Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа
1. Что понимают под «философскими вопросами» ?
2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
3. Назовите исторические этапы развития философии.
ВОПРОС 12. Каковы основные формы и функции практики?
ОТВЕТ:
Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии в частности.
Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.
Важнейшие формы практики:
1.
Материальное производство (труд), преобразование
природы, естественного бытия людей
2.
Социальное действие - преобразование
общественного бытия, изменение существующих
социальных отношений определенными «массовыми
силами» (революции, реформы, войны, преобразование
тех или иных социальных структур и т.
п.).
3.
Научный эксперимент - активная (в отличие
от наблюдения) деятельность, в процессе
которой человек искусственно создает
условия, позволяющие ему исследовать
интересующие его свойства объективного
мира (в том числе и социальный эксперимент).
Основные функции практики в процессе познания:
1.
Практика является источником познания
потому, что все знания вызваны к жизни
главным образом ее потребностями (например,
математические знания возникли из необходимости
измерять земельные участки, вычислять
площади, объемы, исчислять время и т. д.).
2.
Практика выступает как основа познания,
его движущая сила. Весь познавательный процесс, начиная
от элементарных ощущений и кончая самыми
абстрактными теориями, обусловливается
- в конечном счете - задачами и потребностями
практики. Она ставит перед познанием определенные
проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек
обнаруживает и исследует все новые и
новые его свойства и стороны и все глубже
проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также
и в том смысле, что обеспечивает его техническими
средствами, приборами, оборудованием
и т. п., без которых оно не может быть успешным.
3.
Практика является целью познания, ибо
оно осуществляется не ради простого любопытства,
а для того, чтобы направить и соответствующим
образом, в той, или иной мере регулировать
деятельность людей. Задача человека состоит не только в
том, чтобы познавать и объяснять мир,
а в том, чтобы использовать полученные
знания в качестве «руководства для действия»
по его преобразованию, для удовлетворения
материальных и духовных потребностей
людей, для улучшения и совершенствования
их жизни.
4.
Практика представляет собой решающий
критерий истины, т.е. позволяет отделить
истинные знания от заблуждений.
ВОПРОС 13. Назовите основные критерии научного познания.
ОТВЕТ:
Основные особенности научного познания (критерии научности):
1. Основная задача научного
2. Непосредственная цель и
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
4. Научное познание есть сложный
противоречивый процесс
5. В процессе научного познания
применяются такие
6. Для научного познания
7. Для науки характерна
ВОПРОС 14. Назовите этапы научных революций.
ОТВЕТ:
Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями.
Можно выделить четыре научные революции.
Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки.
Вторая произошла в конце XVIII - первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов.
Третья революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии - генетика, в химии - квантовая химия и т.д. Возникают новые отрасли научного знания - кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.
Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. synergeia - совместный, согласованно действующий) - это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.). Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Это открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т. е. увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса. Это позволяет сделать вывод, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий.
ВОПРОС 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?
ОТВЕТ:
Пожалуй, первая из них все еще сохраняющаяся — угроза термоядерного пожара. Это обусловлено следующими причинами. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР к середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеприпасов. А сколько сегодня, вряд ли кто точно скажет. К тому же идет расползание атомной технологии. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Неугасающие очагам локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя.
Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Суть ее состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Все это порождает возможность «коллапса» - т. е. резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. Остро стоит и проблема прекращения загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (т.е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попали сферы нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. На планете неконтролируемый рост населения, идущий главным образом в «развивающихся» странах, подрывает ресурсную базу, стремительно приближает к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение «порогового уровня» такой нагрузки влечет за собой ее разрушение. Вырубка леса, сверх потенциала его восстановления - прямая дорога к обезлесению, чрезмерный вылов рыбы - к уничтожению ее запасов, увеличение размеров стад губит пастбища и т. д. Экологический кризис наших дней - это не временное затруднение. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования.
Третья угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью. Звучат нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида / деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности, это только первые напоминания о грозящих бедах. Имеется опасность выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Эта и есть первая беда, постигшая человечество, которую пока что никто и ничто не в состоянии остановить. СПИД сегодня - это уже не узкомедицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.
Наконец, четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл. Никто не нащупал ныне путеводной нити масштабного миросозидающего характера.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»