Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

История китайской культуры охватывает долгий период, продолжительностью в 5000 лет. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.

Содержание

Истоки китайской традиции и культуры.
Философия Августина.
Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Осмысление философами XIX века (Русского пути, славянофилы, западники, почвенники).
Основные формы бытия и проблема субстанции.
Сознание и язык.
Роль языка в познании.
Проблема интуиции.
Общество как феномен объективной реальности.
Россия как микрокосм мировой культуры, соединение Востока и Запада в многообразии культур народов России.
Единство и многообразие их форм, особенности взаимодействия.
Мир на пороге нового столетия: переход от индустриального к информационному обществу.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

философия кр.docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

5. Содержание знака, т.  е. его связь с обозначаемой  знаком действительностью — есть  моделирование (конституирование) в  сознании людей, использующих  этот знак, предметов, явлений,  ситуаций действительности, но моделирование  обобщенное и схематичное. Например, знак извилистой дороги указывает  на реальные извилины данной  дороги, но вообще относится к  любому классу извилистых дорог,  обозначая сам факт извилиности  дороги как общую идею, в отвлеченности  от частного и конкретного.

Языковыми знаками являются (в порядке от простого к сложному) морфемы, лексемы (слова), предложения, сложное синтаксическое целое, текст  и т. д.

Фонемы — служат строительным материалом для знаков (для означающего), но сами знаками не являются, т. к. за ними не стоит «означаемое», т. е. язык как система имеет уровни: фонетический, лексический, синтаксический: но как  в знаковой системе — фонетический уровень — неполноценный ( это  уровень не имеющий плана содержания).

Необходимо различать  язык и речь. Речь — это реализация возможностей языка в конкретном речевом акте. Между единицами  одного уровня языка существуют 2 вида отношений — парадигматические  и синтагматические. Парадигматические  — это отношения взаимной противопоставленности  в системе языка между единицами  одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. Например: падежная парадигма. Именит., Родит., Дат., Винит., Творит., Падежн.. Синтагматические отношения — это отношения в которые вступают единицы одного уровня соединяясь друг с другом в процессе речи. Например: мы можем сказать «студент слушает», но не «студент слушаю».

 

  1. Проблема интуиции.

 

За более чем двухтысячелетнюю историю философской науки проблема интуиции неоднократно получала весьма определенные и конкретные решения. Но всякий раз эти решения несли  на себе печать исторической и логической детерминированности тем или  иным этапом развития человеческого  знания.

Меняла свою форму и  сама проблема. Неизменным оставался  только тот факт, что все известные  истории науки концепции интуитивного знания всегда возникали в непосредственной связи с постановкой новых  гносеологических проблем естественнонаучного  познания и решались в соответствии с задачами и уровнем развития самой теории познания, а также уровнем социально-теоретического развития общества.

Отсюда следует и другой весьма важный вывод: интуиция никогда  не была частной проблемой гносеологии  или психологии. Оставаясь важным и необходимым элементом познания, наглядно раскрывающим диалектичность и гибкость человеческого мышления, его творческий характер, интуиция в свою очередь как в фокусе собирала и отражала всю многогранную и многоплановую картину развития научного знания как продукта социально-исторической эволюции человека и общества.

Экспериментальные исследования подтвердили предположения ученых о существенном воздействии эмоций на результаты человеческой деятельности, как практической, так и теоретической. Было выявлено влияние эмоций на качественные и количественные характеристики процесса познания: в частности, при положительной  эмоциональной активности повышается скорость мыслительных процессов. Эмоциональная  окраска, эмоциональный фон характерен для всех уровней мышления, от чувственных  до высших абстрактно-логических. Мысль  как таковая, говорил Л. С. Выготский, никогда не рождается от другой "чистой" мысли. Мысль всегда окрашена индивидуальными  психическими наслоениями, в том  числе и эмоциями. Эмоции человека представляют собой не элементарные чувства, а являются весьма сложной  формой человеческой деятельности. Структура  и качество эмоций усложняются и  развиваются с развитием психики: эмоции человека существенно отличаются от эмоциональных переживаний, свойственных высшим животным. Классифицируя эмоции, советский физиолог П. В. Симонов  исходит из учета их зависимости  от потребностей и размеров дефицита (или прироста) прагматической информации, причем специфика этих потребностей накладывает определенный отпечаток  на качественные характеристики самих  эмоций.

Особенно ярко, по мнению большинства исследователей, роль интуиции с сопутствующими психическими процессами проявляется, как уже отмечалось, в творческой деятельности. В процессе творчества, считает П. В. Симонов, правомерно допустить существование специального механизма "психических мутаций", представляющего собой своеобразный путь формирования условно-рефлекторных связей в определенной зоне поиска. Роль "мутагенов" (воздействующих факторов), как правило, выполняет подсказка, аналогия, ассоциация и т.п. И если включить эти компоненты в некоторую реальную систему выработки нового знания, то станет очевидным, что полученный результат не мог бы быть найден путем логического конструирования. Высказывается предположение, что весь этот механизм, возможно, представляет собой один из принципов формирования интуитивных решений.

Исследование "психических  механизмов" интуиции имеет важное значение в плане позитивной разработки проблемы. Нельзя, однако, согласиться  с мнением, согласно которому подход к интуиции как психическому феномену правомерен лишь в системе психологической, но никак не философской науки  и что изучение самой проблемы вообще исчерпывается психофизиологической проблематикой. По крайней мере, философский анализ проблемы возможен после того, как будут раскрыты хотя бы некоторые психологические механизмы интуиции.

В свое время Гегель, иронизируя по поводу того, как некоторые исследователи  представляют себе решение той или  иной проблемы, заметил, что, встав на позиции этих исследователей, можно  теоретически доказать невозможность  принимать пищу до тех пор, пока человек  не узнает качественного состава  пищи и физиологических особенностей органов пищеварения.

Можно ли не считаться с  тем фактом, что интуиция в качестве гносеологической проблемы была поставлена философией и, кстати сказать, получила определенное решение задолго до того, как стала объектом психологических  исследований. Гносеологический аспект проблемы интуиции как с исторической, так и с логической точек зрения предшествует всем прочим аспектам исследования. Но дело даже не в приоритете той или иной науки, а в тех методологических принципах, которыми руководствуется научная психология. Собственно психологический анализ интуиции, по признанию самих же психологов, не может претендовать на абсолютное решение проблемы и нуждается в "руководящем" и "направляющем" действии со стороны философии111. Во всяком случае это справедливо, когда речь идет об "интуитивном познании". Все это свидетельствует о несостоятельности мнений, согласно которым к отдельным аспектам исследования проблемы интуиции философия якобы вообще не имеет никакого отношения. Успешное решение проблемы немыслимо без тщательного анализа различных ее сторон и аспектов.

Феномен интуиции представляет собой сложное и многогранное явление: с одной стороны, это  специфическая форма познавательной деятельности, с другой – особая форма психического отражения. Единственно  верным и плодотворным направлением следует, видимо, считать комплексный  подход к решению проблемы. При  этом философия является методологической основой всякого рода исследований, а для самой философии гносеологический аспект проблемы был и остается определяющим. Это дает возможность показать интуицию как специфическую и вместе с  тем диалектически необходимую  форму (момент) познавательной деятельности человека, дающую возможность говорить о результатах интуитивного познания как о знании, адекватно отражающем объективную реальность.

Проблема интуиции была и  остается тем, что называют "вечными  проблемами философии". Она будет  менять свою форму, но сохранять неизменной свою гносеологическую сущность. Как  справедливо заметил датский  философ Хеффдинг, решения проблем  могут умирать, сами же проблемы остаются вечно живыми. Если бы это было не так, у философии не было бы столь  долгой истории. В этом отражена суть диалектической природы человеческого  познания.

 

  1. Общество как феномен объективной реальности.

 

Положение о том, что сознание человека является производным материального  органа человеческого тела - мозга, - призвано доказать производный характер идеального вообще и искажает неразрывную  связь материального и, идеального начал природы на исходном уровне.

Сущность человека должна быть определена не через противопоставление материального и идеального, что  характерно для материализма и идеализма, а через их единство на природном  и человеческом уровне.

Единство телесности и  духовности человека отражает единство материального и идеального начал  природы. Если на исходном уровне не выделяются в качестве равнозначных материальное и идеальное начала природы, то нет  и объективной основы для появления  человека как мыслящего существа.

Можно спорить о закономерном, предопределенном или случайном  характере появления человека, но без реального основания заложенных в природе в виде материального  и идеального начал его появление  было бы невозможно в принципе. Связанное  с таким подходом понимание человеческой субъективности как объективной  реальности дает возможность вписать  ее в современную научную картину  мира.

Человеческое общество характеризуется  неустойчивостью, неравновесностью, хаотичностью как результатами стохастических процессов, направляемых человеческой субъективностью. Субъективность же в ее исходном значении производна не от общественных отношений, а от отношения человека с природой в качестве первоосновы, на что затем  наслаиваются общественные отношения, в том числе и производственные. В этом и состоит понятие человеческой субъективности как объективной  реальности.

Человеческая духовность в условиях господства материальных ценностей не имеет самодостаточности, а выступает в качестве субъективного внутреннего мира человека, всецело зависимого от внешних материальных условий существования.

Вместо развития духовности человека, имеющей безграничные возможности, общество материальных ценностей пытается смоделировать лишь познавательную способность человека, заменить человеческий интеллект искусственным, а его  духовность отсечь как нечто второстепенное, а то и вовсе ненужное. В этом и состоит главная причина  кризиса, поставившего под угрозу само существование человечества.

Человеческая субъективность, внутренний мир человека гораздо  шире того, что часто отождествляется  с его разумом. В этом случае воля и чувства человека остаются за кадром. По существу остаются без внимания такие экзистенциалы, как Страсть, Страх, Вера, Любовь, Ненависть, Эрос, Тоска  и др., а следовательно, обескровливаются духовность и человек в целом.

В трансцендентальной феноменологии  место природы занимает проекция вовне трансцендентального "Я". "Пока мы не освободимся от ставшего сегодня почти всеобщим убеждения, что смысл вносит в мир человеческая субъективность,.. пока не вернем природе  ее онтологическое значение, каким  она обладала до того, как технотронная цивилизация превратила ее не только в "объект", но и в "сырье", мы не сможем справиться ни с проблемой  рациональности, ни с экологическим  кризисом" , - пишет П. П. Гайденко, и она, безусловно, права.

Вывод один: без того, чтобы  выяснить объективную природу человеческого  разума, невозможно современное понимание  человека и мира.

 

  1.  Россия как микрокосм мировой культуры, соединение Востока и Запада в многообразии культур народов России.

В современной науке Восток, Запад, Россия воспринимаются как важнейшие  социокультурные образования в  процессе исторического развития. Традиционно  время цивилизации в истории органичивается 5-6 тясячелетиями, начиная с появления развитых, техногенных обществ в долинах больших рек (Шумер, Египет, Китай, индийская цивилизация), заложивших социально-экономический и духовно-культурный фундамент государств-деспотов Древнего Востока. С этими и подобными им средневековыми обществами (исламская цивилизация) чаще всего и связывается представление о существовании в мировой истории особого образования - Востока, противоположного Западу (другой фундаментальной формы всемирного социокультурного опыта). Восток и Запад противопоставляются в виде следующих оппозиций: стабильность - нестабильность, естественность - искусственность, рабство - свобода, субстанциональность - личность, духовность - материальность, чувственность - рациональность, порядок - прогресс, устойчивость - развитие. В этих идущих из философии истории представлениях остался без внимания тот факт, что Восток и Запад - не изначальные, а значит, и не универсальные формы цивилизационно-исторического существования. Отсюда - критика классических исторических теорий (особенно европоцентризма, стремления поставить Запад над Востоком) в теориях локальных цивилзаций, принципиально отвергающих допустимость использования в историческом познании самих понятий Востока и Запада. Новейшие цивилзационные теории, построенные с опорой на противопоставление традиционных и современных обществ (культур), также отвергают реальность Востока и Запада в мировой истории. Однако после трудов М. Вебера, Р. Генона и М.К. Петрова едва ли возможен отказ от этих исторических реальностей, но с одной очень существенной поправкой в отношении к классике. Общества и культуры традиционного типа - изначальные и социально-универсальные (естественные, нормальные) формы организации и обновления социокультурного опыта. От классической эллинской цивилизации берет начало европейская (западная) культурно-историческая традиция с ее демократией, философией, рынком, капитализмом, либерализмом и наукой. Западное происхождение этих новаций допускает использование в данном контексте понятия «Восток» для обозначения сохранивших свою традиционность и древних, и средневековых, и даже новых обществ и культур.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"