Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:32, контрольная работа
История китайской культуры охватывает долгий период, продолжительностью в 5000 лет. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.
Истоки китайской традиции и культуры.
Философия Августина.
Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Осмысление философами XIX века (Русского пути, славянофилы, западники, почвенники).
Основные формы бытия и проблема субстанции.
Сознание и язык.
Роль языка в познании.
Проблема интуиции.
Общество как феномен объективной реальности.
Россия как микрокосм мировой культуры, соединение Востока и Запада в многообразии культур народов России.
Единство и многообразие их форм, особенности взаимодействия.
Мир на пороге нового столетия: переход от индустриального к информационному обществу.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.
Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) - это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира.
Культура России - это
культура русского народа, сложившаяся
вначале на восточнославянской основе
в виду культуры древнерусской народности
(примерно в VIII-XIII вв.), а с XIV в. и по
настоящее время представленная
украинской, белорусской и великорусской
культурами. Для русского культурного
самосознания определяющей является мысль
о временном, локальном и существенном
единстве российской культуры и о
ее определенном своеобразии. Существуют
и два иных подхода в определении
понятий «культура России»
Культура России и православие - один из аспектов, выражающих специфику и важнейшие особенности развития русской культуры на всем его протяжении и, особенно, в допетровскую эпоху (часто обозначаемую в литературоведении, истории эстетики и исторической культурологии как «эпоха Древней Руси» в противоположность послепетровскому «новому времени»). Православие - изначальное христианство «Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви» (согласно общецерковному Никео-Цареградскому символу веры IV в.), принятое Киевской Русью до отделения от него западной церкви во главе с папой, ставшей именоваться католической. Связь с православной Византией и отмежевание от католичества Западной Европы, а с XVI в. - и от протестантизма, возникшего в эпоху Реформации, - основные духовно-мировоззренческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выдающихся творцов русской культуры. Ярче всего мысль о хранении русским народом, его культурой бесценных духовных сокровищ православия ради общечеловеческого спасения выражена в знаменитой речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве.
Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, - сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть - в многообразии.
Платон утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Таким образом, Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества.
Ученик Платона Аристотель
сформулировал более сложную
и развернутую концепцию
Философия средневековья
предложила свою версию
Подобная интерпретация
проблемы качественного многообразия
мира не могла удовлетворить философов
и естествоиспытателей
Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Позиция монизма - самая распространенная в философии, поэтому на ее содержании следует остановиться подробнее.
Постулируя единство
мира, философское мышление может
основывать это единство либо
в духе, либо в материи. В
первом случае мы получаем
идеалистический монизм, во втором
- материалистический. Сторонники философского
монизма независимо от его
конкретного варианта, утверждают,
что бесконечное мироздание
В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения. Это породили огромное количество разнообразных названий и определений, о которых говорит У.Дайзард. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после-”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.
Так как сам автор концепции “информационного общества” не дал четкого определения своему “детищу”, попытаюсь это сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как это сделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ,
телекоммуникационных
Таким образом информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека, и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.
Практическое задание.
Задание №1.
Прочитайте следующий отрывок из “Пира” Платона.
“...во все таинства любви можно, пожалуй, посвятить и тебя, Сократ. Что же касается тех высших и сокровеннейших, ради которых первые, если разобраться, и существуют на свете, то я не знаю, способен ли ты проникнуть в них. Сказать о них, я, однако, скажу, - продолжала она, - за мной дело не станет. Так попытайся же следовать за мной, насколько можешь.
Кто хочет избрать верный
путь ко всему этому, должен начать
с устремления к прекрасным телам
в молодости. Если ему укажут верную
дорогу, он полюбит сначала одно
какое-то тело и родит в нем
прекрасные мысли, а потом поймет,
что красота одного тела родственна
красоте любого другого и что
если стремиться к идее прекрасного,
то нелепо думать, будто красота
у всех тел не одна и та же. Поняв
это, он станет любить все прекрасные
тела, а к тому одному охладеет, ибо
сочтет такую чрезмерную любовь ничтожной
и мелкой. После этого он начнет
ценить красоту души выше, чем красоту
тела, и если ему попадается человек
хорошей души, но не такой цветущий,
он будет вполне доволен, полюбив
его, и станет заботиться о нем, старясь
родить такие суждения, которые делают
юношей лучше, благодаря чему невольно
постигнет красоту нравов и обычаев,
и, увидев, что все прекрасное родственно
между собой, будет считать красоту
тела чем-то ничтожным. От нравов он должен
перейти к наукам, чтобы увидеть
красоту наук и, стремясь к красоте
уже во всем ее многообразии, не быть
больше ничтожным и жалким рабом
чьей-либо привлекательности, плененным
красотой одного какого-либо мальчишки,
человека или характера, а повернуть
к открытому морю красоты и, созерцая
его в неуклонном стремлении к
мудрости, обильно рождать великолепные
речи и мысли, пока, наконец, набравшись
тут сил и
Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительное и прекрасное по природе, то самое, Сократ, ради чего и были предприняты все предшествующие труды, - на что, во-первых, вечное, то есть не знающе ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскуднения, а, во-вторых, не в чем-то прекрасное, в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему в виде какого-то лица, рук или иной части тела не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает.
...начав с отдельных
проявлений прекрасного, надо
все время, словно бы по
(Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. - М., Мысль, 1993. С. 120-122).
Ответьте на следующие вопросы:
- Как Платон понимает идею?
- Как называется способ постижения идеи?
- В каком смысле
непосредственное созерцание
- Почему именно
любовь к прекрасному делает
возможным само созерцание
Ответ:
Платон понимает не просто понятие о любви, но причину и цель её существования. Согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Задание №2.
Прочитайте и проанализируйте отрывок из “Политики” Аристотеля. “... властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются (в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие - к властвованию). Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа; но где одна сторона властвует, а другая подчиняется, там только и может идти речь о какой-либо их работе.