Контрольная работа по дисциплине «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

1. Что понимают под «философскими вопросами» ?
2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
3. Назовите исторические этапы развития философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Философии.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 
ОТВЕТ:

Диалектика - это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Основная проблема для нее - единство, движение и развитие как фундаментальные характеристики мироздания.

В систему диалектики входят и ее основные законы, которые, являясь системой теоретических знаний, отражают предмет диалектики - универсальные связи и изменчивость бытия.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей – главный закон диалектики, иногда его называют «ядром» диалектики. Он дает представление о внутренних и внешних источниках развития материального мира («Что является источником развития?»). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не, только в разных, но и в одном и том, же отношении; в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, теория - практика, материальное - идеальное и др.). Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития. Данный закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания. Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в целом.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития («Как оно происходит?»). Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство - это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определенность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой.  Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок - это решающий поворот в развитии, в истории предмета.

Закон отрицания раскрывает формы и тенденции процесса развития («Куда оно направлено?»). Это закон, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все, же утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот, почему оно является, движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельности). Саморазвитие предстает как единство повторяющегося и поступательного, и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повторения.

Названные нами законы диалектики «схватывают» реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение.

 

ВОПРОС 9. Каков образ человека Нового времени?

 
ОТВЕТ:

Философия Нового времени преимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания лежит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению человек отличается от животных. Благодаря разуму он способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель системной классификации растений и животных Карл Линней (1707—1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens - разумный.

Человек является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Способность к познавательной деятельности является его главным качеством. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять окружающий мир с помощью силы научного знания. Рационалистическая трактовка человека была представлена и в творчестве французских просветителей XVIII в. (Ф.Вольтер и др.). Полагалось, что все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем смогли бы полностью раскрыться все задатки и способности людей. 
В классической немецкой философии, одном из важнейших течений Нового времени, человек исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Кант, Г.Гегель и др.). История общества рассматривалась философами как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретение свободы.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. «Человек - это мир человека, государство, общество», - подчеркивал К. Маркс. Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популярность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д.

ВОПРОС 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?

 
ОТВЕТ:

Характеризуя основные черты цивилизации Запада, можно указать на такие существенные признаки: 
- идея преобразования мира; 
- природа — неиссякаемая кладовая ресурсов; 
- ценность власти, силы и господства над природой и обществом; 
- ценность научной рациональности.

Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.

Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача - «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное - обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание - это, прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.

Сравнивая характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог прогресса человечества. 

Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока. Постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.

Можно сказать о реальных процессах взаимопроникновения восточной и западной цивилизаций в современном мире. В Японии и других странах Юго-Восточной Азии - осуществлен синтез ряда западных и восточных моделей развития при сохранении культурной идентичности. 

 

ВОПРОС 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?

 
ОТВЕТ:

Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений для человека.

Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека.

Очень важную роль в цивилизованном обществе играют духовные ценности. Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. 

Рассмотрим моральные и эстетические ценности. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Моральные ценности - основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.

В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних — гедонизм, утверждающий наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников. Утилитаризм - величайшая ценность и основа нравственности - польза. В ХХ в. в связи с бурными социальными потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества, возникновением глобальных проблем, до предела обостривших все традиционные проблемы, на первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

Эстетические ценности. Известное выражение Ф. М. Достоевского - «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.  Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. д.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

В системе ценностей человеческого духа особое место занимают представления о праве и справедливости. Понятие прав человека, «человеческого измерения» всех явлений и событий общественной жизни стало особо актуальным в середине XX в., после того, как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придается естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения и не могут быть отчуждены. Иногда их называют еще «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т. д. Гражданское общество и правовое государство, о чем шла речь выше, призваны гарантировать соблюдение прав человека во всем их объеме.

С проблемой прав человека тесно связано понятие справедливости, суть которого - в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Наиболее актуальна в практическом и теоретическом планах идея распределительной справедливости. Согласно ей, распределение может осуществляться в соответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. В реальной действительности государству и обществу приходится постоянно разрешать проблему, которая формулируется как «фактор справедливости» — «люди отдают, чтобы получать».

Все изложенное дает основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность - это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам.  Духовность - это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой и деградация, теряются высшие ценности-ориентиры — Истина, Добро и Красота. Понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»