Кант И. Религия в пределах только разума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Философская система Иммануила Канта, одного из наиболее выдающихся философов западной культуры, подводит твердый фундамент под весь спектр научных, морально-этических и эстетических изысканий. В «Критике чистого разума», опубликованной в 1781 году, Кант предложил радикально новый взгляд на основополагающие понятия эпистемологии и метафизики. Выступая в роли своего рода посредника между рационалистскими определениями знания как предмета, лежащего вне границ чувственного восприятия и противостоящей ему философии скептицизма, которая отрицает саму возможность истинного познания, Кант переопределил границы действительной мысли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………………...…………...…..……………………………………....3 ГЛАВА 1. ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ РАЗВИТИЮ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАНТА….…………………..........4
ГЛАВА 2.НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ………………………………….……………....…………………..............5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………….....14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная философия.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Веру в общие положения Кант называет доктриальной.  Он готов держать пари на все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть

обитатели. Это пример доктриальной веры. Сюда же Кант относит и учение о боге, и его бытии. Доктриальная вера содержит в себе все же нечто не твердое: нередко затруднения, встречающиеся при  размышлениях,  отделяют  нас  от нее, хотя мы постоянно к ней возвращаемся. Совершенно иной характер носит моральная вера, где вопрос об истинности суждений даже не встает. "Эту веру ничего не может поколебать, так  как  были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться,  не став в собственных глазах достойным призрения". Верить в бога здесь означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Итак, выдвинув тезис знание выше веры, Кант снабжает его антитезисом - оговоркой: которую нельзя сопоставлять со знанием,  которое реализуется в поведении.

"Критика чистого ума" завершается программой на будущее.  Ни о каких  новых "критиках" Кант не помышляет.  Критическая работа завершена. Следующая работа по изложению позитивных начал метафизики. Термин "метафизика"  впоследствии  сформулирует  Гегель,  он обозначит им заскорузлое мышление,  делающее ошибочные мировоззренческие выводы   из принципов  формальной  логики;  живое  философствование Гегель называет диалектикой. Для Канта дело обстоит совсем иначе: диалектика - это иллюзорная логика, метафизика - мировая мудрость.  О метафизике Кант отзывается очень высоко. Это для него "завершение всей культуры разума человека",  те, кто разочаровался в метафизике рано или поздно вернуться к ней.

Кант предрекает новое рождение метафизики "по совершенно неизвестному до  сих пор  плану".  На последних страницах "Критики чистого ума" находится план возрождения философии,  который,  увы оригинальностью не отличается.  По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из четырех частей - онтологии,  физиологии, космологии и теологии. Онтология - учение об общих принципах бытия; физиология - учение о природе,  которая распадается на физику и психологию.  Космология - наука о мире в целом; теология -  о боге.

Кант фактически не ответил на вопрос,  заданный в начале "Критики", -  как возможна  метафизика  в качестве науки.  Своей трансцендентальной диалектикой он  разрушил  все   догматические построения в  этой сфере,  но дальше декларирования необходимости новой научной философии не пошел. И все-таки все,  что он сделал, он сделал не зря. И хоть человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немецкая философия является уникальным религиозно-философским феноменом, основанным на протестантском типе мышления. Перед немецкими философами стояла задача — осмыслить религиозное отличие протестантской Германии от католического мира и национальный тип умозрения. Иммануил Кант (1724-1804) не даром сравнивал силу своих идей, произведших переворот в философии, с открытием Коперника, разрушившего прежде господствовавшую картину мироздания. Если после Коперника стали считать, что Земля вращается вокруг Солнца, то вокруг чего должно по Канту выстраиваться философское знание? Кант заставил весь мир быть зависимым от человеческого разума, выступавшего в качестве чистого рассудка, свободного от всяких эстетических, чувственных, пластических, художественных и музыкальных образов.

Идея Канта заключалась в том, что человечество, наконец, вступает в "совершеннолетний возраст", основным признаком которого является способность пользоваться своим рассудком. До этого существовавшие формы общественной жизни (философия, религия), основанные на авторитете, должны быть заменены новыми формами, основанными на разуме.

Планомерная критика религии стала возможна только на основе созданной Кантом теоретической философии, т. е. после написания трех "Критик" (1781,1789,1790). В 1793 г. было опубликовано сочинение "Религия в пределах только разума", и через год Несмотря на то, что на страницах сочинения Канта мы находим цитаты из Священного Писания, критику Католической Церкви и доказательства превосходства протестантского вероисповедания, "Религию в пределах только разума" нельзя признать христианской книгой. Мы имеем дело с тонкой подменой: под видом христианства Кант проповедует другую религию, им самим изобретенную, причем основными положениями этой религии являются лишь доведенные до логического конца принципы протестантского вероучения, предстающие в гротескном виде.

Основные положения "Религии в пределах только разума" таковы. Кант принимает положение Т. Гоббса об испорченности человеческой природы, войне всех против всех. Основание зла коренится в свободе человека, в силу чего невозможно установление единого государства, в котором осуществлялось бы добро. Идеалом Канта же являлось единое человечество с единым государственным устройством и единой религией. Религия, ранее существовавшая (историческая или статуарная религия), не отвечает требованиям всеобщности. Однако, требованию всеобщности соответствует религия, основанная на разуме, или "нравственная религия". "Радикальное зло человеческой природы" Кант толкует как противоречие между требованием разумно-нравственного закона и чувственной природой. Отсюда потребность в избавлении или спасении; высшее выражение религиозности есть добровольно принятое страдание во имя нравственного принципа. На основе нравственной идеи Кант доказывал необходимость христианства. Верить и руководствоваться тем нравственным идеалом, который олицетворяет Христос, не противоречит разуму, если историческую религию не ставить выше моральной. Кант полностью подменил евангельское понятие веры. В его религии началом христианства является не покаяние и вера, а разумное доказательство. То, что противоречит разуму, объявляется Кантом ложной или несущественной частью религиозного опыта. Зачатки моральной религии лежали скрытыми в человеческом разуме, а ее целью является "моральное улучшение человека". В книге нет ни одного слова о духовном преображении человека, Воскресении и т. д религия Канта ориентирована только на земное существование человека. Основной фигурой этой религии является ученый знаток библейского текста. С воцарением на всей земле религии разума, по Канту, и придет Царство Божие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт

современного прочтения "Критики чистого разума".  М.: Наука, 1986, 205 с.

  1.  Гринишин Д.М.,  Корнилов С.В.  Иммануил Кант:  ученый, философ,

гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 150 с.

  1. Гулыга А.В.  Кант.  2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1981, 303 с. /"Жизнь

замечательных людей"/.

  1. Длугач Т. Б. “И. Кант: от ранних произведений к “Критике чистого

разума”, М.: Наука, 1990 — 136 с.

  1. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 521
  2. Интернет – источник: http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=1699

 


Информация о работе Кант И. Религия в пределах только разума