- Сущность и предназначение человека
- Критика средневековой схоластики
- Теоретические и методические начала естествознания
- Философские вопросы политики и права
Николай Кузанский (1401-1464)
Центральные проблемы его
философии: богопознание, соотношение
единого и многого, учение о бытии, христология.
Вопрос об отношениях Бога и мира изложен
в труде: "Об ученом незнании". В нем
говорится, что полнота бытия не может
быть выражена средствами схоластической
философии. Толкование сущности Бога опирается
на средневековую концепцию, а не на неоплатоническую.
Бог понимается как единство противоположностей,
а переход от Бога к миру интерпретируется
как диалектический процесс.
Интересно то, что Кузанский
предвосхитил открытие Коперника, высказав
предположение, что Земля не есть
центр Вселенной, а таковым может
быть только Бог. Человек является высшим и наиболее
значимым творением Бога, микрокосмом.
В ней также заключено единство противоположностей,
обеспечивающее полноту человеческого
бытия. Человек подобен Богу, но не в абсолютном
смысле, а как потенциальная возможность.
Кузанский - пантеист, а в вопросе
о соотношении веры и разума принимает
позицию "двух истин".
Джордано Бруно (1548-1600)
Бруно - самый радикальный
представитель возрожденческого пантеизма.
Центральная категория его философии
- Единое - трактуется в духе натуралистического
пантеизма. Единое - это бытие, в котором
совпадают сущность и существование и
которое является причиной самой себя.
Вселенная у Бруно едина, бесконечна и
неподвижна, не сотворена Богом. В ней
все подвержено развитию, изменению и
гибели. Неподвижна и вечна только сама
Вселенная. Утверждение о её бесконечности
- важная мировоззренческая идея Бруно.
Бог растворен в природе, заключен в её
процессах и вещах, выступая как активное
начало. Познавая природу, можно познать
Бога и его атрибуты.
Становление
философии Нового Времени: Ф. Бэкон
и Р. Декарт. Проблема метода научного
познания.
Развитие
рационалистической философии Нового
Времени в учениях Б. Спинозы
и Г. Лейбница.
Развитие
традиций эмпиризма в философии
Нового Времени: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли,
Д. Юм.
Социально-философские
учения Нового Времени: Т.Гоббс, Дж. Локк,
Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо.
Философия
Эпохи Просвещения.
Философия
И.Канта: теория познания, этика, социально-философские
идеи.
Философия
Г.В.Ф. Гегеля: диалектика и историософия.
«Природный
человек» в философии Л. Фейербаха.
Возникновение
и развитие философии марксизма.
Философия
экзистенциализма.
Позитивизм
О.Конта: цели и задачи программы, место
философии в системе позитивного
знания.
Философия
постмодернизма: характерные черты,
основные понятия и проблемы.
Характерные
особенности и основные этапы
развития отечественной философской
мысли. «Философия хозяйства» С.Н.Булгакова.
Раздел II. Теоретическая
философия
Философская
онтология. Проблема бытия в философии.
Философская
категория бытия. Основные формы
бытия.
Идея развития
в философии. Диалектика, метафизика,
синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
Законы и категории диалектики.
Философское
учение о материи.
Сознание,
его происхождение, сущность, структура,
функции. Проблема создания искусственного
интеллекта.
Сознание
и бессознательное. Психоаналитическая
модель личности З.Фрейда. «Коллективное
бессознательное» и учение об архетипах
К.Г.Юнга.
Теория
познания как философская дисциплина.
Проблема познаваемости мира.
Чувственное
и рациональное познание и их формы.
Проблема
истины в познании. Философские концепции
истины.
Субъект
и объект познания. Познание и творчество.
Структура
и рост научного знания в философии
постпозитивизма. Критерии научности.
Соотношение философии и науки.
Формы и
методы научного познания.
Общество
как саморазвивающаяся система. Диалектическая
и синергетическая методологии в изучении
общественных процессов.
Формационный
и цивилизационный подходы к пониманию
исторического процесса.
Этическое
сознание и нравственные ценности.
Эстетическое
сознание и роль эстетических ценностей
в общественной жизни.
Мифологическое
и религиозное в сознании человека.
Человек
в системе социальных связей. Проблема
соотношения личности и общества.
Человек
и природа. Природное и общественное
в человеке.
Уникальность
человеческого бытия как философская
проблема в экзистенциализме.
Личность,
её свобода и ответственность.
Основные
проблемы философской антропологии.
Проблема
смысла жизни в философском осмыслении.
Социальная
философия: ее предмет и задачи. Эволюция
социально-философских представлений
в истории философии Запада и
Востока.
Глобальные
проблемы современности: философское
осмысление.