Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

История китайской культуры охватывает долгий период, продолжительностью в 5000 лет. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.

Содержание

Истоки китайской традиции и культуры.
Философия Августина.
Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Осмысление философами XIX века (Русского пути, славянофилы, западники, почвенники).
Основные формы бытия и проблема субстанции.
Сознание и язык.
Роль языка в познании.
Проблема интуиции.
Общество как феномен объективной реальности.
Россия как микрокосм мировой культуры, соединение Востока и Запада в многообразии культур народов России.
Единство и многообразие их форм, особенности взаимодействия.
Мир на пороге нового столетия: переход от индустриального к информационному обществу.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

философия кр.docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

И во всем, что будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных  одна с другой или разъединенных, составляет одно целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы, и как таковому ему подчинены одушевленные существа. Правда, и в предметах неодушевленных, например, в музыкальной гармонии, можно подметить некий принцип властвования подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни... Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.

...полезно рабу и господину  взаимное дружеское отношение,  раз их взаимоотношения покоятся  на естественных началах; а  у тех,  у кого это не так,  но отношения основываются на  законе и насилии, происходит  обратное.

Из предыдущего ясно и  то, что власть господина и власть государственного мужа, равно как  и все другие виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами...

Господином называют не за знания, а за природные свойства, точно так же обстоит дело с  рабом и свободным.

Раб рабу, господин господину  – рознь.

(Аристотель. Соч. в 4 т.  Т. 4. - М., Мысль, 1984. С. 382-387).

Ответьте  на следующие вопросы

- Согласны ли  Вы с утверждением Аристотеля, что властвование и подчинение - общий закон природы? 

- Какие виды  властвования выделяет Аристотель?

- Можно ли назвать  природную предрасположенность  к подчинению среди людей мазохизмом, а к властвованию - садизмом?

- Является ли  гуманистом, с вашей точки зрения, Аристотель?

Ответ:

Я разделяю мнение Аристотеля, что властвование и подчинение – общий закон природы, так как среди людей в наше время это ярко проявляется. Аристотель выделяет властвование господина над рабом как самый яркий пример проявления властвования. Назвать природную предрасположенность к подчинению среди людей мазохизмом, а к властвованию – садизмом нельзя однозначно, только по определенным критериям, в большинстве же более сильные становятся властными, более слабые – подчиненными.  Я считаю, что Аристотель не гуманист.

Задание №3.

Ознакомьтесь  с приведенным ниже отрывком из произведения Фомы Аквинского “Сумма против язычников”

“Если что-либо относящееся  к творениям совместно наблюдают  философ и верующий, то их объяснения будут исходить из различных оснований. Ведь философ будет опираться  в своих рассуждениях на собственные  причины вещей, верующий же - на первопричину, т.е. он будет говорить: “так дано в  откровении”, или “это относится  к славе божией”, или “могущество  Божие беспредельно”. Отсюда вера, коль скоро она созерцает высочайшую причину, может быть названа высшей мудростью в соответствии со словами  писания (Второзак, 1У, 6): “Это есть мудрость ваша и разумение перед лицом  народов”. И потому человеческая мудрость берет на себя услужение этой мудрости, признавая ее превосходство. Отсюда понятно и то, почему божественная мудрость порой опирается на основоположения  человеческой философии. В самом  деле, даже у философов Первая Философия  пользуется показаниями всех наук, чтобы сделать свой предмет яснее.

Из сказанного следует  и то, почему обе дисциплины излагаются в различной последовательности, ибо в философском учении, которое  рассматривает творения в них  самих и от них восходит к богопознанию,  в самом начале рассматриваются  творения и лишь в конце - Бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает  творения лишь в их соотнесенности с Богом, вначале рассматривается  Бог и затем творения. И такая  последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с  процессом познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это  созерцает остальное (Против язычн., П, 4).

Ответьте  на следующие вопросы:

- В чем Фома  видит различие способов познания  философа и верующего?

-  Какому способу  он  отдает предпочтение и почему?

Ответ:

Фома видит различие познания в различии последовательности понимания  сущего, и считает способ познания верующего более совершенным, т.к. «больше сходства с процессом  познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это созерцает  остальное»

Задание №4.

В “Лекциях по этике” (1781-1782) И.Кант писал: “Самыми ужасными тремя  пороками, которые мы можем рассматривать  все вместе и которые воплощают  подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть  и злорадство. Когда же они достигают  своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки.

Все люди бывают сконфужены оказанными им благодеяниями, потому что  человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. Великодушный человек потому не принимает благодеяние, чтобы не быть обязанным. Если человек, испытавший благодеяние,  горд и  своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое  же благодеяние: поэтому он  будет  упрям и неблагодарен. Если же эта  неблагодарность возрастает до такой  степени, что он своего благодетеля  даже переносить уже не сможет и  станет его врагом, то это и будет  степень дьявольского порока, потому что ненависть и преследование  человека, совершившего  добрые дела, не согласуется с человеческой природой. К тому же возник бы большой вред, если бы люди стали более всего  бояться благодеяний и, видя как  плохо из-за этого с ними обращаются, превращались бы в мизантропов.

Вторым пороком является зависть, поскольку человек в  данном случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом  наслаждаться своим счастьем, чтобы  все вокруг него были несчастны. И  только тогда он будет по-настоящему радоваться своему счастью. Подобный человек  хочет во всем мире уничтожить счастье  и поэтому становится непереносимым.

Третьей разновидностью дьявольской  злостности является злорадство, заключающееся  в том, что человек находит  непосредственное удовольствие в неудачах других, например, когда человек  создает атмосферу враждебности в браке или где-нибудь еще  и радуется, наблюдая несчастье другого. Здесь можно отметить одно правило: никому нельзя повторять того, что  было отрицательного сказано тебе о  ком-либо другом, за исключением того случая, когда умалчивание приносит другому вред. Повторяя это, я сею  враждебность, потому что другой лишается покоя, чего не произошло бы в том  случае, если бы я промолчал, и по отношению к тому, кто мне сообщил, что я действую так же вероломно. Наша забота состоит в том, чтобы  порядочно вести себя, и тогда  весь мир может говорить все, что  угодно. Последнее же я должен опровергать  не при помощи слов, а своим образом  жизни. Как говорит Сократ: “Мы  должны вести себя так, чтобы люди не верили тому, что говорится не в нашу пользу” (Кант И. Лекции по этике (1781-1782) // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Изд-во политической литературы, 1988. С. 328-329.

Задание

1.  Прокомментируйте данный отрывок из лекции И.Канта.

2. Согласны ли  Вы с тем, что именно представленные  И.Кантом пороки (неблагодарность,  зависть и злорадство) являются  главными человеческими пороками?

3.Прокомментируйте  свой ответ.

Ответ:

Правильное понимание  учения Канта должно в полной мере учесть его высказывания о первоначальных, объективных задатках, присущих человеческой природе. Это, прежде всего ”задатки животности человека как живого существа”. К ним Кант относит всю жизнедеятельность  живого организма, поскольку она  совершается без участия разума и следовательно, несвободно. Таковы стремления к самосохранению, к продолжению  рода, к жизни совместно с другими  людьми. Задатки животности могут  при известных условиях стать  источником пороков, которые Кант называет скотскими: обжорство, похоть, дикое  беззаконие. Задатки человечности предполагают наличие разума. К этим задаткам относится стремление человеческих индивидов добиваться признания  своей ценности во мнении других. С  этим связано желание добиваться превосходства над другими, честолюбие, соперничество, ревность. Из этих специфически человеческих задатков могут возникнуть такие пороки, как зависть, неблагодарность, злорадство, которые Кант называет пороками культуры. Я скорее согласна с тем, что представленные Кантом пороки, являются все же главными человеческими пороками.

Задание №5.

Гегель в речи при открытии чтений в Берлине 22 октября 1818 г. говорил: “В здешнем университете, в этом центральном университете страны, должна найти свое истинное место и пользоваться наибольшим попечением та наука, которая образует центр всей духовной культуры, всех наук и всякой истины, т.е. философия.

Эта овладевшая вообще душой  глубокая серьезность образует также  и подлинную почву философии. Погруженность в повседневные заботы и интересы, с одной стороны, и  тщеславное самодовольство мнений, с  другой, - вот что враждебно философии.

Философия живет в царстве  истины, строит его и, занимаясь ее изучением, мы становимся причастными  этому царству. Все, что есть истинного, великого и божественного в жизни, становится таковым через идею, и цель философии состоит в том, чтобы постигнуть идею в ее истинном образе и всеобщности. Природа связана тем ограничением, что она может осуществлять разум только с необходимостью; но царство духа есть царство свободы. Все, что объединяет человеческую жизнь, что обладает ценностью и признается таковой, имеет духовную природу, и это царство духа существует только посредством осознания истины и права, посредством постижения идей.

Дерзновение в поисках  истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий. Человек должен уважать самого себя и признать себя “достойным наивысочайшего” (Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских  наук / Сочинения: В 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1974).  

Ответьте  на следующие вопросы

1. Согласны ли  Вы с той оценкой, которую  дает философии Гегель?

2. Прокомментируйте  данный отрывок из “Речи Гегеля ...” с позиций сегодняшнего  дня.

Ответ:

Я согласен, с высказыванием Гегеля: «Все, что есть истинного, великого и божественного в жизни, становится таковым через идею, и цель философии состоит в том, чтобы постигнуть идею в ее истинном образе и всеобщности». Речь Гегеля и по сей день является актуальной, в наше время люди все больше погружены в свои дела, заботы, учебу, работу. Никто не задумывается ни о чем, люди как машины для выполнения действий, и чтобы осознать сущность истинных ценностей, нужно остановиться и отречься от обыденного и тогда может быть человеку могут открыться такие знания, которые всегда были внутри него, о которых он и не догадывался!

Задание №6.

Ознакомьтесь  с приведенными ниже отрывками 

“Философствующий человек  не может не утверждать исключительного  значения человека для всякой философии, не может не исходить из этого исключительного  самосознания. Акт исключительного  самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию. ...Само сознание человека как центр мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Кто философски познает мир, тот должен превышать все вещи мира, тот не может быть одной из вещей мира в ряду других, тот сам должен быть миром. ... Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя. Познание человека покоится на предположении, что человек космичен по своей природе, что он - центр бытия (с.293-294).

“Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная  может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться  потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек не дробная  часть вселенной, а цельная малая  вселенная” (Бердяев Н.А.  Смысл  творчества. Опыт оправдания человека//Бердяев  Н.А.  Сочинения / Сост. Л.В.Поляков. - М.: Правда, 1989. - С. 295). 

Ответьте  на следующие вопросы

1. Почему труд  Н.Бердяева   так называется? Смысл  названия II гл. «Опыт оправдания  человека»?

2. Углубляют ли  Ваши представления о человеке, о самом себе размышления Н.Бердяева?  Прокомментируйте свой ответ

Ответ:

Труд Н.Бердяева «Опыт  оправдания человека» называется так, потому что автор в этой главе  поясняет значимость самосознания человека для познания вселенной. Размышления Н.Бердяева во многом схожи с моими размышлениями о том, что человек и вселенная это единое целое, человек не часть, а вся вселенная! А сознание это кладезь ответов на любые вопросы которые мучают человечество по сей день!

Задание №7.

Прочитайте и  прокомментируйте отрывок из работы Ф.Ницше “Антихристианин”

“... Я осуждаю христианство, я выдвигаю против Христианской церкви самое страшное обвинение. какое  когда-либо звучало в устах обвинителя. Она для меня худшая из всех мыслимых порч, она обладала волей к самой  ужасной, самой крайней порче. Христианская церковь не пощадила ничего и испортила  все, каждую ценность она обесценила, каждую истину обратила в ложь, всякую прямоту - в душевную низость. Попробуйте еще говорить о ее благой “гуманной” миссии: Устранять беды не в ее интересах, она жила бедами, она нуждалась  в действиях, чтобы утвердиться  навечно... Вот червь греха - этой-то бедой лишь церковь наградила  человечество! ...А “равенство душ  перед богом”? Эта ложь, этот подлог для    подлых людей, эта взрывчатка, обратившаяся теперь в революцию, современную  идею и принцип гибели всего общественного  правопорядка... христианский динамит... Благая “гуманная” миссия христианства  вырастить из   них     противоречие самому себе, искусство  самооскопления, волю ко лжи ценою  отвращения ко всем благим и пристойным инстинктам, презрение к ним ! Вот  вам гуманная миссия ! Паразитизм - единственная манера поведения; чахоточные идеалы “святости” и высасывание крови до последней  капли, с которой уходит вся любовь, вся надежда; “мир иной” - воля к  отрицанию всякой реальности; крест - опознавательный знак подпольного  самого подпольного заговора, какой  когда-либо существовал, - заговора против здоровья, красоты и стройности, смелости, ума и духа, против душевной доброты, против самой жизни...

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"