Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления.
2. " Философия общего дела " Н.Ф. Федорова и решение глобальных проблем человеческой цивилизации. Почему С.Н. Булгаков, принимая саму идею Федорова, считал его проект неприемлемым?
3. Тест на размышление:
Альберт Эйнштейн утверждал: " В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной".
Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 17.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

ПО ФИЛОСОФИИ

 

ВАРИАНТ № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Выполнил: студент(ка) экономического факультета

                                    заочного отделения СОП*,

                                                 специальность «бух. учет и аудит»

                                                            

                                      Проверила:  ШИМЧУКТ.А.

 

 

 

 

 

 

КЕМЕРОВО - 2014

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА  № 17

 

1. Основной    вопрос  философии  и  три  его  аспекта  (онтология,  гносеология,  аксиология).   Основные  философские  школы,  течения  и  направления.

2. " Философия  общего  дела "  Н.Ф. Федорова  и  решение  глобальных   проблем  человеческой  цивилизации.   Почему  С.Н. Булгаков,  принимая  саму  идею   Федорова,  считал  его  проект  неприемлемым?

3.  Тест  на  размышление:           

 Альберт  Эйнштейн  утверждал:  "  В  наше  время  физик  вынужден   заниматься   философскими  проблемами  в  гораздо  большей  степени,  чем    это   приходилось   делать  физикам   предыдущих  поколений.  К  этому  физиков  вынуждают  трудности  их  собственной  науки.   Наука  без  теории   познания  становится   примитивной  и  путаной".      

 Чем  обусловлено   возрастание   роли  философии  в  развитии  современной  науки?  Какую  функцию  философии  подчеркивает   Эйнштейн   в  данном  фрагменте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основной    вопрос  философии  и  три  его  аспекта  (онтология,  гносеология,  аксиология).   Основные  философские  школы,  течения  и  направления

 

       Онтологическим основанием для формулировки основного вопроса философии (ОВФ) является дуализм самого бытия (дух-материя, добро-зло, день-ночь, свет-тьма и т.д.). Впервые  ОВФ был сформулирован Ф.Энгельсом («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») как «вопрос об отношении мышления к бытию». В постперестроечный период эта трактовка была признана односторонней.

       Попытаемся  дать более расширенную трактовку ОВФ, без той жесткой абсолютизации, которая была характерна для диалектико-материалистического подхода, резко противопоставлявшего дух и материю. Будем помнить о том, что любая схема несет в себе условности и, в то же время, позволяет уловить главное, существенное,  что облегчит понимание историко-философского процесса  и  определит основные философские школы и направления, мировоззренческие и концептуальные различия между ними.

   Итак, основной вопрос философии - это вопрос о соотношении  материи и духа, мира видимой реальности  и сверхчувственного бытия. Выделим три основных аспекта ОВФ - онтологический (Что первично?), гносеологический (Познаваем ли мир?), аксиологический (В чем смысл жизни?) –  Таблица 1 «Основной вопрос философии и три его аспекта».

    

               Основные философские школы и направления

 

Онтология  – первая сторона основного вопроса философии

          

     Ответ на первую  сторону ОВФ предполагает логически  четыре варианта ответа (как и  любой альтернативный вопрос): материализм, дуализм, онтологический реализм, идеализм (объективный и субъективный).

     Исторические формы материализма

     Материализм – философское направление, признающее единственную реальность – реальность материального, видимого мира. В мире нет ничего, кроме движущейся материи. Само представление о материи менялось под влиянием процесса познания различных свойств материи и материального мира. Условно выделяют следующие исторические формы материализма ( см. таблицу 1, первый аспект, материализм): античный материализм, механический материализм, материализм русских революционеров-демократов, диалектический материализм. Философское направление материализма опирается на данные естественных наук. Поэтому их философская позиция иначе называется естественнонаучной философией, для которой характерно стремление подменить философию наукой.

 

 

 

ТАБЛИЦА 3: ОСНОВНОЙ  ВОПРОС ФИЛОСОФИИ (соотношение Духа и Материи)

Что первично?

 

Познаваем ли мир?

В чем смысл жизни?

                        Онтология – учение о структуре бытия

Гносеология – теория познания

Аксиология – учение о системе ценностей

Философская антропология

материализм

дуализм

Онтологический

реализм

(идеал-реализм)

идеализм

  гностицизм

агностицизм

    теизм

                атеизм

Материя

    Дух

   Дух

Дух

    S  = O,

   где    S –

     субъект

   (человек),

   О – объект

     (Мир)

 Материализм,

 объективный

 идеализм,

   онтологический

 реализм

       S≠O,

где  S – человек

(субъект),

О – мир

(объект)

 

Субъективн.

идеализм

Бого-

человечество

          Человекобожие

          (антропотеизм)

Материя

Материя

1.Античный

материализм

(Демокрит)

2.Механический

материализм

ХVI-ХVIII вв.

(Ф. Бэкон, франц.материализм)

3. Материализм

русских    революцинеров-демократов (Белинский, Герцен

и др.)

4. Диалектический

материализм

(Маркс, Энгельс,

Ленин)

 

 

Р. Декарт

 

И. Кант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аристотель

 

Русские

религиозные

философы

(Соловьев,

Булгаков,

Лосский,

Бердяев и

др.)

Шри Ауробиндо

(система

интегральной йоги)

Мухаммед

Икбала

 

Учение

Живая

Этика

(Рерихов)

Объективный

Субъективный

В.Соловьев:

построение

Бого-

цивилизации. Абсолютные

ценности.

   «Эго» сверхчеловека

«Род»

человеческий

 

 

Платон

 

Гегель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дж. Беркли

 

Д. Юм

 

 

Позитивизм

 

Прагматизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ф. Ницше)

Вульгари-

зация

идей Ницше –

фашизм

практическая

реализация (Гитлер)

 

(Л. Фейербах)

К. Маркс

коммунизм

Практическая

реализация

(Ленин

Сталин)

М. Шелер: человек постижим лишь через отношение к Богу. Человек есть духовная личность. Выделяет 5 типов

самопонимания человека

Религиозный

экзистенциализм

С. Кьеркегор

Г. Марсель

М. Бубер.

Вера – Надежда -Любовь как основные экзистенциалы

атеистический экзистенциализм

Ж-П. Сартр, А. Камю

М. Хайдеггер: чтобы человек был свободен, не должно быть ни Бога, ни цели, к которой стремится весь мир. Неантизация – отрицающая несправедливый мир активность (бунт).


 

     Античный материализм (основоположником которого считают Левкиппа, но о нем почти ничего неизвестно). Разработка этой доктрины принадлежит его ученику – Демокриту (ок. 460-370 гг. до н.э.).

    Основные особенности  античного материализма:

1.Материя отождествляется с  конкретными природными стихиями (огонь, земля, вода, воздух), с субстратом (материальной основой бытия). Атомистическая теория Демокрита подвела итог размышлениям о материи в эпоху античности. «Атомы» Демокрита представляли собой невидимые человеческим глазом материальные частички, из которых состоят предметы окружающего мира. Атомы имели, согласно Демокриту, различный цвет, запах, форму. Они были снабжены особыми «крючочками», благодаря которым при  случайном столкновении они прикреплялись к друг другу. Различные сочетания и комбинации атомов, по Демокриту, порождали многообразие вещей окружающего мира.

2. Картина мира древних греков динамична, подвижна. Мир находился, в соответствии с представлениями древних греков, в постоянном движении и изменении (учение о диалектике Гераклита), составляя целостное единство, в котором все находится во взаимном влиянии и зависимости. Источником развития мира считалась борьба противоположностей («Борьба – отец всему и царь», - утверждал Гераклит) – противоречие. Таким образом, мышление древних греков диалектично.

    Следующим этапом в  развитии материализма является механический материализм ХV1-ХVШ вв. Возрождение материалистической традиции после эпохи средневековья связывается с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626). Философское обоснование материалистического мировоззрения осуществили французские материалисты (Ж.Ламетри, Д.Дидро , К. Гельвеций, П.Гольбах). Какие изменения произошли в представлениях о материи?

    Основные особенности механического материализма ХV1-ХVШ вв:

1. Удерживается отождествление  материи с веществом, но акцент переносится  на свойства материи. В этом состоит шаг вперед по сравнению с античным материализмом. Механическая форма движения материи наиболее доступна для изучения. Поэтому первая наука, которая отделилась от философии, была наука механика. Другие науки еще находились на допредметной стадии развития. Сложилась механическая картина мира. Все уровни бытия, явления живой  и неживой природы объяснялись, исходя  из законов механики (Например, Ж. Ламетри, медик по образованию, написал трактат «Человек-машина», где функции различных внутренних органов человека, желая подчеркнуть целостность организма,  он уподобляет слаженному движению механизмов машины). Иными словами, происходит абсолютизация механических свойств материи, а более сложные, высшие формы организации материи объяснялись законами механики. В этом состояла историческая ограниченность механического материализма, но эта форма материализма была исторически необходима, так как положила начало изучению отдельных свойств материи.

2.Диалектическое мышление древних греков было утрачено. Механическая картина мира  носит статичный (неподвижный) характер. Теория познания становится центром философии Нового времени. В методологии обычно это направление называют метафизическим (в противоположность диалектике). Для метафизики характерна утрата идеи развития (более подробно соотношение диалектики и метафизики будет рассмотрено в материале другой темы).

3. Представители механического  метафизического материализма не  видели качественной специфики  общества в сравнении с природой. Законы природы автоматически переносились на законы развития общества.

     Механическая картина  мира пошатнулась на рубеже  Х1Х-ХХ веков, когда последовала  серия открытий в науке (открыт  электрон, что означало делимость  атома; рентгеновское излучение обнаружило проницаемость материи, теория относительности Эйнштейна показала зависимость материи от скорости движения тел и др.).

    Переходной формой материализма  от домарксовского к диалектическому  считается материализм русских  революционеров-демократов (Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский и др.). Они были современниками Гегеля, усвоили сформулированный им диалектический метод познания, восстановили его в правах, но распространили только на природу, не выделив специфики общества как особой сферы бытия со своими специфическими законами, в отличие от при роды.

    До логического завершения  позиция материализма была доведена  на этапе диалектического материализма, который как философское направление  оформился к 40-м годам Х1Х века и был связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, а в России – В.И.Ленина.

     Концепция диалектического материализма:

1. В мире нет ничего, кроме  движущейся материи. Материя первична, сознание вторично. Сознание обладает  свойством отражать в идеальных  образах окружающий материальный мир. Диалектико-материалистическое понимание материи отождествляет материю только с видимой материей, включая материальные частицы, наблюдаемые с помощью специальной аппаратуры. Отрицается существование мира невидимой, сверхчувственной, духовной реальности. Основой диалектического материализма являются данные наук. Явления, связанные с миром сверхчувственной реальности объявляются несуществующими и не обсуждаются как серьезные проблемы науки.

2. Заслугой и научным подвигом  К. Маркса считается открытие «тайны» эксплуатации человека человеком при капитализме, которому посвящены три тома «Капитала». Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, вскрыв негуманный характер капиталистического способа производства. Законы диалектики были распространены и на общество. На основе экономического материализма общество стало объектом научного исследования, что привело к возникновению марксистской социологии – исторического материализма. Основой развития общества было объявлено материальное производство с его внутренним противоречием между производительными силами (ПС) и производственными отношениями (ПО). Основными категориями исторического материализма стали понятия базиса (совокупность производственных отношений) и надстройки (общественная психология, идеология, политическая система общества). Несоответствие между ПС и ПО создает революционную ситуацию. Классовая борьба объявлена «локомотивом истории».

3. В основе диалектического материализма  лежит материалистически истолкованный  диалектический метод, согласно которому выдвигался принцип самодвижения материи (источник развития заключен в самой материи). Диалектический материализм  неотделим от атеизма.

     Таким образом, философская  позиция материализма сводится к признанию  реального существования  материального мира. Проблема  антропосоциогенеза (происхождения) человека решается на основе эволюционной теории Ч. Дарвина, согласно которой человек произошел от обезьяны в ходе эволюции животного мира. Сознание представляет собой продукт  высокоорганизованной материи. Но экспериментально доказать происхождение жизни из неживой материи современной науке, как осторожно заметил в свое время  русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский, пока не удалось. Философская позиция материализма исключает из своего поля зрения целый ярус бытия – духовный мир. Иными словами, материализм характеризуется абсолютизацией  материи и основывается на научной картине мира.

      

      Идеализм (объективный и субъективный)

 

     Другую крайность  представляет собой философская позиция идеализма, для которой характерна абсолютизация духовного мира при полном игнорировании специфики материального мира. В философской литературе различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный идеализм.

        Объективный идеализм

     Позиция объективного  идеализма впервые на философском  уровне была обоснована в  учении  об идеях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Заслугой Платона считается открытие нового яруса бытия – мира духовной, сверхчувственной реальности, надфизического пространства, который впервые стал предметом философского  анализа.

     Свой мир идей Платон  понимает как иерархически организованную  систему, в которой нижние ярусы  подчинены высшим. На вершине  иерархии находится Абсолют (Бог). Мир физической реальности (мир «теней», по Платону) является жалкой копией идеального мира. Высшей точкой и, одновременно, завершением обоснования философской позиции объективного идеализма является система «абсолютного идеализма» немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831),первым сформулировавшего законы диалектики. Природа, по Гегелю, представляет собой «инобытие  абсолютного духа», инертна и не обладает способностью к саморазвитию.

           Субъективный идеализм

     Позиция субъективного идеализма как философская позиция была обоснована в учении английского философа-священника Дж. Беркли (1685-1753), а развил его идеи до логического завершения другой английский священник – Д. Юм (1711-1776). Беркли объявил, что понятия  «материя», «субстанция» и др. – фикции ума. За этими понятиями нет никакой реальности. Мы воспринимаем, ощущаем только качества предметов или процессов, но мы не видим причин явлений и процессов. Исходные позиции субъективного идеализма можно обозначить в двух основных положениях:

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"