Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:39, контрольная работа
Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.
Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).
1. Введение
§2. Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии
§3. Проблема соотношения биологического и социального в психологии
§4. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем
5. Заключение
6. Используемые ресурсы
Трансперсональный подход - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.
Сущность
теоретических представлений здесь такова:
источники, детерминанты человеческого
поведения и источники психологических
проблем находятся за пределами индивидуального,
прижизненного опыта.
Человек, с его прижизненно сформированной
психикой, опытом, качествами, по традиции
обозначается как «persona». Кроме этого в
человеке существует нечто, вне его индивидуального
опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное.
Этим «нечто» является:
по концепции мистиков - несотворенная частица человека, единосущная Богу;
в философии веданты - атман;
у К. Юнга - архетипы (первообразы) коллективного бессознательного,
8
которое является отражением опыта прежних поколений (центральное место среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности).
С. Гроф говорит также о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.
§4. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем
Первый комплекс проблем относится к психофизиологии, второй включает некоторые вопросы соотношения социального и биологического в психическом развитии человека (индивидуальном развитии), третий — психологические аспекты антропогенеза.
Психофизиологическая проблема социального и биологического.
Данная проблема рассматривается как проблема соотношений нейрофизиологического и психического. В разработке круга вопросов для отечественной науки связи психологии и физиологии участвовали И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов и др. Они изучали психические процессы в контексте реальной — социальной по своему существу — предметной деятельности человека и его общения с другими людьми, где деятельность и общение выступают в роли объективных факторов, организующих психические процессы. Эти процессы рассматриваются не как эффект нейродинамики, а как реальные процессы, включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию. Нейродинамика — материальный субстрат психических процессов — рассматривается во взаимодействии организма со средой, его поведением, обусловлена характером выполняемой человеком деятельности, а также его общением с другими людьми.
Социальное и биологическое в психическом развитии человека
Второй комплекс вопросов, разработка которых немыслима без изучения биологического и социального, относится к психическому развитию
9
человека. Здесь рассматривается проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то, и другое относится к человеку, к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем каждое из этих понятий отражает разные системы свойств человека. В понятии «организм» отражается структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии «личность» — его включенности в социальное.
Рассматривая физиологические процессы, протекающие в организме человека, свойства его могут быть раскрыты только тогда, когда мы рассматриваем человека в системе общественных отношений. Основание этих свойств — принадлежность индивида к социальной системе. В контексте психологического исследования важное значение принадлежит понятию «образ жизни индивида» - виды и характер деятельности, сфера, средства и способы его общения с другими людьми.
В общем можно рассматривать процесс формирования и развития конкретной личности как процесс усвоения индивидом программ социального наследования, сложившихся в данном конкретном обществе. …. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом и осуществляется через специально социальные институты, выполняющие функции образования и воспитания.
Психологию интересует, прежде всего, то, как, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание); как эта программа становится внутренним фактором развития личности.
Изучение причинно-следственных связей в процессе индивидуального развития как многомерных и многоуровневых, охватывающих всю совокупность существенных условий и факторов этого развития, представляет концепция гетерохронности – развития различных свойств
10
индивида, согласно которой существует закономерный порядок, «определяющий возникновение в процессе социального развития личности сложных образований индивидуальности и природных свойств индивида» (Ананьев Б.Г.).
Формирование тех или иных личностных свойств — это единый процесс онтогенетического развития человека. К ценностям личности, которые определяют ее вклад в социальную программу, являются способности человека (его творческий потенциал).
Центральным в изучении способностей является вопрос об их природе и происхождении. Одна из сложившихся точек зрения состоит в утверждении о врожденности способностей, о том, что они полностью определяются «генетическим снаряжением» индивида. Процесс их развития есть лишь процесс развертывания генетической программы, с которой человек рождается.
Сторонники другой точки зрения утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей.
Одной из важных проблем в развитии человека является также проблема индивидуальности. Если личность — это в основном проблема общественных наук, имеющая, конечно и психологические аспекты, то проблема индивидуальности — это в основном проблема психологии (дифференциальная психология)
В психологии вопрос об индивидуальности изучался и изучается главным образом в связи с проблемой темперамента. Исходя из Павловского учения, Б.М. Теплов, а затем В.Д. Небылицын и их сотрудники развили представления об основных свойствах нервной системы как природной основе темперамента. И.П.Павлов, говорил о трех основных свойствах: силе,
11
подвижности и уравновешенности. Работами школы Теплова — Небылицына выявлены такие свойства, как лабильность и динамичность показано, что свойства нервной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относительно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сформировано представление о первичных (сила, лабильность, динамичность и подвижность по возбуждению и по торможению) и вторичных (уравновешенность по параметрам первичных) свойствах.
Психологические аспекты антропогенеза
Проблема возникновения и развития сознания (более широко: человеческой психики) является одной из наиболее сложных и многоплановых. В разработке проблемы происхождения человеческой психики современная психологическая наука исходит из марксистской теории антропогенеза, основные положения которой состоят в следующем:
1) возникновение
человека является
2) процесс
антропогенеза неразрывно
3) решающая роль в процессе антропо- и социогенеза принадлежит труду.
Отношение психического и биологического многопланово и многогранно. В одних измерениях биологическое выступает в отношении к психическому как механизм (физиологическая основа психических процессов), в других — как содержание психического отражения (внутренностные ощущения), в третьих — как фактор, влияющий на психические явления, в четвертых — как детерминанта отдельных актов поведения, в пятых — как условие возникновения психических явлений.
Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Это создает, конечно, исключительные трудности в изучении
12
триады «биологическое — психическое — социальное».
Заключение
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.
Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания.
Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые
13
формируются из двух: природного и социального, наследственного и при жизненно приобретенного. При этом человеческий индивид (это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.
Используемые ресурсы
1. Большая библиотека психологии
2. Б.Ф.Ломов «Проблема социального и биологического в психологии»
3. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.115 – 150
14