Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:06, контрольная работа

Краткое описание

Каждый из нас слово «философия» так или иначе, увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.

Содержание

Место и роль философии в культуре 2-5
Психоаналитическая философия 5-7
Современные представления об уровнях организации материи 8-10
Предмет гносеологии 10
Смысл проблемы сознания 10-11
Насилие и ненасилие в истории культуры 12-14
Общество как совокупность отношений 14
Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем 14-15
Антропосоциогенез 15
10.Натурализм 15
11. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная философия.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

За подтверждением своей гипотезы Фрейд обратился  к мифологическим сюжетам. В древнегреческом  мифе о царе Эдипе, содержатся не только доказательства того, что сексуальные  влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные  комплексы, которые с детства  заложены в человеке. Согласно "Эдипову комплексу", мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника.

В поздних  работах Фрейда2 понятие "сексуальные влечения" заменяется понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и т.п.

Философия культуры. «Каждый отдельный человек  является фактическим врагом культуры, которая, казалось бы, должна представлять общечеловеческий интерес». Почему?

Культура  принуждает человека, ограничивает его  влечения. Антагонизм между принципом  удовольствия и принципом реальности. Культура = стремление к объединению  людей, что невозможно без ограничения  их сексуальных влечений + ограничивание  агрессии. Энергия первичных влечений направляется на другие цели – сублимация.

Культура  виновна во многих наших несчастиях, т.к. с развитием культуры у индивида растет чувство вины и страха. «Вследствие  усиления чувства вины прогресс культуры оплачивается ущербом счастья».

 

 

 


1.Фромм Э. Искусство любить// Фромм Э.Душа человека. М., 1992.

2.Льюис К.С. Любовь// Вопросы философии. 1989. №8.

 

 

 

 

 

3. Современные представления об уровнях организации материи.

 

    В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.

Тезис о  развитии как атрибуте материи до недавнего времени трудно было согласовать  с данными естествознания, где  единственный закон, включающий направленность происходящих изменений, – это второе начало термодинамики, говорящее скорее о тенденции к деградации. Второе начало является одним из естественнонаучных выражений принципа развития, определяющим эволюцию материи. Поскольку принцип  увеличения энтропии отражает необратимость  всех реальных процессов и тем  самым означает необратимое изменение  всех известных форм материи, т.е. их переход в какие-то иные формы, для  которых уже будут недействительны  существующие законы, то его можно  считать естественнонаучным выражением философского принципа развития.

Одной из фундаментальных черт современного естествознания и вместе с тем  направлений его диалектизации  является все более глубокое и  органичное проникновение в систему  наук о природе эволюционных идей, которые неразрывно связаны с  концепцией иерархии качественно своеобразных структурных уровней материальной организации, выступающих как ступени, этапы эволюции природных объектов. Если всего лишь несколько десятилетий  назад исследования эволюционных процессов  в различных областях естествознания были довольно слабо связаны между  собой, то сейчас положение изменилось радикальным образом: выявляются контуры  единого (в многообразии своих конкретных проявлений) процесса эволюции охваченных исследованиями областей природы.

Практика  современной научно-исследовательской  деятельности выдвигает новые задачи в понимании эволюционных процессов, поэтому формируется некий слой знаний, не имеющий статуса отдельной  науки, но составляющий важный компонент  культуры мышления современного ученого. Этот слой знания является как бы промежуточным  между философией, диалектикой как  общей теорией развития и конкретно-научными эволюционными концепциями, отражающими  специфические закономерности эволюции живых организмов, химических систем, земной коры, планет и звезд.

Можно, видимо, говорить о нескольких взаимосвязанных  и соподчиненных понятиях эволюции в рамках естественнонаучной картины  мира. Наиболее общим из них и  применимым практически в пределах всей доступной исследованию области  природы, неживой и живой, следует  считать понятие эволюции как  необратимого изменения структуры  природных объектов.

 

В классическом естествознании, и, прежде всего в  естествознании прошлого века, учение о принципах структурной организации  материи было представлено классическим атомизмом. Именно на атомизме замыкались теоретические обобщения, берущие  начало в каждой из наук. Идеи атомизма служили основой для синтеза  знаний и его своеобразной точкой опоры. В наши дни под воздействием бурного развития всех областей естествознания классический атомизм подвергается интенсивным преобразованиям. Наиболее существенными и широко значимыми  изменениями в наших представлениях о принципах структурной организации  материи являются те изменения, которые  выражаются в нынешнем развитии системных  представлений.

Общая схема  иерархического ступенчатого строения материи, связанная с признанием существования относительно самостоятельных  и устойчивых уровней, узловых точек  в ряду делений материи, сохраняет  свою силу и эвристические значения. Согласно этой схеме дискретные объекты  определенного уровня материи, вступая  в специфические взаимодействия, служат исходными при образовании  и развитии принципиально новых  типов объектов с иными свойствами и формами взаимодействия. При  этом большая устойчивость и самостоятельность  исходных, относительно элементарных объектов обусловливает повторяющиеся  и сохраняющиеся свойства, отношения  и закономерности объектов более  высокого уровня.

Это положение  едино для систем различной природы.

Любая сложная  система, возникшая в процессе эволюции по методу проб и ошибок, должна иметь  иерархическую организацию. Действительно, не имея возможности перебрать все  мыслимые соединения из нескольких элементов, а найдя научную комбинацию, размножает ее и использует – как целое  – в качестве элемента, который  можно полностью связать с  небольшим числом других таких же элементов. Так возникает иерархия. Это понятие играет огромную роль. Фактически всякая сложная система, как возникшая естественно, так  и созданная человеком, может  считаться организованной, только если она основана на некоей иерархии или  переплетении нескольких иерархий. Мы не знаем организованных систем, устроенных иначе.

Концептуальные  формы выражения идеи структурных  уровней материи многообразны. Определенное развитие идея уровней получила в  ходе анализа концептуального аппарата фундаментальных, относительно завершенных  физических теорий, теории эволюции живых  организмов.

Одна  из актуальных проблем, которую ставит изучение иерархии структурных уровней  природы, заключается в поисках  границ этой иерархии как в мегамире, так и в микромире. Иерархичность  уровней отражается в иерархичности  классификационных понятий, характерных  для описательных теорий различных наук. С наличием определенных уровней материи связано существование ряда самостоятельных научных дисциплин.

   Уровни становятся такими спиралями только при всестороннем развитии преемственности, без которой могут быть лишь хаотические смены круговоротов изменений. Поэтому «развитие развития» возможно только на основе обогащения форм преемственности, которая позволяет в той или иной мере сохранять достигнутые преобразования, чтобы включать их в линии процессов эволюции, а также онтогенеза. Возникновение нового без преемственности обречено было бы каждый раз начинать развитие с «самого начала».

В ходе прогресса  число взаимосвязанных уровней  возрастает и объекты становятся все более многоуровневыми. Объекты  каждой последующей ступени возникают  и развиваются в результате объединения  и дифференциации определенных множеств объектов предыдущей ступени. Системы  становятся все более многоуровневыми. Сложность системы возрастает не только потому, что возрастает число  уровней. Существенное значение приобретает  развитие новых взаимосвязей между  уровнями и со средой, общей для  таких объектов и объединений. В  этих взаимосвязях все большее значение получает информация.

 

4. Предмет гносеологии.

 

 

Итак, если говорить в самом обобщенном виде, гносеология занимается изучением  сознания, познания, знания.

На личном и общественном опыте мы явно ощущаем  наличие сознания, буквально физиологически чувствуем и  видим результаты воздействия сознания на самого себя, на  других людей и на общество в целом. И в то же   время  само сознание является неуловимым. В  отличие от явлений материального  мира оно, сознание, ускользает от внешнего наблюдение, как бы находясь вне  времени и пространства. Задача гносеологии  заключается в том, чтобы  уловить  это ускользающее сознание, рассмотреть  его во взаимосвязи с миром  материальных вещей, предметов и  явлений, сделать его предметом  своего рассмотрения и изучения.

 

 

5. Смысл проблемы сознания.

 

 

Человек - существо сознательное, и это уникальное и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить цели и планировать их достижение. Проявления сознания многообразны: научное открытие, предвидения - прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Оно проявляется в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда есть осознание бытия.

Сознание - сложное системное качество человека, возникающее как интегральный эффект совокупности весьма разнородных идеальных, психических процессов - мыслительных, чувственных (ощущений, восприятия, представлений), эмоциональных, волевых и анемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, - достигается за счет связности и согласованности этих процессов.

Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему  одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что oн при этом почувствовал, подумал, пережил.

Проблема  сознания -- одна из самых трудных  и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку  оно не существует как отдельный  предмет или вещь. Его реальность прячется, ускользает. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия без нашего на то согласия и контроля. Оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому-то вплоть до XX в. философия  занималась лишь описанием способа  существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его  «шаги», как ощущение, восприятие, представление  и т.д. Фактически философский анализ сознания сводился к психологическому. В ХХ столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ1, благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой. Ответить же на вопрос, как возможно восприятие психического образа, значит объяснить феномен сознания.

 

 


1.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.:Политиздат,1974.

 

 

 

 

 

6. Насилие и ненасилие в истории культуры 

                                           

 

 Понятия  насилие и ненасилие нельзя  понять вне соотнесения

друг  с другом. Чтобы раскрыть конкретный характер этой соотнесенности, их надо рассматривать не сами по себе, а в более широком контексте борьбы добра против зла, борьбы за социальную справедливость и человеческую солидарность.

Что насилие  есть зло, признается большинством философских  и религиозных учений. Теории, включающие насилие в позитивный контекст человеческой деятельности, как правило, не деградируют до апологии насилия. Марксизм, например, в котором содержится известная романтизация насилия, проводит различие между разными формами насилия (справедливые и несправедливые войны), рассматривает его в затухающей перспективе, постулируя некое идеальное состояние, в котором не будет насилия. И. А. Ильин, написавший развернутый трактат против Л. Н. Толстого с программным названием «О сопротивлении злу силою1», вводит вместо понятия насилия понятие физического принуждения и пресечения, а его допустимость оговаривает такими условиями (надо, чтобы речь

шла о  подлинном зле, чтобы оно было верно воспринято, чтобы не было других средств сопротивления, и чтобы тот, кто решает, вдохновлялся подлинной любовью и находился в волевом отношении к миру), которые никогда нельзя практически удостоверить и всегда можно теоретически оспорить. Не само по себе насилие становится труднейшей теоретической задачей и духовным вызовом, а вопрос о том, можно ли использовать насилие во имя благих целей, годится ли оно в качестве средства для борьбы со злом.

Насилие и ненасилие представляют собой  разные перспективы в борьбе за

справедливые  отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется «ответственность за цели» .

 

 


1.Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

 

 

 

Это уже  вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность. Но есть еще третья линия поведения — это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими — принципиально ненасильственными методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей возможности — ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, более высокую, чем ответное насилие.

Важно подчеркнуть  следующее: эти три линии поведения  образуют восходящий ряд и с прагматической и аксиологической точек зрения. И по критерию эффективности, и по критерию ценности противонасилие выше пассивности, ненасилие выше противонасилия. Ненасилие, следовательно, представляет собой постнасильственную стадию в борьбе за социальную справедливость. В отличие от пассивности, являющейся позицией человека, который не поднялся, не дорос до ответного насилия, оно представляет собой способ поведения человека, который перерос насильственный способ решения проблемы. Перерос и духовно, так как в противовес насилию, всегда предполагающему разделение людей на две неравноправные касты — «своих» и «чужих», «добрых» и «злых» и т. д., оно исходит из метафизической святости каждого человека, и душевно, так как требует большего мужества, чем то, которое требуется для преодоления физического («животного») страха. Для любви нужно больше кругозора и больше

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»