Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее. Очевидно, что каждая эпоха, через которую проходит человечество, заново ставит эти вопросы, и специфика времени оказывает влияние на характер попыток их разрешения.

Содержание

Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?
Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная философия.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь количества и качества. Количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера.

Диалектика  количественных и качественных изменений  подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит, в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

Отрицание отрицания. Сброс развивающейся системой старого  качества можно квалифицировать  как его отрицание. Но поскольку  оно должно обеспечивать продолжение  развития, диалектическое отрицание  не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

Принцип двойного отрицания является констатацией определенного  ритма, или цикличности процессов  развития. Например, циклы биологические (семя — растение — семя, детство — зрелость — старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.

 

Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?

В философии  и культуре Нового времени в соответствии с декартовой идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности. Образ человека теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, в то время как тело «механизируется» и воспринимается как подчиняющееся всеобщим естественным законам. По мнению философов Нового времени, человеческое тело представляет собой машину, в которую бог вложил душу. Разумность, способность рационального суждения рассматривается как существенная особенность человека, его исключительное качество; человеческий разум здесь не только основа познания, но и причина добродетельного поведения. Познание закона необходимости очерчивает границы человеческой свободы, однако, несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени задан преимущественно как пассивное начало, отдельный атом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах7.

Обоснование творческого  статуса человека в истории философии  связано преимущественно с немецкой классикой. Немецкая классическая философия во многом опровергла традиционную интерпретацию человека. Так, Кант показал невозможность создания объективной модели человека: все знание о человеке у Канта носит субъективный характер. Человеческое «Я» является «вещью в себе», как и весь остальной мир. Шеллинг и Фихте в своих учениях акцентировали внимание на приоритете человеческой свободы, с помощью которой человек творит себя и действительность. Гегель показал, что существование вечных законов невозможно, индивид всего лишь марионетка в руках истории (не существует заданной природы человека, есть лишь облики, типы человека, которые должны быть соотнесены с историческим этапом). Для Фейербаха человеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность силы человека – воля, мышление, чувственность, что является его родовыми, т.е. общественными, деятельными способностями. Фейербах приближается к пониманию человека как существа, определяемого социальными связями: «отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и Ты»

 

Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?

Особенностями цивилизаций Востока являются следующие:

1. Традиционализм  — ориентация на воспроизводство  сложившихся форм образа жизни  и социальных структур.

2. Низкая подвижность  и слабое разнообразие всех  форм человеческой жизнедеятельности. 

3. В мировоззренческом  плане представление о полной  несвободе человека, предопределение  всех действий и поступков,  независящими от него силами  природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно  волевая установка не на познание  и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение  с природой, сосредоточенность на  внутренней духовной жизни. 

5. Личностное  начало не развито. Общественная  жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая  организация жизни в восточных  цивилизациях происходит в форме  деспотий, в которых осуществляется  абсолютное преобладание государства  над обществом. 

7. Экономической  основой жизни в восточных  цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

К особенностям цивилизаций Запада можно отнести  следующие:

1. Динамизм, ориентация на новизну;

2. Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3. Индивидуализм, установка на автономию личности;

4. Рациональность;

5. Идеалы свободы, равенства, терпимости;

6. Предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

7. Уважение к частной собственности;

Довольно трудно обозначить общее в чертах цивилизаций Востока и Запада, но, в частности, в диалоге славянофилов и западников постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации8.

 

Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?

Роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека состоит в том, что во многом они определяют поведение человека, в том числе и в других системах ценностей.

Вопросы о соотношении  добра и зла, природе счастья  и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни всегда актуальны. У человека на основе представлений обо всех этих вопросах формируется мировоззрение, в соответствии с которым он строит свой образ жизни. Аскетизм или гедонизм как антиподы могут стать образом жизни человека.

Очень тесно  с нравственными связаны эстетические ценности. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает, прежде всего состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром.

Эстетические  ценности, вкусы напрямую связаны  с характером и мировоззрением человека и находят отношениях взаимовлияния.

 

Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?

Среди основных форм практики можно выделить следующие:

1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

2. Социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т.д.);

3. Научный эксперимент — активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции  практики в процессе познания:

1. Практика является  источником познания. Именно потребности  человека двигают прогресс в  познании (например, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время);

2. Практика выступает  как основа познания, его движущая  сила. Она ставит перед познанием  определенные проблемы и требует  их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той, или иной мере регулировать деятельность людей.

4. Практика представляет  собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные  знания от заблуждений непосредственно  на практике.

 

Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.

1. Основная цель  научного познания — поиск  объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Наука открывает законы, формулирует абстрактные понятия, заключая в них свойства явлений и предметов.

2. Другой целью  науки является объективная истина, постигаемая рациональными средствами и методами, а также при участии живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов.

3. Наука воплощается в практике, которая являются целью и основным катализатором научного прогресса

4. Научное познание  есть сложный противоречивый  процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся  систему понятий, теорий, гипотез,  законов и других идеальных форм, закрепленных в языке естественном и искусственном (математическая символика, химические формулы). Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая систему фактов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон.

5. В процессе  научного познания применяются  такие специфические материальные  средства, как приборы, инструменты,  другое так называемое «научное  оборудование».

6. Для научного  познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7. Для науки  характерна постоянная методологическая  рефлексия. Это означает, что в  ней изучение объектов, выявление  их специфики, свойств и связей  всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

 

Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.

Можно выделить четыре научные революции. Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

Третья революция  охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания —кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.

Четвертая научная  революция началась в последней  трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами  исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные  образования, которые характеризуются  уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.

 

Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?

  1. Угроза термоядерного пожара. Современная наука делает военные технологии всё более грозными и устрашающими. Несмотря на попытки на международном уровне контролировать рост и распространение вооружения, в том числе и ядерного, угроза ядерной войны всё ещё сохраняется. Самим ярким последним примером может служить программа обогащения урана Ираном, который, по словам руководства страны, необходим государству в мирных целях, однако международные оценки масштабности программы свидетельствуют, что она выходит далеко за рамки мирных целей.
  2. Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Это один из самых спорных вопросов на сегодняшний день. Существует как масса сторонников, так и противников теории о глобальных климатических изменения губительного характера, в которых повинен человек. Не занимая конкретной позиции, можно отметить универсальную точку зрения, которая говорит, что экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей экономических усилий, предметом первостепенного внимания идеологов и теоретиков. Человек – существо биологическое и им и останется, а потому для его нормальной жизнедеятельности забота об окружающей среде не может не стать его главной задачей сегодня.
  3. Третья угроза — опасность, нависшая над человеческой телесностью. Биологи, генетики и медики говорят о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида - деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности, это только первые напоминания о грозящих бедах.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"