Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:12, контрольная работа
Краткое описание
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии
Содержание
1 Введение 3 2 Личность 4 2.1 Структура личности 4 2.2 Биологическое и социальное в человеке 7 2.3 Проблема свободы и ответственности 9 3 Русская философия 10 3.1 П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы 11 3.2 Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский 13 4 Заключение 16 5 Тестовое задание 18 6 Список используемой литературы 19
О русской
философии можно говорить в двух основных
смыслах. С одной стороны, речь может идти
о разного рода философских моментах в
рамках нефилософских видов деятельности
– морали, искусства, религии и т.д. В этом
смысле начало русской философии можно
возводить к древности и средневековью,
находя философские аспекты в славянской
мифологии, средневековых нравственно-религиозных
текстах и т.д. С другой стороны, о русской
философии можно говорить как о профессиональной
деятельности, связанной с появлением
людей, которые занимались только философией
в рамках самостоятельной профессии. В
таком смысле русская философия могла
возникнуть достаточно поздно – только
после возникновения первых высших учебных
заведений, особенно после возникновения
в 1755 г. первого российского университета,
основанного М.В.Ломоносовым в Москве.
Начиная лишь с этого времени появляется
возможность создания отдельных курсов
философии, затем кафедр и работающих
на них профессиональных философов. В
таком более узком смысле русская философия
возникает лишь в 18 веке и обнаруживает
рядом с собою уже очень развитые традиции
западной и восточной философии. Вот почему
с момента своего зарождения перед русской
философией одним из основных оказывается
вопрос о своем месте в составе мировой
философии, и здесь вскоре появляются
два крайних направления - западники и
славянофилы.
П.Я. Чаадаев.
Западники и славянофилы
Выдающимся
русским философом и социальным мыслителем
был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Его
общефилософскую концепцию можно охарактеризовать
как дуалистическую. Согласно этой концепции,
физический мир построен из атомов и молекул,
т.е. «элементов материальных», из которых
образуются все тела. Тела существуют
в пространстве, которое есть объективная
форма внешнего мира, и во времени, которое
трактовалось Чаадаевым в духе распространенного
в те времена механицизма. Однако механицизм
Чаадаева ограничивался миром физических
явлений. Сознание человека, по его мнению,
не подчиняется механистическим закономерностям
природы, а является результатом божественного
творения. Отсюда и понимание Чаадаевым
познания также дуалистично: в области
естествознания, или в опытном знании,
действуют эмпирические и рационалистические
методы, а логика рассуждения выстраивается
согласно логике природных явлений, но
в духовном мире, объекты которого обладают
свободой, действует откровение.
Человека
Чаадаев рассматривал как объективное
единство двух миров - физического и духовного,
как существо свободное. В начальный период
определяющей мировоззренческой идеей
была мысль о тотальном единстве Рода
человеческого, всех наций и индивидов,
необходимости единения России с другими
народами. Впоследствии взгляды Чаадаева
на судьбы России изменились: если прежде
оторванность России от мирового исторического
процесса рассматривалась как недостаток,
то затем она стала представляться, напротив,
преимуществом ее, которое позволит ей
быстро овладеть достижениями западноевропейской
цивилизации, избегнув при этом присущих
ей пороков. Однако реальная политическая
обстановка в России связанная с усилением
абсолютизма, настраивала его на резко
критический лад. Чаадаев оставался истинным
патриотом России хотя был объявлен сумасшедшим
и не мог публиковать свои работы. Свою
позицию он высказал честно и прямо: «По-видимому,
есть несколько способов любить свое отечество
и служить ему... Я предпочитаю бичевать
свою родину, предпочитаю огорчать ее,
предпочитаю унижать ее, - только ее не
обманывать».
Западники
(П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен
и др.) полагали, что русская философия
и русская культура вообще находятся еще
на ранних стадиях своего развития, и мы
прежде должны учиться у Запада, чтобы
достичь самостоятельности. Западники
в большей мере были сторонниками формационного
подхода в истории, полагая, что есть единая
для всех народов мировая история с универсальными
законами, и различие культур - это по преимуществу
различие по уровню развития. Поэтому
у всех народов есть практически только
один путь развития - достижение все более
высокого уровня науки, искусства, экономики
и т.д.
Славянофилы
(А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, братья Аксаковы
и др.) были сторонниками оригинального
пути развития России, русской культуры
и философии. Они полагали, что Россия
– особая страна, для которой уготован
не похожий на другие путь развития. Россия
должна обрести свою самобытность, и в
этом состоит ее подлинное развитие. Славянофилы
были в большей мере сторонниками цивилизационного
подхода в философии истории (см. выше
о философии О.Шпенглера), принимая, что
каждая культура и нация самобытны, проходят
свои малые истории, и законы одной культуры
не годятся для развития другой. Каждая
культура должна обрести свою самобытность
и развивать ее. Не случайно, что среди
сторонников славянофильства мы находим
и одного из основоположников цивилизационного
подхода в истории Николая Яковлевича
Данилевского (1822 - 1885), который называл
отдельные целостности мировой истории
культурно-историческими типами, выделяя
четыре основные составляющие каждого
типа - религию, культуру (науку, искусство,
технику), политику и общественно-экономический
уклад. Самобытность русской культуры
славянофилы связывали с тремя основными
составляющими русской культуры – это
православие в области религиозной жизни,
монархия в политическом устройстве страны
и соборность (общинность, коллективный
уклад) народной жизни.
Полярности
западничества и славянофильства проходят
через всю историю русской философии,
в том числе и современные мыслители часто
делятся между собою в отношении к этим
крайностям. Поэтому столь важно было
возникновение в истории русской философии
интегрального направления, которое получило
название русская философия всеединства.
Основателем его был выдающийся русский
философ Владимир Сергеевич Соловьев
(1853 - 1900). Среди его последователей можно
назвать таких замечательных русских
философов, как братья Трубецкие, С.Н.Булгаков,
П.А.Флоренский, отчасти Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин,
Н.О.Лосский, С.Л.Франк, А.Ф.Лосев и др.
Л.Н. Толстой
и Ф.М. Достоевский
Самобытным
русским мыслителем был гениальный писатель
Лев Николаевич Толстой. Подвергая критике
общественно-политическое устройство
современной ему России, Толстой уповал
на нравственно-религиозный прогресс
в сознании человечества. Идею исторического
прогресса он связывал с решением вопроса
о назначении человека и смысле его жизни,
ответ на который призвана была дать созданная
им «истинная религия». В ней Толстой признавал
лишь этическую сторону, отрицая богословские
аспекты церковных учений и в связи с этим
роль церкви в общественной жизни. Этику
религиозного самосовершенствования
человека он связывал с о = пазом от какой-либо
борьбы, с принципом непротивления злу
насилием, с проповедью всеобщей любви.
По Толстому, «царство божие внутри нас»
и потому онтологически-космологическое
и метафизико-богословское понимание
Бога неприемлемо для него. Считая всякую
власть злом, Толстой пришел к идее отрицания
государства. Поскольку в общественной
жизни он отвергал насильственные методы
борьбы, постольку считал, что упразднение
государства должно произойти путем отказа
каждого от выполнения общественных и
государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное
самосовершенствование человека должно
было дать ему определенный душевный и
социальный порядок, то. очевидно, что
полное отрицание всякой государственности
такого порядка гарантировать не могло.
В этом проявилась противоречивость исходных
принципов и сделанных из них выводов
в утопической философии Толстого. Сущность
познания Толстой усматривал в уяснении
смысла жизни - основного вопроса всякой
религии. Именно она призвана дать ответ
на коренной вопрос нашего бытия; зачем
мы живем и каково отношение человека
к окружающему бесконечному миру.
Огромное
место в истории русской и мировой философcкой
мысли занимает великий писатель-гуманист,
гениальный мыслитель Федор Михайлович
Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических
исканиях Достоевский пережил несколько
периодов. После увлечения идеями утопического
социализма (участие в кружке петрашевцев)
произошел перелом, связанный с усвоением
им религиозно-нравственных идей. Начиная
с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества,
для которого была характерна религиозная
ориентированность философского осмысления
судеб русской истории. С этой точки зрения
вся история человечества представала
как история борьбы за торжество христианства.
Самобытный путь России в этом движении
заключался в том, что на долю русского
народа выпала мессианская роль носителя
высшей духовной истины. Он призван спасти
человечество через «новые формы жизни,
искусства» благодаря широте его «нравственного
захвата». Достоевский - один из самых
типичных выразителей тех начал, которые
призваны стать основанием нашей своеобразной
национальной нравственной философии.
Он был искателем искры Божией во всех
людях, даже дурных и преступных. Миролюбие
и кротость, любовь к идеальному и открытие
образа Божия даже под покровом временной
мерзости и позора — вот идеал этого великого
мыслителя, который был тончайшим психологом-художником.
Достоевский делал упор на «русское решение»
социальных проблем, связанное с отрицанием
революционных методов общественной борьбы,
с разработкой темы об особом историческом
призвании России, способной объединить
народы , на основе христианского братства.
Сильные религиозные , мотивы в философском
творчестве Достоевского противоречивым
образом иногда сочетались с отчасти даже
богоборческими мотивами и религиозными
сомнениями в области философии Достоевский
был скорее великим прозорливцем, нежели
строго логичным и последовательным мыслителем.
Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное
направление в русской философии начала
XX в а также стимулировал развитие экзистенциальной
и персонал и стекой философии на Западе.
Заключение
Проанализировав
всё вышенаписанное, можно сделать вывод,
что социальная сфера оказывает существенное
влияние на формирование и поведение личности.
И всё же понятия личность и общество всегда
пересекаются, т.к. личность-это общественно
развитый человек, между обществом и личностью
существует неразрывная связь. Но немалая
роль в становлении, формировании, реализации
личности отводится и внутреннему, духовному
миру человека.
Личность
характеризуют, прежде всего, поступки
человека. И если индивид действительно
считает себя личностью или стремится
быть ею, он должен быть ответственным,
и не только в своих мыслях, но прежде всего
в своих поступках. Полная свобода, подобно
абсолютной истине, никогда не достигаются.
Истина вместе со свободой всегда находятся
в пути. Всякая личность должна сопоставлять
"свою свободу" с ответственность,
необходимость и обязательствами перед
обществом в целом и отдельными индивидами.
Русская
философия впитала в себя лучшие философские
традиции и школы европейской и мировой
философии. В своем содержании она обращается
и ко всему миру, и к отдельному человеку
и направлена как на изменение и совершенствование
мира (что свойственно западноевропейской
философской традиции), так и самого человека
(что свойственно восточной традиции).
Это
полиаспектная философия, включающая
в себя весь драматизм исторического развития
философских идей, противостояния мнений,
школ и направлений. Тут соседствуют и
вступают между собой в диалог западники
и славянофилы, консерватизм и революционный
демократизм, материализм и идеализм,
позитивизм и морализм, космизм и гуманизм,
религиозная философия и атеизм.
Русская
философия - это неотъемлемая и оригинальная
часть мировой культуры. В этом ее большое
значение, как для философского познания,
так и для общекультурного развития.
Важное
значение имеет приобщение к ней с точки
зрения формирования индивидуального
самосознания, чувства причастности к
отечественной истории и культуре и чувства
ответственности за их судьбу.
Без
осознания каждым человеком и целым народом
своего духовного стержня, без чувства
причастности к национальной идее, трудно
говорить о духовном возрождении России.
Важнейшим условием и способом этого осознания
является изучение русской философии.
Тестовое задание
Что из перечисленного
не является формой рационального познания:
а)
ощущение; б) умозаключение; в) понятие;
г) восприятие; д) представление
Ответ :
Рациональное
познание - это познание на основе мышления
и логики. Не является формой рационального
познания из перечисленных: ощущение,
восприятие и представление. Обычно в
рациональном познании выделяют три основные
формы:
понятия
суждения
умозаключения.
Что из перечисленного
входит в три части философской системы
Гегеля:
а)
философия духа; б) философия свободы;
в) логика; г) этика; д) философия природы.
Ответ :
Философская
система делится Гегелем на три части:
логика
философия природы
философия духа
Логика,
с его точки зрения, есть система «чистого
разума», совпадающего с божественным
разумом.
Природа
есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие.
Порожденная духом, природа не имеет независимого
от него существования. Так решается Гегелем
основной вопрос философии.
Это
третья ступень гегелевской системы, представляющая
собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная
идея как бы пробуждается, освобождается
от природных уз и находит свое выражение
в абсолютном духе.
Список используемой
литературы
Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб.
и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
- 592 с.
Бессонов Б.Н. Философия.
История и современные задачи. Учебник
для вузов. - М.: НОРМА, 2006