Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно- исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в
социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран.
Введение.
1) Кант ― основоположник немецкой классической философии.
2) Философия Гегеля.
3)Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Заключение.
Список используемой литературы.
субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое
притязание на реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.
Кант полагал, что своим учением об априорных формах чувственности и рассудка он
спасает науку от Юмовского скептицизма и субъективизма. Но на деле априоризм
есть лишь одна из разновидностей субъективизма. Говоря о том, что существует
одно-единственное пространство, он опирался на физику и космогонию своего
времени, которые знали действительно одно, а именно эвклидово пространство.
Через четверть века после смерти Канта русский ученый Н.И. Лобачевский
показал, что свойства пространства зависят от свойств материи и что эвклидова
геометрия вовсе не является единственно возможной. Возникли и другие системы
неэвклидовой геометрии. Теория относительности покончила и с метафизическим
представлением об абсолютной независимости времени, показав, что общие
свойства материи определяют свойства и пространства, и времени.
Следовательно, существует множество форм пространства и времени, что
опровергает главный аргумент Канта в пользу их априорности. Первая ступень
познания — область
упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания —
пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта, образуется предмет
чувственности, или мир явлений. Следующая ступень — это область рассудка.
Опыт есть продукт деятельности, с одной стороны, чувственности, с другой —
рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без
чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один бы не
был мыслим. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятий
слепы. Знание, таким образом, возникает из двух условий: чувственности и
рассудка. Суждения восприятия, полученные на основе чувственности, имеют лишь
субъективное значение — это простая связь восприятий. Суждение восприятия
должно приобрести «объективное», по выражению Канта, значение, т.е. получить
характер всеобщности и
суждением. Это происходит, по Канту, путем подведения суждения восприятия под
априорную категорию рассудка. Приводится пример: «Когда, солнце освещает
камень, он становится теплым». По словам Канта, мы имеет простое суждение
восприятия, в котором еще, не выражена причинно следственная зависимость между
солнечным теплом и нагреванием камня. Но если мы скажем: «Солнце согревает
камень» то тут к суждению восприятия
добавляется рассудочное
категория причины, которое и превращает данное суждение в опытное.
Причинность — это одна из категорий, которые являются априорными принципами
мышления. Они служат орудиями для обработки чувственного материала. В «Критике
чистого разума» Кант строит особую таблицу этих категорий. Их всего 12, что
соответствует числу видов суждений по традиционной классификации суждений в
формальной логике. Это категории единства, множества, всеобщности,
реальности, отрицания, ограничения, принадлежности, причинности, общения,
возможности, существования, необходимости. Кант не может обосновать, почему
категорий ровно двенадцать и откуда они берутся: «Для этого обстоятельства
нельзя указать никаких дальнейших оснований так же, как нельзя обосновать,
почему мы имеем такие-то, а не иные функции суждения, или почему время и
пространство суть единственные формы возможного для нас наглядного
представления».
Искусственный характер учения Канта о категориях был ясен уже его
современникам. Гегель справедливо упрекал Канта в догматизме и формализме. По
образному выражению Гегеля, соединение чувственности и рассудка у Канта
происходит чисто внешним
деревяшку и ногу веревкой»
Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создал для себя
многочисленные трудности. Прежде всего «вещь в себе», поскольку она
существует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая,
воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятся
далее под сомнение все достижения Канта «докритического» периода, прежде
всего его космогонические теории, поскольку они, как и все естествознание,
основаны на признании объективного характера закономерностей природы, в том
числе причинно-следственных связей.
Кант в «Критике чистого разума» утверждает, что основоположения «чистого
рассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают возможной саму природу
и науку о ней — «чистое» естествознание. Высшее законодательство природы он
находил в человеческом рассудке: «Хотя и странно, но тем не менее истинно,
если я скажу: рассудок не почерпает свои законы (а priori) из природы,
а предписывает их ей».
Последний и высший этап - разумное познание. Он представляет собой
«высшую инстанцию» для обработки материала наглядных представлений и для
подведения его под высшее единство мышления». Разъясняя эти положения, Кант
указывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные
идеи», выходящие за пределы опыта.
Таких идей три:
1) психологическая (учение о душе),
2) космологическая (учение о мире),
3) теологическая (учение о Боге).
Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе. Разум жадно
стремится эти вещи, пытается выйти за пределы опыта, но все тщетно:
вещи «бегут от него» и остаются непознанными.
В результате разум создает лишь «паралогизмы», «антиномии» «идеалы без
действительности», запутывается в неразрешимых противоречиях. Большое внимание
Кант уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг с
другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано;
логически безупречно.
Таких антиномий у Канта четыре:
1) тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве»;
антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».
2) тезис: «Всякая сложная
вообще существует только простое и то, что, сложено из простого»;
антитезис: «Ни одна
сложная вещь в мире не
вообще в мире нет ничего простого».
3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть; единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения
явлений необходимо еще допустить свободную причинность»;
антитезис: «Не существует
никакой свободы, но все
только согласно законам природы».
4) тезис: «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,
безусловно, необходимое существо»;
антитезис: «Нет никакого
абсолютно необходимого
вне мира, как его причины». Иными словами Бога нет.
В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического
противоречия конечного и
в том смысле, что бесконечная материя слагается из конечных величин. Во
второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в апориях Зенона
— о единстве конечного и бесконечного, прерывности и непрерывности материи.
Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод: поскольку движение и
многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие разрушает мысль, то
движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен многообразия. Нечто похожее
делает и Кант. Он полагает, что одинаково безупречно с точки зрения логики
доказывает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Например, в четвертой
антиномии доказывается, что Бог существует, и то, что Бога не существует. Как
же быть? Надо отбросить и тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны.
Вера в Бога— это вопрос не науки, а нравственности, полагает Кант.
Итак, антиномии есть противоречия,
которые свидетельствуют о
о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта. «Есть
нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетика
чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров,
принужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант.
Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон теории
познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные проблемы
теории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кант
первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость
процесса познания.
Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую разработку в философии Гегеля.
Философия ГЕГЕЛЯ.
Выдающееся значение
философии Гегеля (1770-1831гг.) заключалось
в том, что в ней в систематической форме
было изложено диалектическое миропонимание
и соответствующий ему диалектический
метод исследования. Гегель разрабатывал
диалектику как философскую науку, обобщающую
всю историю познания и исследующую наиболее
общие закономерности развития объективной
действительности. В особенности же Гегель
стремился исследовать и всесторонне
обосновать важнейшие принципы диалектического
способа мышления, в корне противоположного
метафизике. Подвергнув глубокой и основательной
критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеологической
форме, законы и категории диалектики.
Опираясь на диалектические
идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая
их, Гегель вместе с тем отвергает ряд
ошибочных положений, содержащихся в учениях
этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает
кантовскую попытку исследовать человеческую
способность познания вне истории познания,
вне реального её применения как бесплодную
схоластическую.
Заявляя, что истина блага положена
«как единство теоретической и практической
идеи», Гегель называет это единство абсолютной
или спекулятивной идеей. Она характеризуется
также как «единство субъективной и объективной
идеи, представляющее собой «понятие идеи,
для которой идея как таковая есть предмет,
объект, объемлющий собой все определения».
Подчёркивая гносеологическую сердцевину
«абсолютной идеи», Гегель указывает,
что она есть «абсолютная и полная истина,
мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая
себя в качестве мыслящей, логической
идеи».
Столь же определённо выступил
Гегель против субъективизма Канта и Фихте.
Природа по Гегелю, существует независимо
от человека, а человеческое познание
обладает объективным содержанием. Отвергая
кантовское субъективистское противопоставление
сущности и явления, Гегель учил, что явления
столь же объективны, как и сущность, сущность
обнаруживается в явлении, ввиду чего
и явление существенно. Познавая явления,
мы тем самым познаём и сущность. Исходя
из диалектического положения о единстве
сущности и явления, Гегель отверг кантовское
учение о непознаваемости «вещи в себе»,
в природе вещей нет непреодолимых для
познания. Гегель резко критиковал Шеллинга
за недооценку роли логического мышления
и логики вообще. Однако, будучи идеалистом,
Гегель не смог подвергнуть критике основной
идеалистический порок своих ближайших
предшественников: для него, также как
и для других идеалистов, природа является
производным от сверхприродного духа.
Именно поэтому Гегель не смог решить
тех великих диалектических проблем, которые
были поставлены предшественниками его
собственной философии. Он полгал, что
ни материя, ни сознание человека не могут
рассматриваться как первичное, ибо сознание
невозможно логически вывести из материи,
а материя также невыводима из человеческого
сознания, которое само должно быть понятно
как результат предшествующего развития
абсолютного субстанционного первоначала.
Первоначальное тождество,
образующее субстанциональную основу
мира, есть, по Гегелю, тождество мышления
и бытия, в котором, однако, изначально
наличиствует различие между объективным
и субъективным, но само это различие существует
лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю ―
это не только субъективная, человеческая
деятельность, но и независимая от человека
объективная сущность, первооснова, первоисточник
всего существующего. С этой точки зрения
разум не специфическая особенность человека,
а первооснова мира, из чего следует, что
мир в основе своей логичен, существует
и развивается по законам, внутренне присущим
мышлению, разуму. Таким образом, мышление
и разум рассматриваются Гегелем как независимая
от человека и человечества абсолютная
сущность природы, человека, всемирной
истории.
Стремясь последовательно провести
принцип тождества мышления и бытия, Гегель
рассматривает мышление (абсолютную идею)
не как неподвижную, неизмеримую первосущность,
а как непрерывно развивающееся содержание
всего мирового процесса. В этом смысл
известного положения Гегеля о том, что
абсолютное должно быть понято не только
как предпосылка всего существующего,
но и как его результат, т.е. высшая ступень
его развития. Эту высшую ступень развития
«абсолютной дух» ― человечество, человеческая
история. Мышление по сравнению с чувственными
восприятиями представляет собой высшую
форму познания внешнего мира. Мы не можем
чувственно воспринимать то, чего уже
нет (прошлое), то чего ещё нет (будущее).
Чувственные восприятия непосредственно
связаны с объектами, предметами, воздействующими
на наши органы чувств; наука же обнаруживает,
открывает явления, которых мы не видим,
не слышим, не осязаем. Однако как не велико
значение мышления, как ни беспредельны
возможности теоретического познания,
мышление базируется на данных чувственного
опыта. Гегель в силу свойственной ему
идеалистической недооценки чувственных
данных не увидел глубокого диалектического
единства рационального и эмпирического,
не понял как из чувственных восприятий
внешнего мира мышление черпает своё содержание.
Содержание мышления, по мнению Гегеля,
есть ему одному (одному лишь мышлению)
присущее содержание; оно не получено
извне, а порождено мышлением. Познание
с этой точки зрения, не есть обнаружение
того, что существует вне нас, вне мышления;
это ― обнаружение, осознание содержания
мышления, науки. Выходит, следовательно,
что мышление и наука познают своё собственное
содержание и познание оказывается самосознанием
духа. В конечном итоге Гегель переходит
к фантастическому выводу, что человеческое
мышление есть лишь одно из проявлений
некоего абсолютного, вне человека существующего
мышления ― абсолютной идеи, т.е. Бога.
Разумное, божественное, действительное,
необходимо совпадают друг с другом, согласно
учению Гегеля. Отсюда вытекает один из
важнейших тезисов гегелевской философии:
всё действительное разумно, всё разумное
действительно.
Мышление отражает объективную
реальность, и, поскольку оно правильно
её отражает, можно говорить о разумном
взгляде на мир.
Основной формой мышления является
понятие. Оно, по его учению, «есть начало
великой жизни» и представляет собой бесконечную
творческую форму, которая заключает внутри
себя всю полноту всякого содержания и
служит вместе с тем его источником». Выступая
против материалистического учения о
понятии как высшей форме отражения объективной
действительности, Гегель ставит с ног
на голову действительное отношение между
мышлением и бытиём: не мышление, говорит
он, отражает бытиё, а бытиё представляет
собой воплощение мышления, понятия, идеи.
Так, исходный пункт гегелевской философской
системы ― идеологическое отождествление
мышления и бытия, сведение всех процессов
к процессу мышления. Гегель обожествляет
процесс познания, осуществляемый человечеством,
выдавая его за божественное самопознание,
а также за познание человечества Бога
и тем самым самого себя. Основные части
философской системы Гегеля ― логика,
философия природы и философия духа, к
которой непосредственно примыкают философия
права, философия истории, эстетика, философия
религии, история философии. Логика, как
это вытекает из исходного положения гегелевской
философии, составляет важнейшую часть
его системы, поскольку тождество мышления
и бытиё означает, что законы мышления,
которыми и занимается логика, суть подлинные
законы бытия: и природы, и человеческой
истории, и познания. Гегель ставит перед
логической наукой задачу исследовать
наиболее общие закономерности развития.
Познания. Гегель объявляет логику учением
о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской
«науке логики» кроме обычных для логики
вопросов, рассматриваются вопросы о закономерностях
самой действительности, о превращении
количественных изменений в качественные,
о соотношении философских категорий
и т.д.
Понятия, по Гегелю, находятся
в непрерывном движении, переходят, «переливаются»
друг в друга, изменяются, развиваются,
превращаются в свою противоположность,
обнаруживая внутренне присущие им противоречия,
которые и составляют движущую силу их
развития. Развитие понятий идёт от абстрактного
к конкретному, от одностороннего, бедного
содержанием понятия к понятию, всё более
богатого содержанием, охватывающему
в единстве различные, даже противоположные
стороны. Гегель показывает, что количественные
изменения приводят к изменениям качественным,
совершаются путём скачка, прерывания
непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления,
о взаимосвязи и движении понятий косвенно
указывает на содержание и закономерности
развития тех реальных материальных процессов,
которые вопреки учению Гегеля существуют
независимо от познания, от мышления. Конечно,
Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий:
её действительным источником была реальная
диалектика вещей в природе и обществе.
Характеризуя сущность как философскую
категорию, Гегель указывает, что к ней
следует отнести и то, что одинаково, тождественно
в них. Говоря о тождестве мы имеем в виду
различия, говоря о различии, предполагаем
тождество. Гегель противопоставляет
метафизическому представлению об абстрактном,
диалектическое представление о конкретном
тождестве, содержащем в себе различия.
Понятие абстрактного тождества предполагает
существование неизменных, всегда одинаковых
вещей. Понятие конкретного тождества,
напротив, указывает на то, что каждое
явление изменяется, т.е. не остаётся самим
собой, а переходит в другое, содержит
в себе это другое как противоположность,
отрицание, зародыш будущего. Характеризуя
понятие, Гегель правильно отмечает, что
оно не есть только общее. Раскрывая многократность
понятия, единство различных сторон в
самой действительности, Гегель приходит
к выводу, что истина лишь постольку есть
истина, поскольку содержит в себе в единстве
различные, в том числе и противоположные
стороны реального. В этом смысле Гегель
утверждает: абстрактной истины нет, истина
всегда конкретна. Понятие как единство
общего, особенно и единичного, получает
своё выражение в различных видах суждений
и умозаключений Гегеля. Понятие у философа
― это процесс теоретического мышления,
возведённый в абсолют. Активность мышления
и всей сознательной, целесообразной практической
деятельности людей, преобразующей мир,
идеалистически истолковывается Гегелем
как творчество, самопознание «абсолютной
идеи». , обнаруживающей в себе всё то,
что непосредственно на поверхности выступает
как развитие природы и общества. Таким
образом, признавая развитие и пытаясь
дать его картину, Гегель изображает его
как процесс познания, осуществляющийся
в лоне «абсолютной идеи». В своём учении
о познании Гегель ставит также вопрос
об отношении теоретического познания
к практической деятельности, пытаясь
вскрыть единство и взаимодействие между
теорией и практикой. Развивая положения
Канта и Фихте об активности познающего
мышления, Гегель показывает, что преобразование
действительности и познание её составляют
единый процесс. В этом отношении Гегель
идёт дальше материалистов XVII-XVIIIвв.
«Мир сотворён, сотворится
и теперь и был вечно сотворён; эта вечность
выступает перед нами в форме мира»
Главными формами природного
бытия «абсолютной идеи» являются механика,
физика, органика. Характеризуя механику,
Гегель рассматривает пространство, время,
материю, движение, всемирное тяготение.
Идеалистически истолковывая эти основные
понятия механики, Гегель пытается логически
вывести материю из времени и пространства.
При этом он же вынужден признать, что
не существует пустых, незаполненных времени
и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому
утверждению, следует, что время и пространство
представляют собой формы существования
материи.
Гегель также признаёт, что
материя и движение неотделимы друг от
друга. Но при этом материя остаётся для
Гегеля внешним, доступным чувственному
восприятию проявлением, обнаружением
«абсолютной идеи». Да и само движение
материи изображается Гегелем не как изменение,
ведущее к развитию, а как простое перемещение
в пространстве, круговорот, повторение
того, что существовало раньше.
В физике Гегель рассматривает
небесные тела, свет, темноту, химизм, и
т.п., пытаясь вскрыть связь между этими
процессами и показать, что все они образуют
последовательный иерархический ряд обнаружений,
порождающий их духовную сущность. В этой
части натурфилософии Гегеля много произвольных
допущений, необоснованных утверждений,
наглядно свидетельствующих о неспособности
идеализма научно обобщить данные естествознания.
Гегель отвергал в основном уже сложившемся
в его время представление о химическом
процессе как о взаимодействии атомов,
он отрицал также и тот факт, что вода состоит
из водорода и кислорода. Он также подходит
к пониманию электричества как особой
формы движения материи.
Третья часть философии природы
― органика ― посвящена вопросам геологии,
ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится
показать, что переход от неживого к живому
есть завершение природного процесса:
«Дух выходит таким образом из природы».
Это значит, что природа есть лишь низшая
ступень обнаружения и самопознания «абсолютной
идеи», своё адекватное высшее воплощение
«абсолютная идея» получает лишь в человеке,
в развитии общества. Однако Гегель не
признаёт реального процесса развития
органической материи живых существ: все
эти природные формы, по его мнению, есть
порождение «абсолютной идеи». Философия
природы Гегеля, несмотря на отдельные
содержавшиеся в ней глубокие диалектические
догадки, весьма далека от действительно
диалектического понимания природы как
единого связно целого, изменяющегося,
развивающегося на основе внутренне присущих
ей противоречий. В силу своего идеалистического
характера философия природы Гегеля оказалась
наиболее слабой частью его системы. В
ней особенно резко выразилось противоречие
между идеализмом и наукой о природе, невозможность
примирения идеалистического истолкования
природы с её научным исследованием. Ввиду
исходных идеалистических предпосылок
своей философии Гегель вынужден рассматривать
природу как «конечную» сферу существования
«абсолютной идеи», приписывая природе
ту ограниченность, которая была свойственна
тогдашним естественнонаучным представлениям.
Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического,
механического понимания природы, хотя
в ряде вопросов он стоял выше современных
ему естествоиспытателей и подвергал
критике их узкий эмпиризм и метафизически-механический
подход к явлениям природы.
Одна из частей философской
системы Гегеля ― философия духа ― посвящена
рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном
этапе её развития, когда она, покидая
природу, «возвращается» к самой себе
в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной
идеи», преодолевшей своё «отчуждение»,
снявшей своё отрицание (природу) и развивающейся
как самосознание человечества на всём
протяжении всемирной истории. В природе,
по Гегелю, духовное содержание находится
в постоянном конфликте с ограниченной
и инертной материальной формой. Философия
духа Гегеля есть идеологическое учение
о развитии индивидуального и общественного
сознания, об умственном развитии человечества
вообще. Поэтому история человечества,
сведённая к истории его духовного развития,
оказывается в конечном счёте историей
познания и самопознания.
Искусство, религия и философия,
по учению Гегеля ― высшие формы самосознания
«абсолютного духа», в них завершается
всемирная история, и мировой разум полностью
осознаёт себя и самоудовлетворяется.
Философию Гегель рассматривает как наиболее
глубокое выражение истины, противопоставляя
её в этом отношении религии. Однако религия,
по мнению Гегеля, содержит абсолютную
истину, но лишь в форме чувственного,
так сказать наивного, образного представления.
Поэтому, хотя философия, по Гегелю, выше
религии, содержание философии в конечном
счёте совпадает с содержанием религиозного
учения, поскольку и там и тут предметом
познания оказывается «абсолютная идея»,
, выражающая в системе Гегеля, и Бога и
мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует
противоположность науки и религии, не
видит прогрессивного величайшего значения
той борьбы, которую вели естествознание
и прогрессивная материалистическая философия
религиозного мировоззрения.
В гегелевской философии духа
особенно ярко сказались свойственные
этому мыслителю и немецкой буржуазии
того времени вообще консервативные, а
часто прямо реакционные взгляды. Тем
не менее, положительное значение работ
Гегеля неоспоримо. Его диалектический
метод лёг в основу более философских
работ.