Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

1. В чем сущность проблемы человека в философии? Как она решалась различными философскими направлениями?
Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

Концепцию переходного государства  разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.  
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

4.6. Типы государств по форме  государственного устройства

История существования государства  свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного устройства", под которой понимается территориальная организация государственной  власти, соотношение государства  как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя  основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.

Федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Заключение

Таким образом, можно выделить следующие типы государств по следующим  основаниям:

1. Типы государств по  форме государственного устройства

  • унитарная
  • федеративная
  • конфедерация

2. Типы государств с точки зрения формационного подхода

  • Рабовладельческое государство
  • Феодальное
  • Буржуазное
  • Социалистическое

3. Типы государств с точки зрения цивилизационного подхода

  • Государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации
  • государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций

Из анализа государственной  формы организации общества можно  сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации  первобытнообщинного строя, является:

    • единое территориальное и экономическое пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь; наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть;
    • единая система налогов и финансов. Государственно организованное общество имеет единый язык для общения на территории государства, единую оборону и внешнюю политику, транспортную, энергетическую и информационную системы;
    • определенные единые права личности, охраняемые государством. Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти, структура которой включает в себя государственно организованную группу чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих общие и классовые интересы.

Таким образом, в широком  смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное  правовым законам, целостность которого создается публично властными структурами, олицетворенными в государственно-правовых институтах и отношениях. В узком  смысле государство - это система  различных учреждений публичной  власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так  и интересы общества в целом. Государство  является главным институтом политической системы и основным субъектом  политики как система органов  власти.

          

 

 

Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет  единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о  политических объектах и идеях;

б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении  политических объектов;

в) оценочную ориентацию –  суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к  политическим объектам и событиям неких  оценочных критериев.

В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как  совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот  факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:

Культура политического сознания

Культура политического поведения

Культура функционирования политических институтов

Политические представления и  убеждения

Культура политического участия

Культура электорального процесса

Политические ценности, традиции, обычаи и нормы

Культура политической деятельности

Культура принятия и реализации политических решений

Политические установки

 

Культура восприятия и регулирования  социально-политических конфликтов


Политическая культура, как  и всякая иная, передается от поколения  к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

  1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  2. является продуктом естественно-исторического развития общества;
  3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
  4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Политическая культура выполняет  в обществе определенные функции:

  • идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
  • ориентации, объясняя смысл политических явлений;
  • адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
  • интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
  • коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

1 Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. Пер. с англ. – М.: 2007. – 512 с.

2 Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина В.Д. – М.: 2001.

3 Философия: Учебник // Под ред. В.Н. Лавриненко В.Н. – М.: 2004.

Таким образом, для  науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики  научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.

Наука имеет достаточно объемную структуру. По характеру и  методу исследования она делится  на: естественные науки, общественные науки, технические науки. Наряду со специализацией научного знания, происходит и процесс его объединения. Например, только на пересечении различных  наук возможно полноценное исследование глобальных проблем современности.

В структуре науки  выделяются два уровня организации  знания3.

    • эмпирический (от гр. empeira – опыт) – его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;
    • теоретический – фиксирует получаемые знания в форме осмысления принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность познаваемых объектов и явлений.

Наука относится к  сфере духовного производства и  в конечном итоге необходима для  того, чтобы направлять и регулировать практическую деятельность человека. Именно на этой основе формируются  функции науки3:

    • культурно-мировоззренческая;
    • непосредственно-производительная.

Первоначально наука  оказывала влияние на мировоззрение  человека и носила подчиненный характер по отношению к религии. Однако коперниковский переворот в науке и последующее за ним динамичное ее развитие привели к тому, что наука стала превращаться в ведущую область духовного производства, оказывающую прямое воздействие, как на социальную сферу человеческого бытия, так и на сферу материального производства.

4 Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина В.Д. – М.: 2001.

Историческая связь  философии и науки носит генетически  содержательный характер. Философия  при этом «экранизирует» науку от непосредственной связи с мифологией и религией (Б.Рассел). Философия, как осмысление собственного бытия, не может быть получена извне или заимствована у других. Философствование обязательно для человека, если он хочет быть человеком, так как философствование при всех обстоятельствах есть борьба за собственную внутреннюю независимость.

Наука и философия  как определенные формы сознания противоположны, взаимоисключают друг друга. Наука, абстрагируется от индивидуальности жизни и от способа переживания ее, она ищет всеобщее. Объекты науки познаваемы, хотя никогда фактически не бывают познанными до конца. Философия же находится вне познания. Она представляет собой расшифровку мира, экзистенции и трансценденции путем переживания, а не познания4.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"