Контрольная работа по "Античной философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

Содержание

Введение.
Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить понятия темы.
Задание второе. «Первые философские школы Древней Греции».
Задание третье. Изобразите в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилосовском мышлении древних греков.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

НА ПЕЧАТЬ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

       Гераклит  первым в греческой философии  поставил в центр своей системы  проблему изменения и порядка, что  делает из него беспощадного критика  человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.

       Физический  мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения эти упорядочиваются единством, которым наделил их Логос. «Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые воды». В большей части изменений Гераклит усматривает их обусловленность своими противоположностями. Но эти противоположности, на которые как Гераклит, так и Анаксимандр разлагали любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе непрерывность. Некоторым образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается Логосом, присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и единство мирового порядка и даже само его существование.  

       6.Элейская  школа и ее представители. Учение  Парменида о Бытии: переход  мышления от конкретно-наглядных образов к предельно общим понятиям. Категория Бытия, ее основные характеристики. Разделение знания на чувственное («мнение») и высшее, рациональное («знание по истине»). Умозрительно-спекулятивная конструкция модели бытия как первый шаг к рационализму в философии.

       ЭЛЕЙСКАЯ  ШКОЛА — одна из древнегреческих  философских школ (кон. 6-1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к  ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства  о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

       Для Элейской школы был характерен строгий  монизм в учении о бытии и рационализм  в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов  находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия»  предметом анализа в своей  философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, — так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

       Интерес представителей Элейской школы к  проблематике бытия был развит в  классической греческой мысли у Платона и Аристотеля. 

       Задание третье. Изобразите в схеме итоги  выполнения второго  задания, выделив  общее и различия в натурфилосовском мышлении древних  греков.

       № п/п         Натурфилософские  школы         Общее        Различия 
       1.        Милетская школа 

       -Фалес 

       -Анаксимен 

       Анаксимандр

       Милеты  обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.

       Рассматривая  мир как живое целое, Милетская  школа не делала принципиального  различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

       
         Фалес первоначало видел в  воде, Анаксимандр – апейрон,  Анаксимен – воздух.
       2.        Пифагорейцы        Как первый принцип Вселенной пифагорейцы  берут вид и форму, которые отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией.        Пифагор – «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.        
       3.        Гераклит         Гераклит  первым в греческой философии  поставил в центр своей системы  проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли.        Все существующее постоянно переходит  из одного состояния в другое. Ничего нет, все лишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного.        
       4.        Элейская  школа 

       Парменид 

       Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, — так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.                В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое  учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.        
 

       Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

       1.Обозначьте  характерные черты гераклитовского  философствования.

       Гераклит  первым в греческой философии  поставил в центр своей системы  проблему изменения и порядка, что  делает из него беспощадного критика  человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную  основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.

       Физический  мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения  эти упорядочиваются единством, которым наделил их Логос. «Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые воды». В большей части изменений Гераклит усматривает их обусловленность своими противоположностями. Но эти противоположности, на которые как Гераклит, так и Анаксимандр разлагали любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе непрерывность. Некоторым образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается Логосом, присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и единство мирового порядка и даже само его существование.  

       2.  В чем их противоположность  размышлениям элеатов? 

       В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое  учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

       Для Элейской школы был характерен строгий  монизм в учении о бытии и рационализм  в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. 

       3. Почему для обозначения состояния  мира (движения) Гераклит выбрал       образы «огня» и «реки»?

       Первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено  и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. 

       Задание пятое. Тестовая проверка знаний.

      1.Завершите  определение: (Правильный  ответ обозначен  выделением)

         «Совокупность взглядов, оценок, принципов,  определяющих самое общее видение  и понимание мира и места  человека в нем, называется  мировоззрением».

      2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:

       а. Атом

       б. Хаос

       в. Космос

       г. Бытие 

      3. Кто из древнегреческих  мыслителей стоял  у истоков идеалистической  традиции в философии?

       а. Демокрит

       б. Пифагор 

       в. Гераклит

       г. Сократ - Общепризнанным является тот факт, что родоначальником объективного идеализма в античной философии (да и в философии вообще) является все таки Платон, где главное действующее лицо - Сократ.

       4. Что такое философская  категория?

       а. Обозначение чего- либо

       б. Форма «чистого разума»

       в.  Понятие, отражающее связь любого типа

       г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения. философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности. П.КИКЕЛЬ. КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ.

      5.Какая  концепция бытия  принадлежала Пармениду?

       а. О неизменности Бытия

       б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости

       в.  О том, что основой всякого  Бытия являются атомы 

       г.  Что истина – это идеи, эйдосы.

      6.Кого  из философов древности  называли «отцом  диалектики»?

       а. Демокрита 

       б. Сократа - Принято считать, что первым ввел термин «диалектика» Сократ (от греч. – dialektike – искусство вести рассуждение, уметь ставить вопросы и давать на них ответы, отыскивая истину).

       в. Гераклита - По праву первым последовательным диалектиком античности был Гераклит (около 544 г.- 483 до н.э.). Отвечая на вопрос: каков этот мир и почему все существующее изменяется, переходит из одного состояния в другое? - он говорил: «Все есть обмен противоположностями». «В одну реку нельзя войти дважды». «Борьба есть закон мира; она мать и распорядительница всех вещей, война, борьба – отец и мать всех вещей и виновница всему». Гераклит размышлял о круговороте мира и всех явлений в нем. Он считал, что мир развивается вверх, когда земля, нагреваясь, превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь. Воспламенившись, мир двигается в обратном направлении: огонь-воздух-вода-земля. Переход из одного состояния в другое осуществляется через «мену». Верно создавая общую картину мира, он отмечает важную его характеристику – движение и развитие. Недаром Гераклит считал, что «философ – это исследователь природы»

       г. Фалеса

      7.Завершите  определение:

       «Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется Гносеологией».

      8. Мыслитель, полагавший, что философия  должна сделать  предметом своих  размышлений не  Космос и его  законы, а человека  и его мышление»,  был:

Информация о работе Контрольная работа по "Античной философии"