Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.
Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Содержание

Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3 7
Задание 4 10
Задание 5 12
Задание 6 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная готовая.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Мировоззренческая функция философии  проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Методологическая функция философии  заключается в том, что она  дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает  общий метод познания, который  представляет собой совокупность взаимосвязанных  принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды  революционных изменений, когда  человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности  требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа  прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии - необходимое  условие становления человека как  активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может  осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком.

 

Задание 5

 

«…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим».

В каком смысле отрицание есть определенное нечто?

В чем состоит утвердительная сторона  отрицания? Приведите примеры.

 

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных по рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и  явления, как мы уже знаем, противоречивы  и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в но вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания  исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все, то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Т.о., для марксистского понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

 

Задание 6

 

Согласны ли Вы с утверждением Э. Реклю , что «все основные факторы  истории объясняются географическими  условиями той местности, где  они происходят»? Аргументируйте свой ответ.

 

Действительно, Реклю писал, что  “все основные факты истории объясняются  географическими условиями той  местности, где они происходили”. В целом я согласен с данным утверждением – географические факторы  во многом определяют историческое развитие. Так, среднеазиатские степи определили кочевой быт местного населения, последствием чего стало монголо-татарское иго и многие другие исторические события, суровые российские зимы послужили одной из причин поражения Наполеона и др.

Тем не менее, хотелось бы сделать два замечания:

1. По мере развития человечества  роль одних и тех же природных  факторов изменяется. Например, леса  становятся из убежищ человека  помехой для него, города “спускаются”  с гор к морю.

2. Утверждение Реклю слишком  категоричное, так, например, довольно сложно найти географическую подоплеку экономического чуда послевоенной Японии. Безусловно, географические факторы имели определенное значение, но существенную роль сыграла научно-техническая революция, прогрессивные методы управления и т.д.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев, П.В. социальная философия: учеб.пособие./ П.В.Алексеев. –М.:ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. -256с.
  2. Алексеев, П.В.  Философия: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп./ П.В.Алексеев, А.В. Панин –М. : ТК Велби, Проспект, 2004.-608с.
  3. История философии: Учебник для вузов / В.Ильин. – СПб.:Питер, 2005. -732с.
  4. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. –Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007-730с.
  5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 496с.
  6. Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П.Алексеева. – 2-е изд. Перераб. и доп – М.: Тк Велби, Изд-во проспект, 2006.-496с.
  7. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005. – 511с.
  8. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. -3-е изд., испр. и доп.- М.: Юристъ, 2007.-506с.
  9. Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 2004. – 294с.



Информация о работе Контрольная работа по "Философии"