Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 10:28, контрольная работа
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.
Введение.
Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить понятия темы.
Задание второе. «Первые философские школы Древней Греции».
Задание третье. Изобразите в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилосовском мышлении древних греков.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.
Физический
мир представляется Гераклиту ареной
непрестанных изменений, однако изменения
эти упорядочиваются единством, которым
наделил их Логос. «Входящих в одну и ту
же реку омывают все новые и новые воды».
В большей части изменений Гераклит усматривает
их обусловленность своими противоположностями.
Но эти противоположности, на которые
как Гераклит, так и Анаксимандр разлагали
любое различие, обладают внутренним единством.
Так, например, день и ночь, которые на
первый взгляд кажутся полностью разделенными
и противопоставленными друг другу, на
деле благодаря своей непрерывной последовательности
образуют единую лежащую в их основе непрерывность.
Некоторым образом это связано с «борьбой»,
однако борьба эта не есть «несправедливость»,
поскольку она упорядочивается Логосом,
присутствующим во всех природных объектах,
так что если бы борьба прекратилась, разрушилось
бы все размеренное взаимодействие, а
тем самым и единство мирового порядка
и даже само его существование.
6.Элейская
школа и ее представители.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА — одна из древнегреческих философских школ (кон. 6-1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, — так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.
Интерес
представителей Элейской школы к
проблематике бытия был развит в
классической греческой мысли у Платона
и Аристотеля.
Задание третье. Изобразите в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилосовском мышлении древних греков.
№ п/п | Натурфилософские школы | Общее | Различия |
1. | Милетская
школа
-Фалес -Анаксимен Анаксимандр |
Милеты
обозначили начало древнегреческой философии:
милетские философы поднялись выше видимости
и за многообразием явлений усмотрели
некую отличную от них сущность вещей
(«первоначало»). Для Фалеса это — вода,
для Анаксимандра — неопределенное и
беспредельное первовещество (апейрон),
для Анаксимена — воздух.
Рассматривая мир как живое целое, Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. |
Фалес первоначало видел в воде, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух. |
2. | Пифагорейцы | Как первый принцип Вселенной пифагорейцы берут вид и форму, которые отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией. | Пифагор – «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. |
3. | Гераклит | Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. | Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ничего нет, все лишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного. |
4. | Элейская
школа
Парменид |
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, — так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия. | В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
1.Обозначьте
характерные черты
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.
Физический
мир представляется Гераклиту ареной
непрестанных изменений, однако изменения
эти упорядочиваются единством,
которым наделил их Логос. «Входящих
в одну и ту же реку омывают все новые и
новые воды». В большей части изменений
Гераклит усматривает их обусловленность
своими противоположностями. Но эти противоположности,
на которые как Гераклит, так и Анаксимандр
разлагали любое различие, обладают внутренним
единством. Так, например, день и ночь,
которые на первый взгляд кажутся полностью
разделенными и противопоставленными
друг другу, на деле благодаря своей непрерывной
последовательности образуют единую лежащую
в их основе непрерывность. Некоторым
образом это связано с «борьбой», однако
борьба эта не есть «несправедливость»,
поскольку она упорядочивается Логосом,
присутствующим во всех природных объектах,
так что если бы борьба прекратилась, разрушилось
бы все размеренное взаимодействие, а
тем самым и единство мирового порядка
и даже само его существование.
2. В чем их противоположность размышлениям элеатов?
В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для
Элейской школы был характерен строгий
монизм в учении о бытии и рационализм
в учении о познании. В центре
учения всех трех элейских философов находилось
учение о бытии: Парменид впервые сделал
понятие «бытия» предметом анализа в своей
философской поэме, Зенон с помощью логических
апорий показал абсурдность учений, исходящих
из иных предпосылок, нежели Парменид
(т.е. из допущения движения и множества);
Мелисс суммировал школьную догматику
в трактате О природе, или О бытии. Согласно
Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть,
и это следует из самого понятия «быть»,
а «того, чего нет» (небытия) – нет, что
также следует из содержания самого понятия.
Отсюда выводится единство и неподвижность
бытия, которому невозможно делиться на
части и некуда двигаться, а из этого выводится
описание мыслимого бытия как нерасчлененного
на части и не стареющего во времени континуума,
данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота
отождествляется с небытием, – так что
пустоты нет.
3.
Почему для обозначения
Первоначало
всего мира – огонь. Космос един,
всё сущее никем не сотворено
и является живым огнем, загорается
и потухает. Огонь превращается в воду
– семя мироздания, вода превращается
в землю и воздух; и назад. Душа является
огненным дыханием – основанием жизни.
Гераклит является основоположником гносеологии
(учение о познании). Первый различал чувственное
и рациональное познание. Истина постигается
умом, который познаёт сущность (логос)
мира, находясь за порогом чувств. Познание
начинается с чувств, но они должны обрабатываться
разумом. Образование и понятие слиты
воедино, т. к. едины чувства и рациональное
познание. В мире существует единство
как результат сочетания противоположностей.
Борьба противоположностей закономерна,
т. к. является источником создания мира.
Противоположности соединяются, и устанавливается
гармония. Гераклит развивает диалектические
взгляды. “Всё течет, всё изменяется”,
“нельзя войти в одну реку дважды”, всё
рождается благодаря смерти чего-либо.
Это стихийная диалектика, где космос
рассматривается как единое целое и пребывает
в постоянном движении и изменении.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
1.Завершите определение: (Правильный ответ обозначен выделением)
«Совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих самое общее
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:
а. Атом
б. Хаос
в. Космос
г. Бытие
3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?
а. Демокрит
б. Пифагор
в. Гераклит
г. Сократ - Общепризнанным является тот факт, что родоначальником объективного идеализма в античной философии (да и в философии вообще) является все таки Платон, где главное действующее лицо - Сократ.
4. Что такое философская категория?
а. Обозначение чего- либо
б. Форма «чистого разума»
в. Понятие, отражающее связь любого типа
г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения. философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности. П.КИКЕЛЬ. КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ.
5.Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?
а. О неизменности Бытия
б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости
в. О том, что основой всякого Бытия являются атомы
г. Что истина – это идеи, эйдосы.
6.Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?
а. Демокрита
б. Сократа - Принято считать, что первым ввел термин «диалектика» Сократ (от греч. – dialektike – искусство вести рассуждение, уметь ставить вопросы и давать на них ответы, отыскивая истину).
в. Гераклита - По праву первым последовательным диалектиком античности был Гераклит (около 544 г.- 483 до н.э.). Отвечая на вопрос: каков этот мир и почему все существующее изменяется, переходит из одного состояния в другое? - он говорил: «Все есть обмен противоположностями». «В одну реку нельзя войти дважды». «Борьба есть закон мира; она мать и распорядительница всех вещей, война, борьба – отец и мать всех вещей и виновница всему». Гераклит размышлял о круговороте мира и всех явлений в нем. Он считал, что мир развивается вверх, когда земля, нагреваясь, превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь. Воспламенившись, мир двигается в обратном направлении: огонь-воздух-вода-земля. Переход из одного состояния в другое осуществляется через «мену». Верно создавая общую картину мира, он отмечает важную его характеристику – движение и развитие. Недаром Гераклит считал, что «философ – это исследователь природы»
г. Фалеса
7.Завершите определение:
«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется Гносеологией».
8. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление», был:
Информация о работе Контрольная работа по "Античной философии"