Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

1. В чем сущность проблемы человека в философии? Как она решалась различными философскими направлениями?
Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов  чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и  механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит  от форм, способов, структур познавательного  процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

описать типологию государства 1. Понятие государства

 

Государство - продукт внутреннего  развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В  различные эпохи в различных  условиях государство выступает  как организация для управления обществом, как механизм властвования.

 

Возникновение государства  связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.

 

Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным  аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего  класса или всего народа”2.

 

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство  изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма  рабовладельческого, феодального, буржуазного  общества и др. Это один подход к  классификации государств; существуют и другие.

 

В основе классификации функций  лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В  зависимости от этого функции  государства можно разделить  на внешние и внутренние.

 

Внутренние функции - это  основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.

 

Осуществление охранительных  функций предполагает деятельность государства по обеспечению и  защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений.

 

В этих целях государство  обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также  охрану окружающей природной cреды и так далее.

 

Осуществление регулятивных функций предполагает роль государства  в организации общественного  производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий  для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни  в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.

 

Внешние функции проявляются  во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими  странами. К числу внешних функций  относятся: взаимовыгодное международное  сотрудничество, обеспечение обороны  государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”1.

 

Внешние и внутренние функции  государства тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель.

Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.

Под типом государства  понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств  и сторон, порождаемых соответствующей  эпохой, характеризующихся общими сущностными  признаками.

Одни исследователи отождествляют  типологию и классификацию и  считают что это — распределение  объектов по классам на основе их общих  признаков. Другие ученые полагают, что  типология — это особый вид  классификации, который занимается системными объектами и дает системное  знание о них.

Предметом изучения формы  государства являются вопросы организации  и устройства верховной государственной  власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет  типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять  с типом государства, а типизацию  государства - с классификацией его  формы.

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся  к организации и устройству государственной  власти; типизация государства - группировка  государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства.

Форма государства соотносится  с его типом, она есть внешняя  организация государства определенного  типа.

4. Общая характеристика отдельных  типов государств

4.1. Рабовладельческое государство

явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй  существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей  эры. У славян возникновение государства  относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий  строй.

Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что  частной собственностью рабовладельца  были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.

В основе рабовладельческой  эксплуатации лежит прибавочный  продукт, создаваемый посредством  внеэкономического принуждения. Рабовладельческое  хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.

Самым главным противоречием  рабовладельческого общества, неминуемо  ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и  рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

Основной экономический  закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного  продукта путем эксплуатации рабов  в условиях полной собственности  рабовладельцев на средства производства и рабов.

Рабовладельческое государство  представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями  – крестьянами и ремесленниками.

Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая  всеми средствами принуждения: вооруженной  силой, полицией, тюрьмами, аппаратом  чиновничества, которые являлись орудием  диктатуры класса рабовладельцев.

Классовая сущность государства  проявлялась в его функциях, которые  показывают, для чего рабовладельцы  организовались в государство. Функции  рабовладельческого государства:

- подавление сопротивления  рабов;

- охрана рабовладельческой  собственности на орудия и  средства производства;

- идеологическое воздействие  и создание культурных ценностей;

- оборона страны и мирного  контакта с другими народами;

- захват чужих территорий;

- управление завоеванными  территориями.

4.2. Феодальное государство 

является исторически  вторым типом государства, который  отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо  перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная  рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно  соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.

Вся деятельность феодального  государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков  над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином.

В истории Западной Европы феодализм занял более чем  тысячелетнюю эпоху (V – XVII века). Экономический  строй, взаимоотношения классов, государственные  порядки и правовые институты  нашли свое отражение в сословно-корпоративной  структуре феодализма. Антагонистические  противоречия между феодалами и  угнетенными массами, борьба между  различными группировками среди  феодалов – вот чем характерно это общество.

Эволюция социально-экономических  и политических институтов приводила  и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя  существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века). Феодализм  еще только консолидируется и  упрочняется как новая общественно-экономическая  формация; в рамках данного этапа  государства сначала организуются в большие, но весьма слабые по степени  интеграции монархии. Для второго  этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI – конец XV века) типичны  централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа –  периода позднего средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа  производства характерны абсолютные монархии.

4.3. Буржуазное (капиталистическое)

государство возникает в  ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических  общественных отношений. Основной задачей  его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической  предпосылкой появления этих отношений  является универсализация существующей частной собственности, растущая степень  ее обобществления. В основе этого  государства лежит капиталистическая  частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника.

На первый план здесь выходит  экономическое принуждение, отношения  эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.

В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование  современного западного общества и  его государства закономерно, что  при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении  эволюционным путем появляется новая  социальная система, существующая с  оставшимися социалистическими  государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.

4.4. Социалистическое государство

представляет собой четвертый  тип государства, который может  возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих  условиях, связанных с развитием  буржуазного общества.

В теоретическом плане  «социалистическое государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор  признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок, связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.

Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает  политической организацией большинства  населения во главе с рабочим  классом.

Если все предыдущие государства  были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического  государства является общественная собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать  эксплуатацию человека человеком, устранить  все причины, её порождающие.

Модель социализма 30-50-х  годов базировалась на полном огосударствлении основных средств производства, вмешательстве  государства во все сферы общественной жизни; административно-командной организации  труда и других видов общественной деятельности; преимущество общественного  интереса перед личным и свертывании  на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной безопасности над  всякими другими; идеологическом давлении государства на граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический вакуум.

Современная модель социализма реально ставит человека с его  потребностями и интересами в  центр всей общественной жизни; освобождает  его от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует социальную справедливость в распределительных  отношениях; социальную защищенность малоимущих через государственные  и общественные фонды.

4.5. Переходное государство 

представляет собой государственность, возникающую в результате национально  – освободительной борьбы зависимых  народов и опирающуюся на разнотипные  производственные отношения.

В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть  к определенному историческому  типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность  экономики при преобладании примитивных  форм собственности ( родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"