Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Бытие-это философская категория для обозначения существующей реальности, которая проявляется в конкретном движении и прибывает в конкретном пространстве и времени.
Время- это форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью смены его состояния.
Пространство-это форма проявления бытия, которая характеризуется протяженностью, структурностью, взаимосвязью и взаимодействием элементов конкретной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

определения1.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

Движение-любое изменение

Бытие, по Платону, есть совокупность идей - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира.

Отчуждение – это философская категория для обозначения общественного процесса, особый аспект деятельности, когда она выходит из-под контроля человека, противостоит ему же в качестве чуждой враждебной силы, оборачивая против человека все, что он творит, в том числе самого себя, свой внутренний объективный мир. Смысл отчуждения в том, что человеческое существо, личность, индивидуальность в некоторых условиях, являющихся результатами его же деятельности, испытывает объективно и субъективно гнет, трагически теряет свою целостность во всех основных отношениях и их производных: практическом, теоретическом и духовно-практическом. (Гегель, Маркс)

В философии Г.В.Ф.Гегеля абсолютный дух самоотчуждает себя и лишает себя свободы, чтобы познать себя в этом инобытии, тем самым преодолеть самоотчуждение, вернуться к себе и обрести абсолютную свободу, – завершающей стадией этого процесса самопознания духа служит философия.

Патристика- это совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей 3-6 веков. Осн задача-обоснование христианской веры.

Представ: Аврелий Августин, Дамаскин

По мнению Августина, смысл  человеческой жизни заключается  в познании Бога, поскольку Бог-это  высшая сущность мира.

ПЛАТОНИЗМ- это совокупность всех особенностей учения греческ. философа Платона. Основная и необходимая идея любого платонического направления - противопоставление чувственного мира миру идей. Идеалистическая философия древнегреческого философа Платона, основным пунктом которой было учение о вечных идеях - неизменных образах изменчивых вещей.

Платоник — последователь платонизма.

Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. (Огюст Конт).

Школы поднимают философские  проблемы науки и рассматривают  вопросы,связанные с существованием интеллигенции,а также предлагают различные теории научно-технического прогресса. Авенариус

 

Постмодернизм — основное направление современной философии, это не единое направление, а объединение философских различных взглядов.. Статус философского понятия постмодернизм получает благодаря идеям французского мыслителя Лиотара. Сам процесс философствования выступает утверждением культурных значений, которое вводит тот, кто философствует. Постмодернизм-это культура философствования. Постмодернизм – философия, проповедующая отказ от прежних идеалов, но при этом не создающая новых, а, наоборот, призывающая отказаться от них в принципе, как от идей, отвлекающих от настоящей жизни. Ее идеологи стремятся создать принципиально новую, радикально отличающую от всего известного доныне свободу. Постмодернизм в философии пытается доказать кризис гуманизма, считая, что разум может создавать только такую культуру, которая стандартизирует человека. Философы отказываются от оптимистического и прогрессистского взгляда на историю. Они расшатывают логические схемы, властные структуры, культивирование идеалов, поиск единообразия как устаревшие и не ведущие к прогрессу.

Характерной чертой постмодернизма в философии также является то, что многие постмодернисты выдвигают  новый тип философствования –  философствование без субъекта.

В целом можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места  и кода культуры в обществе и цивилизации  в целом: на сдвиги, происходящие в  искусстве, религии, морали в связи  с новейшей техникой постиндустриального  общества.

Основными чертами постмодернизма выступают: 

- Потеря субъекта;

- Игра со стилями и  смыслами предшествующих эпох;

- Стирание любых границ  между определённостями, структурами,  институтами и формами.

Деррида, Делез, Лиотар, Бодрийяр, Рорти.

Они считали, что философия  исчерпала себя и философия должна уступить место искусству.

Прагматизм - философское течение, возникшее в 70-х годах 19 века в США. Основные идеи прагматизма высказал Чарлз Пирс, за - тем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид. Прагматизм с самого своего возникновения отказался от ряда основополагающих идей предшествующей философии и предложил совершенно новый тип философского мышления. Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире.

 В центре не общество, а реальный конкретный человек  и его социальная активность. Представители считали, что для  улучшения среды обитания человека  ему не нужно познавать мир,  а необходимо изменить свои  привычки.

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ) - метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "Оно" (область влечений); сознательное "Я", сдерживающее импульсы "Оно" посредством различных защитных механизмов; "Сверх-Я" (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Рационализм- философское направление ,которое абсолютизирует возможности человеческого разума и отрицает возможности чувственного восприятия.

Декарт- остро критиковал эмпиризм(филос направление ориентированное на получении знания только из чувственного опыта и отрицающее возможности эмпирического сознания), особенно сенсуализм, чувство постоянно обманывают, поэтому не могут быть основой для познания. Любое познание должно начинаться с поиска первоначала. Все должно пройти проверку разумом.

Все должно быть основано и доказано, исходя из этого основным методом  познания при рационализме явл дедукция. Дедукция- логический метод, который заключается в движении мысли от общего к частному.

Реконструкция — процесс изменение объектов настоящего с целью придания новых свойств в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования.

Реконструкция — воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Джон  Дьюи – РЕКОНСТРУКЦИЯ В ФИЛОСОФИИ

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФИЛОСОФСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Френсис Бэкон как пример новой духовности. Он понимал знание как силу. Считал, что оно опирается  на организованные коллективные исследования. Считал, что оно проверяется тем, насколько способствует общественному  прогрессу. Новое мышление отражало реальные социальные перемены — производственные, политические, религиозные. Новый идеализм.

  РИЗОМА - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально нелинейный способ организации целостности (текста), оставляющий открытой возможность как для внутренней подвижности, так и для плюрализма (философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания). Делез и Гваттари

Симулякр- термин философии постмодернизма для обозначения внепонятийного средства фиксации опыта. Введен в оборот постмодернизма Батаем, интерпретировался Клоссовски, Кожевым, Бодрийяром и др. Слово «симулякр» означает «подобие», «кажимость», «призрак» и т.п. Одна из наиболее разработанных версий теории симулякра принадлежит Ж. Делезу.

В контексте репрезентативной модели, наиболее ярко воплощенной  Платоном, симулякр следует понимать как копию копии, след следа, удвоение удвоения, которое, также как и  копия, претендует на обозначение оригинала, подлинника. Таким образом, для Платона  симулякр – это копия копии, искажающая свой прототип, а так как истинность определяется им, исходя из сходства или  несходства с идеей вещи, то симулякры  лишаются онтологического статуса  и осуждаются как подделки, вымыслы, призраки. Характерно, то что, пытаясь  исключить из реальности искажающие ее фантазмы-симулякры, Платон первым поставил вопрос о том, что в структуре бытия присутствуют объекты, которые в конце ХХ века мы назвали бы виртуальными.

Симуля́кр — «копия», не имеющая оригинала в реальности.

Субстанция- это некая неизменная частица мира, которая выступает основанием реального мира. То, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита).Субстанциальный — лежащий в основе, относящийся к С. существенный, материальный. В качестве субстанции можно рассматривать материю и дух.

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. 

Основная  проблематика: Вера и знание,  Доказательство бытия Бога

Предст: Аквинский, Кузанский

Фома  Аквинский довёл схоластику до высшего развития посредством возможно полного приспособления Аристотелевской философии к церковному учению.

Трансцендентальный - это априорная способность мышления, которое обеспечивает возможность опытного знания. Главная задача трансцендентальной философии – исследование возможности, объема и границ априорных синтетических познаний. Таким образом, трансцендентальная философия имеет дело не столько с вещами, сколько со способами нашего познания вещей.

Априори-знание полученное до и независимо от опыта. Предст: Кант.

Основным результатом  трансцендентальной философии является вывод о том, что априорное  синтетическое познание простирается не далее предметов возможного опыта. Необходимость подобного вывода обусловлена методом разрешения Кантом вопроса о возможности  синтетических суждений a priori. Они возможны лишь в том случае, если наши субъективные познавательные принципы содержат условия возможности предметов. Такими предметами могут быть только явления, так как они по определению тоже имеют субъективный характер.

Феномен-это филос. понятие, означающее явление, постигаемое в чувств. опыте. В античной философии термин встречается у ряда авторов и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи.  Беркли, Юм, Лейбниц,  Кант

Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Появление и становление  феноменологии неразрывно связано  с именем Эдмунда Гуссерля.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это результат плохого философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот недостаток.

 

Физис – единое первоначало всего существующего.

По Гераклиту физис – это огонь. Основная черта – динамизм, т.е. «Всё течёт, всё изменяется».  
Пифагор учил, что физисом является число. Кон-кретные вещи возникают и гибнут, но то, что лежит в их основе – вечно. По мнению Демокрита, физис – это атомы (мельчайшие неделимые частицы).

Философия Возрождения — период в европейской философии XV—XVI веков. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое- воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Свое название данная эпоха получает вследствие  того, что начинают возрождаться античные ценности.

Основные черты философии  эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм.

Гуманизм-учение, которое  провозглашает самоценность человека, его право на свободу,  развитие и проявление своих способностей.

В эпоху Возрождения индивид  приобретает гораздо большую  самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта  становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения  склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом  самого себя. В результате человек  уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни  и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Николай Кузанский, Бруно, Джованни Пико делла Мирандола, Коперник

Философия жизни - иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.  Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.

Предшественником появления  «философии жизни» следует считать  немецкого философа Артура Шопенгауэра.  Все, что существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет  универсально космический образ, а  каждая сила в природе объединяется как воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.  Но в  отличие от Шопенгауэра Ницше  волю толкует как «волю к власти» - это центральная идея и центральное  понятие философии Ницше. Жизнь  по Ницше представляет собой специфическую  волю, аккумулирующие силы, она стремиться к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"