчества,
размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина
призывал «раскрыть причину всего этого,
исходя из законов природы».
Когда же ибн Сина рассуждал как метафизик, то
строил картину мира, начинающуюся с предельных,
наиболее общих понятий: первичной, непосредственно
данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого,
Бога), дающего в наиболее общем виде представление
о существующем и выражающего монистический
(монотеистический) взгляд на сущее в целом.
«Первое не имеет ни подобия, ни противоположности,
ни рода, ни видового отличия, ни определения.
Нельзя указать на него, кроме как при
помощи гносиса (Указания и наставления).
Концепция строго упорядоченного
мира, подчиненного законам детерминизма,
является одним из центральных пунктов
философии Авиценны. Ряд причинной зависимости,
восходящих одна к другой порождающих
причин заканчивается первой причиной,
которая, являясь активным началом (воля),
высвобождает свою потенциальность, в
результате чего, опосредованный рядом
ступеней, возникает множественный тварный
мир. Решая проблему не только действительности
мира, но и его независимости от Творца,
Ибн Сина главное внимание уделял теме
возможного и необходимого. Основная идея
арабоязычных перипатетиков – идея мира,
в возможности уже содержащегося в Едином
и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь
перипатетической традиции в учении о
причинности, Ибн Сина отказался от жесткого
детерминизма: существование возможно
сущего не является необходимым само по
себе и становится таковым в результате
изменения воли необходимо сущего как
Первой причины, дающей начало последующему
ряду сущих и делающей их необходимыми.
Первое, Первоначало – это единственное,
что изначально необходимо само по себе.
Все остальное является производным от
него и потому лишь возможным. Но поскольку
имеется причина, реализующая возможность,
последняя становится в свою очередь необходимостью
и как таковая – необходимой причиной
следующего порождения. Таким образом,
Первая причина является только первым
толчком, в дальнейшем мир сущего определяется
причинной зависимостью внутри него самого.
Другим важным пунктом философии
Ибн Сины является «Учение о душе». Отмечая
непременную связь разума с телесной материей,
Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался
разумом также и как особой, нетелесной
субстанцией, которая, существуя в теле,
отлична от него и доминирует над ним;
она не просто форма, существующая в телесном
субстрате, она не присоединяется к телу,
а (в терминологии перипатетизма) создает
человеческое тело как творец, является
причиной тела. «Потенциальный» разум
благодаря обучению, овладению знаниями
становится «актуальным». Достигая высшей
ступени, постигая абстрактные формы,
приобретая силу «активного» интеллекта,
он становится «приобретенным».
На этой ступени работа разума
может уже не зависеть от внешних впечатлений
и даже состояния тела; мышлению о мышлении
связь с телом, с материей скорее мешает.
Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых
сущих – он постигает их непосредственно,
интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая
потенция уже уподобляется первым началам
всего сущего» (О душе). Человек – свободное,
суверенное существо. Его разум не только
восприемник внешних впечатлений, но и
целенаправленный субъект, проецирующий
идеи. Независимость разума от тела Ибн
Сина доказывал его неделимостью, а также
способностью к деятельности и даже ее
усилением при ослаблении деятельности
тела, чувств и прочим Ярким аргументом
в пользу нетелесности разума является
описанный Ибн Синой интроспективный
опыт, образ так называемого «парящего
человека». «Если представить, что твоя
сущность сразу создана со здравым разумом
и совершенной формой, и допустить, что
ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются,
а отделены друг от друга и висят некоторое
время в открытом воздухе, то тогда ты
найдешь, что она забывает обо всем, кроме
утверждения своей индивидуальности»,
состоящей в разуме (Указания и наставления).
В этом переживании человек
сознает, что «я есть я, даже если я не знаю,
что у меня есть рука, нога или какой-либо
иной орган», «я оставался бы я, даже если
бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной
душа бессмертна, в качестве внутрителесной
– индивидуальна, и притом навечно (концепция
индивидуального бессмертия). Соответственно
и знание человека о самом себе (интроспекция)
неустранимо индивидуально. На такое понимание
Ибн Синой разума и форм познания оказал
влияние суфизм и личный опыт «тариката»
(суфийского пути к Богу). Это нашло отражение
и в его чисто «суфийских» сочинениях:
«Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Послание
о птицах», «Салман и Абсаль» и другие.
Смерть.
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня
1037 года. Его похоронили в Хамаране (Иран),
возле городской стены , но по прошествии
8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен
в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Ибн-Сина является поистине величайшим
учёным, воспитавшим целую плеяду одарённых
философов. Он является человеком, сочетавшим
в себе две социальные роли – мудреца-
наставника и государственного деятеля,
тем самым, воплощая в себе идеал, возникший
впервые в творческом воображении Платона.
Авиценна притягивал к себе многих просвещённых
людей в средневековом мусульманском
мире,- идеала учёного, стоящего во главе
«образцового города».
Заключение.
Знакомясь с содержанием
трудов Авиценны, невозможно не отметить
то, насколько точны приведённые в них
описания самых различных и подчас противоположных
явлений жизни; нельзя не отдать должное
тому кропотливому труду, который предшествовал
написанию этих книг. Остаётся лишь сожалеть,
что до наших дней дошла лишь половина
трудов учёного. Несомненно одно - вклад,
внесённый Авиценной в науку, воистину
неоценим и многие из его достижения в различных областях
знаний были положены в основу учебных
пособий как прошедших веков, так и современности.
Список литературы.
- Л.Г.Салдадзе "Ибн Сина (Авиценна)
- страницы великой жизни"
- А.А.Калдыров,У.Т.Саипов "Великие
ученые-медики средневековья"
- Ю.Н. Завадовский : “Абу
Али Ибн-Сина” ;
- В.М. Воскобойников
: “Великий врачеватель” ;
- Б.Д. Петров : “Ибн-Сина
( Авиценна ) ;
- В.А. Смирнова-Ракитина
: “Повесть об Авиценне” ;
- А.А. Семенов : “Абу
Али Ибн-Сина ( Авиценна )” .