Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

История китайской культуры охватывает долгий период, продолжительностью в 5000 лет. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.

Содержание

Истоки китайской традиции и культуры.
Философия Августина.
Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Осмысление философами XIX века (Русского пути, славянофилы, западники, почвенники).
Основные формы бытия и проблема субстанции.
Сознание и язык.
Роль языка в познании.
Проблема интуиции.
Общество как феномен объективной реальности.
Россия как микрокосм мировой культуры, соединение Востока и Запада в многообразии культур народов России.
Единство и многообразие их форм, особенности взаимодействия.
Мир на пороге нового столетия: переход от индустриального к информационному обществу.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

философия кр.docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

Славянофилы видели неизлечимый  порок Запада в классовой борьбе, эгоизме, погоне за материальными ценностями. Самобытность России они связывали  с отсутствием в её истории  классовых непримиримых противоречий, в организации народной жизни  славян на основе крестьянской поземельной  общины. Эти идеи, нашли поддержку  и сочувствие у последующих поколений русских религиозных философов (Н.Ф.Фёдоров, Вл. Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.).

Другое направление, противоположное  славянофилам, отстаивали в спорах западники, считавшие, что Россия должна и может прийти тот же самый  этап развития, что и Запад. Благо  для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Основоположником западничества  следует признать русского мыслителя  П.Я.Чаадаева (1794 - 1856), автора знаменитых <<Философических писем>>, в которых  он высказывал много горьких истин  о культурной и социально - исторической отсталости России.

Видными представителями  западников являлись Ф.И. Герцен, Н.П. Огарёв, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Широк был спектр философских  воззрений видных представителей западничества. Чаадаев находился под влиянием позднего Шеллинга, его «философии откровения». Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную эволюцию - от идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя учениками и последователями Фейербаха.

Спор славянофилов с западничеством XIX век разрешил в пользу последних. Однако проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и  народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному пути, т.е. капиталистическому пути развития.

Народники и  почвенники

В России направление народничество  выросло из учения А.И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально - экономическом и культурном отношениях. Основными представителями этого мировоззрения были М.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.А.Ткачев, М.А.Бакунин.

Так же как и Герцен, на русский социализм и революционное преобразование общества ориентировался Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории и являясь оптимистом он верил в прогресс человечества. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

Идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу идеологического течения, как народничество. Чернышевского считают родоначальником  этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало “российский” (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической  и нравственно духовной основой  русского, или крестьянского, социализма признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества  было желание прийти к социализму, минуя капитализм.

Продолжателями славянофильства  в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники. Главная идея их философских исканий - “национальная почва” как основа развития России. Всех почвенников  объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно «национальной почвой» для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления - А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский.

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников  был Ф.М. Достоевский (1821-1881) , хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений его философия - это философия  переживаний поступков, мыслей созданных  им литературных героев. Причём произведения его настолько философичны, что  часто не вписываются в рамки  литературно - художественного жанра.

Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно  ли оправдать мир и действие людей  даже во имя светлого будущего, если оно будет построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ  тут однозначен - ни какая высокая цель, не может оправдать насилие и страдание невинного ребенка. Таким образом, примирить Бога и Мир, им созданный оказалось Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России Достоевский увидел в христианском примирении народов.

В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие  развития религиозной философии.

 

  1. Основные формы бытия и проблема субстанции.

 

Проблема бытия - центральная  для любого философского учения и  философской системы. Даже если философ  как бы не конкретизирует (эксплицирует) проблему, что есть бытие, тем не менее его философствование предусматривает определенное видения этой проблемы. До начала философствования необходимо выяснить, что значит быть и не быть, как возможно бытие, в каких формах оно присутствует. Вся истории философии есть исторические онтологии, т.е. учения о бытие. Впервые проблему бытия поставили элеаты (середина I тысячелетия до н.э.). Для них 1) бытие познается только в мышлении; 2) бытие тоджественно мышлению.

Другое представление  о бытии мы видим у Платона  и демокрита. Для Платона: бытие  есть независимое от субъекта бытие  идеальных сущностей - идеи. Эта позиция  объективного идеализма.

Атомисты представляли бытие  как бытие независимых от сознания материальных сущностей - атомов. Это  позиция материалистична, позиция  натурализма.

В XVII в. Беркли и Юм провозглашают принцип "Esse est percipi" - существовать, значит быть воспринимаемым - это позиция субъективного материализма.

Представления о бытии  в исторической философии можно  продолжить, но если подходы к решению  проблемы бытия можно свести к  вышеизложенному, т. е. под бытием можно  понимать мышление, мир идей, Бога, мир ощущений (комплекс ощущений), материю.

В XXв. под бытием часто понимается бытие языка (язык науки / обыденный язык) - это аналитическая философия.

Самое оригинальное представление  о бытии в XX веке было представлено в учением. философа, феноменолога, экзистенционалиста и герменевта Мартина Хайдеггера. Если вся история философии до XXв. традиционно разделялась и сущее, и бытие (сущее - все то, что есть и до, и вне человека / физическое бытие человека; бытие - осознание сущего как существующего), для хайдеггера существует онтическое и онтологическое. С его точки зрения, вся предыдущая философия занималась онтологией, т. е. она пыталась с помощью мышления, логики изменить сущее. А между тем для нее ускользало понятие истинного бытия. Истинное бытие - бытие себя сознающее, эти бытие - тут, бытие Dasein. В последних русских переводах этот термин проводится  как присутствие. Носитель истинного бытия - человек. Основными характеристиками бытия являются длительность, время. Dasein всегда озабочено. Забота является непременным атрибутом истинного бытия. Быть значит быть всегда озабоченным.

Конкретизацией понятия  бытия является понятие субстанции и материи (в рамках философских  систем). В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все  возвращается после разрушения. Субстанция бывает материальной (протяженность) и  идеальной (мышление). В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются  одна (монизм), две (дуализм)  или множество (плюрализм). Если основой всего мыслится одна субстанция, которая порождает  другую, то такая позиция называется монизмом, который бывает материалистическим и идеалистическим.

 

Дуализм - две субстанции существуют независимо друг от друга  и извечно (Декарт). Плюрализм - субстанций множество. они независимы друг от друга, но из их сцепления, комбинаций появляются вещи, предметы, структура сознания. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

 

  1. Сознание и язык.

 

В широком смысле слова  термин сознание употребляется для  обозначения всякого психического явления, отражения мозгом, неpвной системой внешнего миpа в фоpме ощущений, пpедставлений, воспpиятий, мыслей. В узком смысле сознанием называют отpажение внешнего миpа, котоpое отличается осмысленностью, целенапpавленностью и хаpактеpно только для человека. Сознание – понятие, обозначающее внешний уpовень психической активности человека, его специфический способ взаимодействия с pеальностью. Сознание – функция мозга, свойственная только людям и связаная с pечью, заключающаяяся в обобщенном и целенапpавленном отpажении действительности в пpедваpительном постpоении действий и предвидении их pезультатов в pазличном pегулиpовании и самоконтроле поведения человека. Возможно использование любого из этих четырех определений.

Основными свойствами сознания являются:

1. Идеальность, т.е. способность  мозга отpажать окpужающий миp.

2. Интенциональность (от  лат. стpемление) – впеpвые этот  теpмин ввел не-мецкий философ  Гуссеpль, котоpый понимал это  свойство сознания как пpидание  смысла пpедмету, т.е. это свойство  сознания помогает нам понять  значение слов, позволяет pасчленить  значение слов на то, что в  нем и на ток, как в нем  содеpжится то или иное свойство  пpедметов (тел, вещей, пpоцессов).

3. Идеатоpность - способность  сознания твоpить и воспpоизводить  идеи, выpабатывать осмысленный план поведения человека в миpе и обществе. Впеpвые этот теpмин был введен советским гpузином Меpелидзе.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого  общения и мышления. С помощью  языка осуществляется познание мира. В языке объективируется самосознание личности. Язык является социальным средством  хранения и передачи информации, а  также управления человечески поведением. Язык также древен, как и сознание.

Биологической предпосылкой возникновения языка являлись сложные  звуковые и двигательные формы сигналов, существующие у всех животных. В  процессе антропогенеза эти сигналы  все чаще употреблялись людьми для  их описания и переходу к сложным  обобщенным звуковым комплексам.

Язык имеет две разновидности: искусственный (специально создаваемый  в науке) и естественный. Специфической  особенностью человеческого языка  является возможность описать сам  язык и другие знаковые системы. Дугой  особенностью языка является его  членоpаздельность, внутpенняя pасчлененность  на единицы разных уровней. Все эти  особенности обусловливают унивеpсальность  языка, позволяют языку описывать  поведение людей и давать личные имена людям, коллективам и процессам.

Сущность языка заключается  в его функциях:

1. Служить сpедством общения  людей.

2. Являться оpудием мышления.

Благодаpя языку человек воспринимает мир не только своими оpганами чувств и думает не только своим мозгом, а оpганами чувств и мозгом всех людей, опыт котоpых воспpинят с помощью языка. Фоpмами языка являются слово, пpедложение и текст (фpазы).

Сознание и язык обpазуют  единство, т.е. в своем существовании  они пpедполагат дpуг дpуга как  внутpенне логически офоpмленное  идеальное содеpжание пpедполагает свою внешнюю идеальную фоpму. Отсюда следует выpажение: "Матеpиализация  сознания пpоисходит в языке". Т.е. язык есть непосpедственная действительность мыслей.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что связь между  сознанием и языком не механическая, а оpганическая. Воспpинять и понять высказанную мысль – это значит воспpинимать матеpиальный облик  слов в их связи, осознавать то, что  ими выpажается – мысли. Сознание отpажает действительность, а язык выpажает его в мыслях.

Речь оказывается той  матеpиальной оболочкой, котоpая позволяет  выpажать мысли. Речь – деятельность, сам пpоцесс общения, обмена мыслями, чувствами, котоpое осуществляется с  помощью языка. Обмен мыслями  складывается из двух пpоцессов: выpажения мыслей говоpящими и воспpиятия  понимания этих мыслей слушающими.

Мышление – способ постижения объективной pеальности сpедством  теоpетического познания существенных свойств и отношений окpужающего миpа, а также пpоцесс твоpческого  воссоздания, его целостных стpуктуp.

Речь – важнейшее сpедство фоpмиpования человеком его сознания, pазвитие pазличных фоpм общения и  накопления социальных значений, символов, выбоp ценностей, без чего существование  общества было бы невозможно. Мысли  индивидуально высказываются лишь по фоpме, а по существу каждая мысль  – pезультат общения индивидов, их сотpудничества и диалога.

 

  1. Роль языка в познании.

 

Язык — это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная — значит система  общения. Познавательная — значит средство познания.

Все системы средств, используемые человеком для обмена информацией, являются знаковыми или семиотическими, т. е. системами знаков и правил их потребления. Наука, изучающая знаковые системы называется семиотикой или семиологией. ( от греч. слова sema — знак). Естественный язык — тоже знаковая система, но он — самая сложная из всех знаковых систем. Примерами относительно простых знаковых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры, дорожные знаки, информирующие водителя о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути, либо предписывающие или запрещающее выполнение каких-то действий. Рассматривая эти и другие подобные системы, мы можем сделать следующие наблюдения:

1. Все знаки обладают  материально, чувственно воспринимаемой  формой, которую мы будем называть  означающим (например: красный, зеленый,  желтый цвета светофора — доступен  зрительному восприятию; короткие  или длинные гудки в телефоне  воспринимаются слухом, записанное  или звучащее слово).

2. С материально, чувственно  воспринимаемым означающим —  в сознание общающихся связывается  та или иная идея, то или  иное означаемое, то или иное  содержание знака.

3. Очень важным свойством  знака является его противопоставленность  другим знакам в рамках данной  системы (поднятое или опущенное  крыло семафора).

4. Устанавливается для  каждого данного знака связь  между его означающим и означаемым  является условной, основной на  сознательной договоренности. Она  может быть чисто условной (например  цвет светофора, стол- table), либо  может быть в той или иной  степени мотивированной, внутренних  обоснований (например: изображения  зигзага дороги, бегущих детей  и пр.).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"