Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

До всякого психоанализа Достоевский доказал, насколько неправомерен «просвещенский» миф о человеке как о существе якобы по преимуществу разумном; он показал, насколько сильны в нем разрушительные, демонические силы подсознания, насколько человек есть существо более иррациональное, чем рациональное. Но Достоевский не растворяет человеческую личность лишь в стихийно – хронических, темных силах.

Содержание

Можно ли обнаружить постановку и решение философских проблем в творчестве великих русских писателей (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)?



3
Жить согласно с природой, по мысли Зенона Стоика (336 –264 гг. до н.э.), это то же самое, что жить согласно добродетели: сама природа ведет нас к добродетели. Что это означает в учении стоической школы?





10
Есть ли сходства в воззрениях Платона и Августина Аврелия на природу человека? Есть ли отличия? Ответ обосновать.


12
Повлиял ли В.Ф. Шеллинг на формирование диалектики? Эстетики? Социальной философии?

15
Список литературы
18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Важно, что христианская антропология открывает в бытии  человека сферу духа. Дух – это причастность к божественному через веру, опыт которой всегда индивидуален. Сама вера предстает как способность души, не является познавательным феноменом; вера отлична от знания и не совпадает с ним. Так вера открывает человеку его духовное бытие, которое отлично от его интеллектуального бытия, открытого греками, в том числе и Платоном.

 

 

 

 

Вопрос 134. Повлиял ли В.Ф. Шеллинг на формирование диалектики? Эстетики? Социальной философии?

 

В связи с открытиями в биологии, химии, физике, в частности  в теории развития электричества, у  Шеллинга возникает идея всеобщей взаимосвязи в природе, которая до этого понималась как механический агрегат. Живое невозможно объяснить без принципа целесообразности, который противоположен принципу механической причинности. Тем самым Шеллинг стал первым мыслителем, который дал развернутую критику механицизма, который до этого безраздельно господствовал в естествознании. Он развивает динамическое воззрение на природу, согласно которому природа проходит ряд качественно отличных ступеней, которые Шеллинг называет потенциями. Этим «потенциям» соответствуют основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Кроме того, сущность природы, согласно Шеллингу, составляет так называемая полярность, или единство противоположных сил, примером чего являются полюса магнита, положительное и отрицательное электричество. В итоге Шеллинг обнаруживает своеобразный параллелизм между развитием природы и развитием познания. Познание природы начинается с ее простейших механических свойств и продвигается дальше, к пониманию ее физических, химических и биологических форм. Человеческое познание как бы движется по ступеням развития самой природы и постигает природу в ее же собственных формах. Механизм, химизм, организм — это не только формы самой природы, но и формы нашего мышления о ней, т. е. категории. Природа, заявляет Шеллинг, «устроена» так же, как и мышление, поэтому и возможно познание. Если бы мышление имело свои собственные законы развития, а природа свои, то тогда познание было бы совершенно необъяснимо.

Шеллинг подмечает, что  природа в своем развитии, в  своем «потенцировании» как бы проявляет  тенденцию к появлению субъективности. На уровне механизма природа предстает  перед нами как чистый объект. А  вот на уровне живого организма природа приобретает уже некоторые черты субъекта, а именно активность, произвольное движение и даже некоторые формы мышления. Шеллинг считает, что природа в ее традиционном понимании не может породить дух. Он не видит возможности объяснить рождение духа из материи на пути простой эволюции. И поэтому он предлагает изменить саму суть воззрения на природу - природа может породить из себя дух только в том случае, если она чревата духом, если в основе своей обладает свойствами духовности. Механизм, химизм, организм и дух не являются, согласно Шеллингу, различными ступенями развития природы. Природа, доказывает он, всегда существовала и существует во всех, своих «потенциях», но актуализирует их поочередно то в одной, то в другой, то в третьей форме. Поэтому наше мышление, или дух, — это не что-то, впервые появившееся на Земле, а это проявление природы в ее высшей потенции, которую она в себе всегда несет и сохраняет. И эта потенция не появляется и не утрачивается. Она может появляться и исчезать только здесь и теперь, но не везде и не всегда. Природа в целом, а точнее в своей основе, — это не дух и не материя, не субъект и не объект, не сознание и не бытие. А она и то, и другое, вместе взятое.

Если смотреть на мир, исходя из природы, как это делает натурфилософия, то на первом плане оказывается объективная, материальная сторона действительности. Но чем выше мы поднимаемся по лестнице природных форм, указывает Шеллинг, тем организованней природа, тем больше в нее «проникает закономерность», а значит, ее «необходимой тенденцией» является «одухотворение». Если смотреть на мир, исходя из субъекта, как это делает трансцендентальная философия, то на первый план выходит субъективная и идеальная сторона действительности. Но чем более развит человек, тем сильнее в нем стремление к объективации самого себя, т.е. к воплощению своего внутреннего мира в определенных практических действиях, в науке и искусстве.

В природе, согласно Шеллингу, присутствует тенденция к одухотворению, а в деятельности человека присутствует тенденция к опредмечиванию духа. Именно посредством этих тенденций выражает себя, по мнению Шеллинга, некая синтетическая основа мира, которая есть природа и дух одновременно. Подобный вывод Шеллинга является существенным шагом на пути диалектического понимания природы и Духа.

Произведения искусства восхищают Шеллинга тем, что жизнь духа в них представлена наиболее предметно. Шеллинг начинает склоняться к тому, что природу следует понимать как застывший продукт бессознательного творчества. В недрах природы, считает он, скрывается нечто, аналогичное художественному гению, но творит природа бессознательно. В продуктах природы мы усматриваем следы разума, и это проявляется, прежде всего, в наличии природных закономерностей. Исследуя соотношение сознательного и бессознательного, он указывает на противоречие, которое заключено в деятельности людей. Люди творят вполне сознательно, отмечает он, однако, в результате мы имеем дело с тем, чего никто не замышлял. С другой стороны, все индивиды действуют свободно, но наше свободное поведение превращается в некую необходимость, придающую истории направление и целостность. Главной задачей истории, считает Шеллинг, как раз является объяснение того, как из свободы рождается необходимость.

Шеллинг высказывает ряд гениальных положений, ведущих к осознанию реального посредника между культурно-историческим миром и миром природы. «Увидеть внутреннюю конструкцию природы, — замечает, например, Шеллинг, — было бы невозможно, если бы мы не обладали способностью вторгаться в природу посредством свободы». Шеллинг характеризует деятельность человека, прежде всего, как деятельность творческого воображения. Под влиянием романтиков он делает акцент на эстетической стороне той деятельности, которой, по его мнению, порождены, с одной стороны, природа, а с другой — культура.

По его мнению, наука опирается на мышление, которое она признает в качестве главной познавательной способности. В результате у него на долю науки выпадают только банальности, все важное и существенное достается искусству. И потому совершенно не случайно Шеллинг ставит искусство выше науки и философии, а познание высших истин считает возможным только для гениальных одиночек. Гений, согласно Шеллингу, это и есть, прежде всего, развитая интуиция - развитая способность созерцания.

Таким образом, Шеллинг смог убедительно показать саму диалектику взаимодействия двух фундаментальных «противоположенностей» - Духа и природы, Субъекта и Объекта, реального и идеального. Более того, Шеллинг впервые говорит о природе то, что она не есть только дух, только материя, только субъект или только объект. Его природа - это целостный феномен, что дает право философу утверждать идею тождества, (опираясь на определенные факты) и идею перехода (общая тенденция мирового целого – переход природы в «духовное»). Эти идеи стали основой для дальнейшей разработки диалектического способа мышления и идеи становления, развития (диалектической по своей сути).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М.: Республика, 1997. – 368с.
  2. Левицкий С.А. Трагедия свободы: избранные произведения. – М.: Астрель, 2008. – 992с.
  3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие – М.: Академический Проект, 2003. – 880с.
  4. Шапавалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 608с.



Информация о работе Контрольная работа по "Философии"