Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:02, реферат
Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) – был одним из крупнейших представителей апологетики. Со времени создания его трудов четко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. В отличие от Тертуллиана (ок. 160--230), тоже являвшегося «отцом церкви», но открыто выступавшего против философии и признания рациональных средств в сфере религии, Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение о том, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной.
ВВЕДЕНИЕ. 3
БИОГРАФИЯ КЛЕМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО. 4
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕМЕНТА. 6
УЧЕНИЯ КЛЕМЕНТА. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА: КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Выполнил:
студентка 1 курса 5 группы
экономического отделения
специальности бухгалтерского
учета, анализа и аудита
Елькина Е.А.
Проверил:
д.филос.н., проф.
Портнов А.Н
ИВАНОВО 2010
СОДЕРЖАНИЕ.
Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Hового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э., и оно связано с распадом Римской империи. А завершение относится к XIV в., к возникновению эпохи Возрождений. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организации общества.
Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) – был одним из крупнейших представителей апологетики. Со времени создания его трудов четко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. В отличие от Тертуллиана (ок. 160--230), тоже являвшегося «отцом церкви», но открыто выступавшего против философии и признания рациональных средств в сфере религии, Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение о том, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. С помощью рационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое познание способно довести веру до состояния осознанной религиозности. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума (конечно, подобное положение фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского «Верю потому, что абсурдно»).
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 150 — ок. 220), христианский философ и богослов. Тит Флавий Климент родился в языческой семье, возможно в Афинах, и очень рано обратился в христианство. После продолжительных странствий обосновался в Александрии, где преподавал в т.н. Александрийской катехетической школе. В эпоху Климента и Оригена этот город стал важнейшим центром христианской философской мысли. Климент покинул Александрию в период гонений на христиан при императоре Севере (202-203), и о его последующей жизни и странствиях практически ничего не известно. Папа Климент VIII исключил его имя из церковных календарей по причине сомнений в ортодоксальности некоторых его сочинений.
Исключительная эрудиция Климента и его знакомство с широким кругом языческих и христианских источников нашли отражение в главных из его сохранившихся сочинений — Протрептике, или Увещании к эллинам, Кратких объяснениях (Hypotyposeis), Строматах ("Лоскутном одеяле"), Педагоге и гомилии. Какой богач спасется? Будучи неполным и несистематическим отображением блестящих лекций, читанных Климентом в Александрии, эти сочинения — пусть и отмеченные чрезмерным пристрастием к философскому аллегоризму и рядом догматических ошибок — позволяют уяснить главную цель Климента: через рациональное осмысление тайн христианской веры привести человека к истинному "гносису", т.е. к такому состоянию духовного совершенства, к которому нас призывало Слово Божье и в котором человек, освободившийся от страстей, через любовь к Богу уже на земле заложит основания небесного блаженства.
Климент Александрийский— христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена.
Судя по полному имени,
Климент родился в семье
Достигнув совершеннолетия,
Климент путешествует по Средиземноморью,
изучая и испытывая различные
духовные традиции. По сообщению Евсевия,
в Александрии Климент
Тит Флавий Климент (150-213?
гг.) возглавил александрийскую
Около 180 г. во главе Александрийской школы стоял бывший стоик Пантен, названный историком Евсевием "сицилийской пчелой, собиравшей с цветов апостольского луга чистое сокровище ведения и влагавшей его в души слушателей. Его, сокрывшегося в Египет, уловил Тит Флавий Климент", долго искавший истину в эллинской философии и мистериях, объехавший Великую Грецию, Восток и Палестину. Около 190 г. он становится помощником Пантена, чтобы вскоре его сменить. В 202-203 гг. в связи с угрозой гонений он бежал к бывшему своему ученику епископу Александру в Кесарию Калпадокийскую, где позднее возник новый центр александрийского христианского гнозиса.
Император Септимий Север в 202 воздвиг гонения на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген. Он перебрался в Палестину, где нашёл защиту и покровительство у своего ученика Александра Иерусалимского. Там он и умер. В силу его близости к Оригену Климент не удостоился канонизации в православной традиции; католическая же церковь почитала его как святого до 1586 г.
Климент задумал философскую трилогию
«Протрептик» — «Педагог» — «Дидаскал».
Основная идея всех трех частей — показать постепенное восхождение христианина к истинному «гнозису» (знанию) под руководством Логоса. Божественный Логос (Христос) выступает как:
«Протрептик» — «увещатель», обличающий
язычество и призывающий
«Педагог» — воспитатель, детоводитель, постепенно ведущий новообращенных к нравственному совершенству
«Дидаскал» — учитель, открывающий «посвященным» тайны истинного гнозиса (знания)
Первое сочинение его (полное название "Слово увещательное к грекам") обращено к читателю-язычнику. Этот труд отличается слаженной композицией, привлекает изяществом, чувством превосходства и спокойной уверенности, являя своему веку христианскую истину. Автор хорошо понимает психологию александрийской среды, проницательно угадывает в философском скептицизме тайную тревогу и тайное ожидание подлинного откровения Истины. Книгу открывает "Гимн Христу". Это новое песнопение по красоте и лиризму превосходило все литургические тексты древности: "И сей потомок Давидов, Логос Господень, бывший прежде Давида, презрел лиру и кифару, их бездушные струны; но озвучил Духом Святым нашу вселенную и нашу землю, тело и душу человеческую. И волею Его тысяча голосов слилась в песнопении к Господу. И сам Он воспел славу Господню вместе с сим хором людским" (I, 5, 3). Вслед за этим лирическим вступлением Климент обозревает дохристианские вероучения и философские заблуждения древности. И вех; же философы почтенны в его глазах. Климент ведет речь о язычестве как человек, знакомый с ним изнутри, как впоследствии Августин в "Граде Божием". Критика его лишена проклятий и унижения противника. Язычнику он подаёт руку как проводник на неизвестном пути познания истины.
Если "Слово увещательное" — книга "преддверия", то "Педагог" - учебник для верующего. Его цель - завершить евангельское самосознание новообращенных. Названием книги Климент хотел подчеркнуть значение Христа-воспитателя. Это — руководство но христианской этике, одновременно теоретическое и практическое, помогающее подготовить ученика к восприятию наставлений Учителя. Христос есть Логос-педагог Он главенствует в христианском воспитании, печется о преображении жизни, о нашем преображении и приобщении к христианским нравам. Логос — это педагог, верующие же подобны детям. Климент постоянно напоминает, сколь важно быть как дети, хранить смирение, простоту, искренность, прямоту и чистоту. И хрупки мы точно так же, как дети. Ребенок нуждается в покровительстве, руководстве, надежной защите, чтобы он мог смеяться, играть и радоваться. Взор человека постоянно обращен к Логосу, за ним он признает главенство, ему стремится подражать, ему уподобляться, сообразуясь с его волей во всех, даже самых будничных делах.
Он устанавливает кодекс благовоспитанного человека, как говорит Климент, "человека благородного". Александриец имел в виду высший слой общества, привыкший к излишествам и удовольствиям. Читая "Педагога", нетрудно представить себе быт и нравы александрийской семьи начала III века. Морализируя, автор не пренебрегает самыми прозаическими бытовыми подробностями. Эти житейские наставления, сознательно выдержанные в духе языческих моралистов, ничуть, однако, не мешают делу. Климент никогда не теряет из виду свою прямую цель: внедрить христианскую мораль, сообразовать жизнь с евангельскими принципами. Положения, заимствованные из греческой традиции, явлены в христианской перспективе и соотнесены с Евангелием.
Климент выдвигает суровые нравственные требования, полагающие аскезу вплоть до принятия креста, приуготовляющие к монашеству в духовной жизни. Замечательно, что он пишет для светских людей, но не призывает их удалиться от мира, выявляя и осмысляя требования, которые светская жизнь налагает на них. Климент не бежит радостей природы и жизни, успевает по ходу дела умилиться прелестям весны, восхититься цветущей степью. Его "аскеза" дышит жизнью и свежестью.
Восемь книг под названием "Строматы", содержат ученые записки Александрийца касательно истинной философии. Заглавие — "Строматы" — можно перевести как сборники мыслей, пестрый ковер или "Опавшие листья", подобно заглавию книги В. В. Розанова.
Нравственная подготовка должна подвести христианина к тому, чтобы он смог воспринимать учение Учителя — третью и последнюю степень действия Логоса, которая приведет к совершенному знанию, гнозису.
Интересной частью наследия Климента является его нравственное учение, адресованное мирянам (как правило, церковные писатели предпочитали писать на морально-аскетические темы, адресуясь в первую очередь к монахам). Особо следует отметить обсуждение вопроса о супружеской жизни и безбрачии — волнующая тема для всех поколений и народов. В распущенную атмосферу греко-римского общества христианство внесло две совершенно новых, неслыханных идеи: идею единственности супружества и идею безбрачной жизни, одинаково чуждую иудаизму и эллинизму. При этом христианские писатели усиленно — порою даже слишком - настаивали на превосходстве безбрачия над супружеской жизнью.