Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно- исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в
социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран.
Введение.
1) Кант ― основоположник немецкой классической философии.
2) Философия Гегеля.
3)Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Заключение.
Список используемой литературы.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Последним великим представителем
классической немецкой философии был Л.Фейербах
(1804-1872гг.). Его выдающаяся историческая
заслуга состояла в том, что он подверг
глубокой критике идеализм Гегеля, Канта
и других философов и возродил, продолжил
передовые традиции материализма XVIIIв.
В отличие от других представителей классической
немецкой философии, которые были идеалистами,
Фейербах ― воинствующий материалист.
Тем не менее материализм Фейербаха нельзя
понять вне связи с предшествующим развитием
классической немецкой философии.
Критикуя объективный идеализм
Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический
взгляд на природу. Материализм, также
стар и столь же повсеместен, что и человечество.
Однако критика им Гегеля носила односторонний
характер: за отрицанием идеализма он
недооценил гегелевскую диалектику. Материализм
Фейербаха традиционно оставался метафизическим.
Его характерной чертой был антропологизм,
заключающийся в понимании человека как
высшего продукта природы, рассмотрение
человека в неразрывном единстве с природой.
Природа ― основа духа. Она же должна явится
основой новой философии, призванной раскрыть
земную сущность человека , которого природа
наделила чувствами и разумом и психика
которого зависит от его телесной организации,
обладая вместе с тем качественной спецификой,
несводимой с физиологическим процессам.
Антропологизм Фейербаха имел большое
значение и в борьбе против идеалистических
концепций трактовки человека, против
дуалистического противопоставления
в человеке духовного начала телесному,
а также против вульгарного материализма.
Однако «природная» сторона в человеке
гипертрофировалась, а социальная ― недооценивалась.
Критикуя агностицизм, Фейербах исходил
из того, что мышление человека верно отражает
вне сознания существующую действительность.
Основную роль в познании философ отводил
чувствам. Мыслить ― значит связывать
одно показание органов чувств с другим.
Все формы познания (ощущения, представления,
понятия, идеи) он рассматривал как образцы,
копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность
антропологического материализма Фейербаха
выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный
характер, не учитывал общественно-исторической
практики, за что и подвергся критике со
стороны Маркса в «Тезисах о Фейербахе».
К заслугам Фейербаха относится и то, что
он вскрыл связь идеализма с религией,
показав, что их корень заключается в отрыве
мышления от бытия и в превращении идей
в самостоятельные сущности. Однако он
сводил её корни к психологии человека,
к его сознанию, чувствам, прежде всего
к чувству любви. Сам человек есть бог
для другого человека. Хотя Фейербах и
отмечал, что политические, экономические,
этические и другие общественные факторы
накладывают свой отпечаток на содержание
религии, однако подлинные её социальные
корни остались нераскрытыми им.
Фейербах утверждает, что человек
действует по велению чувственности. Формы
чувственности многообразны: это любовь
к жизни, стремление к счастью, эгоизм,
интерес, потребность удовлетворения
чувственной человеческой природы, удовольствие
в самом широком смысле этого слова и т.д.
Следуя своему природному влечению к счастью,
человек тем самым следует необходимости,
и вместе с тем поступает свободно. Действительная
свобода невозможна вне времени и пространства,
вне отношения к чувственно воспринимаемым
вещам. Для Фейербаха свобода ― это единство
человека с условиями, в которых проявляется
его сущность.
В целом исторически прогрессивное
значение социологических и этических
воззрений Фейербаха состоит в отрицании
идеалистически-религиозной концепции
общества и морали. Фейербах подверг уничтожающей
критике попытки идеалистов и теологов
«основать» с помощью религии основные
принципы буржуазного права и морали.
Подобно французским материалистам XVIII
в., он считал, что религия не может быть
основой ни права, ни морали. Вместе с религиозным
«обоснованием» права и нравственности
Фейербах отбрасывал и лицемерный этический
ригоризм, т.е. суровое, беспрекословное
подчинение правилам нравственности,
противопоставляющей нравственное, справедливое
реальным, естественным человеческим
потребностям. «Мораль бессильна против
человеческой природы» ― учил Фейербах,
подчёркивая относительность моральных
установлений и осмеивая абсолютное противопоставление
добродетели пороку. Нет влечений, чувственных
потребностей, которые были бы порочны
сами по себе, по своей природе, как нет
производного греха. «Наши пороки, ― говорил
Фейербах, ― это неудавшиеся добродетели;
они стали бы добродетелями, если соответствовали
требованиям человеческой природы».
Антропологическая концепция
в социологии носит отчётливо выраженный
буржуазно-демократический характер.
Главное в человеке ― это общие черты,
характерные всем людям. Отсюда следует,
что все люди от природы равны, потому
сословные и всякие иные привилегии противоречат
человеческой природе и должны быть отвергнуты.
Конечно, такое понимание равенства так
же ограничено как и буржуазно-демократическое
понимание свободы вообще. Фейербах почти
не интересуется реальной социально-экономической
структурой общества, при которой один
класс господствует над другим, не видит
связи между угнетением и эксплуатацией
с одной стороны, и частной собственностью
― с другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Завершив к середине XIXв. своё
развитие, немецкая классическая философия
оказалась включённой в мировую философскую
культуру в качестве одного из её самых
содержательных и вместе с тем живых компонентов.
Исторические судьбы классической философии
столь же сложны и противоречивы, как и
образующие её учения. После критического
преодоления в 40-е годы XIX в. гегелевского
«абсолютного идеализма» и фейербаховского
антропологического материализма, К.Маркс
и Ф.Энгельс неоднократно обращались в
дальнейшем к наследию немецкой классической
философии при развитии своего учения.
Использование достижений немецкой классической
философии в процессе становления и последующего
творческого развития марксизма ― это
бесспорно важнейший, но отнюдь не единственный
аспект её исторических судеб. Существует
и второй основной аспект этих судеб, причём
он прямо противоположен. После 2-3 десятилетий
крайне пренебрежительного отношения
буржуазных философов в Германии к немецкой
классической философии, её престиж в
их среде начал постепенно восстанавливаться.
В 1865г. прозвучал призыв «Назад к Канту»,
за чем последовало быстрое формирование
неокантианства, которое вплоть до 20гг.
XXв. Являлось одним из основных течений
буржуазной философии эпохи империализма
во многих странах, включая Россию. В начале
XXв. В Германии, а затем и в других европейских
странах началось «гегелевское возрождение»
или «обновление», в результате чего сформировалось
«неогегельянство» (английское «неогегельянство»,
возникшее в сер. 60-х гг. XIXв. и с видоизменениями
просуществовавшее около 80 лет, представляло
собой скорее вариацию гегельянства),
которое в течение нескольких последующих
десятилетий было влиятельным течением
современной буржуазной философии. Буржуазная
философия эпохи империализма оказалась
в значительной своей части неспособной
существовать без опоры с одной стороны,
на кантовский вариант соединения субъективного
идеализма с агностицизмом, а с другой
стороны на гегелевский диалектический
идеализм в его иррационально-субъективистской
интерпретации. В значительной мере тоже
револьвировались в буржуазной философии
идеалистические воззрения Фихте и Шеллинга,
а также идеалистически истолкованный
«антропологизм» Фейербаха. В эти «ренессансы»
немецкой классической философии, включённой
в обширный спектр всевозможных реставраций
учений прошлого в буржуазной философии
2-ой пол. XIX-XX вв. приобретали, как правило,
в конечном счёте антимарксистскую направленность
― и совершенно явную воинствующую, и
ревизионистски закамуфлированную. Борьба
с подобным использованием наследия немецкой
классической философии стала с конца
XIXв. важной составной частью процесса
развития марксистской философии, давая
дополнительные стимулы для углубления
изучения воззрений Канта, Фихте, Шеллинга,
Гегеля, Фейербаха.
Учёт исторических судеб немецкой
классической философии с очевидностью
показывает высокую актуальность и большую
идеологическую значимость её научного
понимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Введение в философию: учебник для ВУЗов
под ред. И.Т. Фролова.,М.,1989.
2) Краткий очерк истории философии.,М.,1960.
3) Кузнецов В.Н. Немецкая классическая
философия второй половины XVIII в., начала
XIX в. М.,1989.
4) Мир философии. Ч.1,2. М.,1991.
5) А.Г. Спиркин. Основы философии.,М.,1988.