Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 10:33, реферат
Предметную область философии нельзя зафиксировать до изучения самой философии. Вопрос о том, что изучает философия (что такое философия), является одним из центральных самой философии. В известном смысле философия сама создаёт и уточняет свой предмет. Если сопоставлять между собой по этому критерию различные философские традиции, то обнаружится, что в позитивной части между ними мало общего. Они едины только в констатации того, что философия говорит о чём-то таком, о чём не говорят все прочие науки и искусства. Так, например, для Канта предметом философии была критика разума, установление его границ, а для Фейербаха - критика религии, выявление её земных корней.
Предмет философии
Функции философии
История возникновения философии
Средневековая философия
Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Просвещения
Классическая немецкая философия
Теория познания Канта
Основные проблемы философии Маркса
Русская философия
Бытие и его виды
Библиографический список литературы
Второй этап средневековой философии - познание возможностей слова - связан с распространением христианства среди новых народов и началом его превращения в мировую религию. Потому огромный вес приобрела передача накопленного вероучения: прояснение идеи эсхатологии, значения чудес, возможностей души (Григорий Великий, Бэда Достопочтенный), укрепление аллегорического и аналогического способа мышления, что спровоцировало появление бесчисленных “этимологий” (Исидор Севильский), обучение метафорическому способу мышления (Алкуин). В это время разрабатывались жанры видений (“Видение Веттина” Хейтона), светских житий (“Жизнь Карла Великого” Эйнхарда), посланий, гимнов, стихотворных молитв.
Третий период средневековой философии (его ранняя стадия) теснейшим образом связан с появлением среды городских интеллектуалов, что вызвало необходимость не только религиозного, но и светского образования. Это, в свою очередь, обусловило 1) начало распада единой дисциплинарной основы теологии и философии;
2) анализ проблемы универсалий
как фундаментальной
3) рождение схоластики.
Схоластическая философия средневековья, представляла собой синтез различных компонентов античной философии на основе христианского мировоззрения.
Схоластическая философия понималась в общем как "рациональное исследование последней реальности, а также наиболее фундаментальных причин и принципов вещей". Эти представления о философии связаны с убеждением, что существует независимая от человеческого духа реальность, образующая основу всех явлений и в принципе постижимая до определенных пределов.
Схоластическая философия отказалась в основном от символического менталитета и обратилась к рациональным методам познания. Однако при всем том характер этой рациональности определялся общими религиозно-теологическими установками.
С Х века наблюдается пробуждение интереса к диалектике. Основой рационального познания становится диалектика, это и означает появление нового мышления, отличного от символического.
Философия эпохи Возрождения
Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер
(хотя для государства
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
Baжнeйшeй oтличитeльнoй чepтoй миpoвoззpeнчecкoй эпoxи Boзpoждeния являeтcя opиeнтaция нa чeлoвeкa. Ecли в цeнтpe внимaния филocoфии aнтичнocти былa пpиpoднo-кocмичecкaя жизнь, a в cpeдниe вeкa - peлигиoзнaя жизнь - пpoблeмa "cпaceния", тo в эпoxy Boзpoждeния нa пepeдний плaн выxoдит cвeтcкaя жизнь, дeятeльнocть чeлoвeкa в этoм миpe, paди этoгo миpa, для дocтижeния cчacтья чeлoвeкa в этoй жизни, нa Зeмлe. Филocoфия пoнимaeтcя кaк нayкa, oбязaннaя пoмoчь чeлoвeкy нaйти cвoe мecтo в жизни.
Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение "стать своим собственным скульптором и творцом" устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.
В целом философия Возрождения прошла три периода:
I период - гуманистический (XIV - сер. XV в) Данте Алигьери, Франческо Петрарка.
II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в) Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс.
III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право быть философией. Чeлoвeк в этoм миpoвoззpeнии иcтoлкoвывaeтcя кaк cвoбoднoe cyщecтвo, твopeц caмoгo ceбя и oкpyжaющeгo миpa. В филocoфии этoй эпoxи знaчитeльнo ocлaблeны мoтивы гpexoвнoй cyщнocти чeлoвeкa, "иcпopчeннocти eгo пpиpoды". Ocнoвнaя cтaвкa дeлaeтcя нe нa пoмoщь Бoжию - "блaгoдaть", a на coбcтвeнныe cилы чeлoвeкa. Oптимизм, вepa и бeзгpaничныe вoзмoжнocти чeлoвeкa пpиcyщи филocoфии этoй эпoxи.
Сущность новой философии - антропоцентризм. Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Цeнтpaльнaя фигypa нe Бoг, a чeлoвeк. Бoг-начaлo вcex вeщeй, a чeлoвeк - цeнтp вceгo миpa. Oбщecтвo нe пpoдyкт Бoжьeй вoли, a peзyльтaт дeятeльнocти людей. Чeлoвeк в cвoeй дeятeльноcти и зaмыcлax нe мoжeт быть ничeм oграничeн. Eмy вce по плeчy, oн мoжeт вce. Эпoxa Boзpoждeния xapaктеpизyeтcя нoвым ypoвнeм caмocoзнaния чeлoвeкa: гopдocть и caмoутвepждeниe, coзнaниe coбcтвeннoй cилы и тaлaнтa, жизнepaдocтнocть и cвoбoдoмыcлиe cтaнoвятcя oтличитeльными кaчecтвaми пepeдoвогo чeлoвeкa тoгo вpeмeни. Пoэтoмy имeннo эпoxa Boзpoждeния дала миpy pяд выдaющиxcя индивидyaльнocтeй, oблaдaющиx яpким темпepaмeнтoм, вcecтopoннeй oбpaзoвaн-нocтью, выдeлявшиxcя cpeди людeй cвoeй вoлeй, цeлeycтpeмлeннocтью, oгpoмнoй энepгиeй.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.
В эпoxy Boзpoждeния мaтepиaльнo-чyвcтвeннaя дeятeльнocть, в тoм чиcлe и твopчecкaя, пpиoбpeтaeт cвoeгo poдa caкpaльный xapaктep. В xoдe ee чeлoвeк нe пpocтo yдoвлeтвopяeт cвoи зeмныe нyжды: oн coздaeт нoвый миp, кpacoтy, твopит caмoe выcoкoe, чтo ecть в миpe - caмoгo ceбя. Имeннo тoгдa пoявляeтcя в филocoфии идeя пpoмeтeизмa - чeлoвeк кaк coтвopeц миpa, coтpyдник Бoгa. В миpoвoззpeнии эпoxи Boзpoждeния пpoиcxoдит peaбилитaция чeлoвeчecкoй плoти. В чeлoвeкe имeeт знaчeниe нe тoлькo eгo дуxoвнaя жизнь. Чeлoвeк - этo тeлecнoe cyщecтвo. И тeлo - этo не "oкoвы дyши", кoтopыe тянyт ee вниз, oбycлoвливaют гpexoвные пoмыcлы и пoбyждeния. Teлecнaя жизнь caмa по ceбe caмoцeнна.
С этим cвязaн шиpoкo pacпpocтpaнeнный в эпoxy Boзpoждeния культ Kpacoты. Живoпиcь изoбpaжaeт, пpeждe вceгo, чeлoвeчecкое лицо и чeлoвeчecкoe тeлo.
В эпoxy Boзpoждeния филocoфия внoвь oбpaщaeтcя к изyчeнию пpирoды. Этo oбycлoвлeнo paзвитиeм пpoизвoдcтвa и нayки. Изoбpeтeния книroпeчaтaния, кoмпaca, caмoпpялки, пapoxoдa, дoмeннo-мeтaллypгичecкoгo пpoцecca, вoзoбнoвлeниe интepeca к acтpoнoмии, физикe, aнaтoмии, физиoлoгии, paзвитиe экcпepимeнтaльнoгo ecтecтвoзнaния-вce этo pacшиpялo чeлoвeчecкий кpyгoзop, yкpeплялo влacть чeлoвeкa нaд пpиpoдoй. Измeняeтcя cpeднeвeкoвaя кapтинa миpa. Maтeмaтичecкoe oбocнoвaниe гeлиoцeнтpичecкoй cиcтeмы миpa, дaннoe пoльcким yчeным H. Koпepникoм, нaнecлo cyщecтвeнный yдap cpeднeвeкoвoй гeoцeнтpичecкoй cиcтeмe. Oткpытиe Koпepникa, oпpoвepгшee пpeдcтaвлeниe oб иcключитeльнoм xapaктepe Зeмли и чeлoвeчecтвa, пoзвoляли пpeдлoжить cyщecтвoвaниe бecкoнeчнoгo кoличecтвa дpyгиx нeбecныx тeл, пoдoбныx Зeмлe и Coлнцy.
Итaк, филocoфия в эпoxy Boзpoждeния вocпpинимaлacь, пpeждe вceгo, кaк нaтypфилocoфия, филocoфия пpиpoды. Ha пepвый взгляд, мoжeт пoкaзaтьcя, чтo пpoиcxoдит вoзвpaт к aнтичнoмy кocмoцeнтpизмy эпoxи "физикoв", "дocoкpaтикoв". Oднaкo филocoфия пpиpoды эпoxи Boзpoждeния в бoльшeй мepe cвязaнa co cpeднeвeкoвoй филocoфиeй. Для нee цeнтpaльным ocтaeтcя тpaктoвкa вoпpoca o взaимooтнoшeнии Бoгa и миpa. Ho в этoй тpaктoвкe, дa и вo вceй мeтoдoлoгии, филocoфия эпoxи Boзpoждeния имeeт cвoю cпeцификy. Xapaктepнoй для нee являeтcя aнтиcxoлacтичecкaя, a, cлeдoвaтeльно и aнтиapиcтoтeлeвcкaя нaпpaвлeннocть.
Для философской культуры Эпохи Возрождения был характерен антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов).
В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, "менторской" манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.
Духовное движение гуманизма, у истоков которого стояли Петрарка и Боккаччо, пылает отвращением к традиции закосневшей схоластики, неприятие средневекового закосневшего университетского образования.
Средневековое мышление кажется гуманистам, увязшим в теологическом и логическом крючкотворстве, и потому они требуют возрождения человека на почве античного духа. Это движение, преимущественно развивавшееся в сфере литературы, зарождается в Италии XIV в. и затем распространяется по всей Европе. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.
Виднейший представитель гуманизма в Северной Европе - Эразм Роттердамский (1469 - 1536). Он пытался связать христианскую философию с античным представлением о человеке. Примыкая к итальянским гуманистам XV века, он противопоставляет выдохшейся средневековой схоластике живую и свободную античную мысль, ее пытливый независимый дух.
Главные свойства жизни - многообразие и противоречивость, поэтому нужна человеческая мудрость, которая объединит противоположности, ничего не исключая.
В области же религии такая открытость, идущая рука об руку с идеей гуманистически образованного, космополитического христианства, требует терпимости. В своем сатирическом сочинении "Похвала глупости" Эразм убедительно критикует коренные пороки людей и эпохи.
Через всю первую "философскую" часть сочинения проходит сатирический образ "мудреца", и черты этого антипода Глупости оттеняют основную мысль Эразма. Отталкивающая и дикая внешность, волосатая кожа, дремучая борода, облик преждевременной старости. Враг всяких природных чувствований, некое мраморное подобие человека, лишенное всех людских свойств. Не то чудовище, не то привидение, не знающее ни любви, ни жалости, подобно холодному камню. От него якобы ничто не ускользает, он никогда не заблуждается, все тщательно взвешивает, все знает, всегда собой доволен; один он свободен, он - все, но лишь в собственных помышлениях. Все, что случается в жизни, он порицает, во всем усматривая безумие. Не печалится о друге, ибо сам никому не друг. Вот он каков, этот совершенный мудрец!
Это законченный образ схоласта, средневекового кабинетного ученого, загримированный - согласно литературной традиции этой речи - под античного мудреца-стоика. Это рассудочный педант, ригорист и аскет, принципиальный враг человеческой природы. Но с точки зрения живой жизни его книжная обветшалая мудрость - скорее абсолютная глупость.
Все многообразие конкретных человеческих интересов никак не сведешь к одному только знанию, а тем более к отвлеченному, оторванному от жизни книжному знанию. Страсти, желания, поступки, стремления, прежде всего стремление к счастью, как основа жизни, более первичны, чем рассудок и если рассудок противопоставляет себя жизни, то его формальный антипод - глупость - совпадает со всяким началом жизни. Эразмова Мория есть поэтому сама жизнь. Она синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая "мудрость" - порождение подлинной глупости.
Благодаря критико-филологической искушенности в Эразме растет сознание независимости разума от любого авторитета. Поэтому и в вопросах веры каждый остается наедине со своей совестью, и несет ответственность лишь перед ней.
Джордано Бруно считал схоластиков ослами, причем называл их так открытым текстом; более того, сложил "сказочку" под названием "Килленский осел", где, в частности, устами осла же весьма недвусмысленно дает понять, что представляет собой современная ему академия, которой Бруно, очень мягко выражаясь, не симпатизировал. Несомненно, что его смерть явилась следствием свободомыслия. И практически наверняка можно сказать, почему он был предан своим учеником. Вне зависимости от содержания своих "ересей", Д. Бруно был остроумен и дерзок; он обладал здоровым чувством собственного достоинства и смелостью, что всегда вызывает рев раздраженных своим бессилием ослов.
Французский философ эпохи Возрождения Монтень выступал с резкой критикой господствовавшего схоластического догматизма, авторитаризма и фидеризма. Ядром его основного философского произведения, написанного по-французски ("Опыты", v.1-2, 1580; рус. пер., кн.1-3, 1954-60; 1979), является вопрос "Что я знаю". Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, Монтень доказывал ограниченность и несовершенство человеческого познания, его историческую изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естественных закономерностей природы. Согласно Монтеню, нельзя довольствоваться достигнутым: "философствовать - значит сомневаться". В возрениях Монтеня звучат материалистические мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, Монтень считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние.
Философия Нового времени
Временные рамки: середина 16 - середина 19 вв. Факторы, определяющие специфику философии этого времени: в области общественного бытия (развитие производительных сил) и в области общественного сознания.
Основное содержание философии нового времени - гносеологическая функция (в отличие от античной - онтологическая функция), т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание и проблема метода (во времена научных революций).
Проблема источника знаний связана со спецификой науки нового времени, которая, с одной стороны - экспериментальное знание, а с другой - математическое.
Будучи экспериментальной (субъект выступает активным по отношению к объекту), наука опирается на эмпирические методы. Опыт считается единственным источником знания - позиция эмпиризма, осмысление опыта в рамках теории познания. Как форма - сенсуализм.