Контрольная работа по "Основам философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 07:40, контрольная работа

Краткое описание

XVIII век получил от современников название Эпохи Просвещения. Это был век развития науки и философии, и именно в этот век и родился в 1724 году, ставший выдающимся мыслителем своего времени и занявший особую нишу в истории этики, знаменитый философ Иммануил Кант. Кант жил во времена, когда совершались попытки создать автономную философию, основой которой будет только опыт и разум, что привело к предельному заострению спора мировоззрений. Опираясь на опыт и используя строго логические рассуждения, можно с одинаковым успехом вывести как существование Бога, так и его отрицание, можно утверждать наличие души и свободной воли, а можно и отвергать их.

Содержание

Вопрос 1. Моральная философия И. Канта ………………………………………. 2
Вопрос 2. Фрейдизм и неофрейдизм ………………………………..……………… 4
Вопрос 3. «Закат Европы» О. Шпенглера ……………………………………….... 7
Список литературы ……………………………………………………………….…. 9

Вложенные файлы: 1 файл

Основы философии.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Фрейд и Юнг хотели понять индивидуальные поступки человека, а их последователи  неофрейдисты (Адлер, Хорни, Салливан, Фромм) основываясь на базовых идеях фрейдизма, пытались объяснить социальное устройство жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. «Закат Европы» О. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры.

В 1918 году увидела свет первая и главная работа Шпенглера - «Закат Европы» - где он выдвинул концепцию культуры, которая сразу стала знаменитой и оказала большое влияние на общественную мысль 20 столетия. В своей культурологической концепции Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию, что становиться основой всех его размышлений.

По его мнению, в мировой истории представлены восемь «завершенных» культур, достигших окончания развития  и полностью исчерпавших свои возможности: египетская, индийская, вавилонская, китайская, арабская, античная (греко-римская), западноевропейская (фаустовская культура) и культура майи. Их существование в разные времена и в разных уголках нашей планеты говорит, считает Шпенглер, о единстве проявлений жизни во Вселенной.

Культурой Шпенглер называет сложившуюся историко-культурную целостность, единство мышления, запечатленное во всех формах жизни. Культура – это могущественное творчество созревающей души, расцвет высокого искусства.

Термином «цивилизация» Шпенглер обозначает технико-механическое явление противоположное культуре (органически-жизненному) - неизбежную завершающую фазу любой культуры. Она как симптом болезни организма, которая вызывает отмирание одушевляющей его культуры. Цивилизация, по Шпенглеру, представляет неизбежную смерть каждой изжившей себя культуры. Культурология Шпенглера строится на идее предопределенности близкой гибели Запада - он уверен, что в Европе возможна только цивилизация и не возможна культура.

Итак, Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, арабской и европейской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Сконцентрировав все внимание на душе культуры, он сумел подметить своеобразие европейской души, образом которой (как считает сам автор) является душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей, неутомимо ищущая «верный путь», которой чуждо желание погрузиться в бездейственный покой. Символом её является беспредельное пространство.

Для Шпенглера все культуры уникальны и равноправны. Они не могут осуждаться. Для мыслителя имеют силу либо все из них или не одна из них. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, ведь природа воспринимается человеком через культуру. По Шпенглеру, основа каждой культуры это душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. А всё живое смертно. Живое существо рождается, реализует свои душевные силы, а с их угасанием умирает. Такова судьба и всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их судьба описана им исчерпывающе.

Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит все свои возможности, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Смерть культуры это исчерпание её души, когда люди больше не нуждаются в осуществлении культурных ценностей, а обращаются лишь к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот кризис Шпенглер и называет наступлением эпохи цивилизации. Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой мировую арабскую культуру востока. Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют  
нас увидеть в современности те явления, которые предшествовали исчезновению великих культур древности.

Культура происходит от культа, она  связана с культом предков, она  невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству. Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни, вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону происходящего. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.  
Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”. 

Закат Европы ознаменовался победой  техники над духовностью, мировых городов над провинцией. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры. Немецкий мыслитель путём ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры.

Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели  с античностью, Египтом и в  первую очередь с Европой. Для  него не подлежит сомнению то, что Запад  давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет «фаустовской», находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели

Европа давно уже перешла  в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет  все кризисные явления, охватившие современное общество. Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснование высказанной в «Закате Европы» концепции чрезвычайно убедительным.

Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением. Далеко не все в культурологической теории Шпенглера правильно, но его предостережение о том, что массовая бездуховная враждебна культуре, остается актуальным до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.А. Философия. – М.: Проспект, 2008
  2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Университетская книга, Логос, 2008
  3. Лавриненко В.Н. Философия. – М.: Юнити, 2007
  4. Якушев А.В, Философия. Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2008
  5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005
  6. Нарский И.С. Кант. - М.: Мысль, 1976
  7. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Наука, 1973
  8. Фрейд З. Я и Оно. Антология мысли. – М.: Эксмо, 2006
  9. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Фрейдизм/
  10. http://www.pseudology.org/Literature/Zakat_Europy00.htm

Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"