Контрольная работа по дисциплине «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом

Содержание

Глава 1. Возникновение и развитие философии марксизма. -стр.3
Глава 2. Нигилистическое отношение к классике в философии и жизни: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.-стр.9
Глава 3. Отечественная философия 19 века: - стр.14
1.Идея западничества в трудах Чаадаева, Герцена, Чернышевского и Белинского.-стр.14
2.Идея славянофильства в трудах Киреевских, Хомякова, Достоевского и Соловьева. -стр.18
Список используемой литературы-стр.23

Вложенные файлы: 1 файл

философия контрольная.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) выдающийся  представитель славянофильства.

      Признанный  вождь  славянофильства  И.  Киреевский,  как  и  другие славянофилы, прошел через увлечение  немецкой идеалистической  философией  и еще в 1829 году издавал журнал "Европеец". В юности  и молодости Киреевский был мало религиозен. Усадьба Киреевских находилась всего в семи  верстах  от Оптиной пустыни — центра русского старчества. Но молодой Киреевский,  как  и большинство образованных людей  его  эпохи,  мало  интересовался  оптинскими старцами. Что могли ему поведать  интересного  эти  старцы  по  сравнению  с Шеллингом, Фихте и другими немецкими философами?

Основная  идея  славянофилов  —  только  истинное   не   искаженное

христианство —  Православие может дать человеку  духовную  цельность.  Только возвращение  к  Православию  устранит  ту  духовную  раздвоенность,  которой страдает русское образованное общество со времен Петровской революции.  "Для цельной истины, — пишет И. Киреевский, —  нужна  цельность  разума. Главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать  все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия,  где  разум и воля, и чувство и совесть, и прекрасное, и  истинное,  и  удивительное,  и справедливое,  и милосердное,  и весь  объем умасливается  в одно  живое

единство, и таким  образом восстанавливается существенная  личность  человека в ее первоначальной неделимости"

Главной заслугой славянофилов является пресечение тенденций слепого подражания Европейской культуре. Они показали  что  Европа,  которой  хотели подражать,  сама  переживает  духовный  кризис,   что   цивилизация   Запада неудовлетворительна, если расценивать ее  с  точки  зрения  высших  запросов христианства. Славянофилы обратили свой взгляд на самобытные  корни русской

культуры и доказали, что Россия в целом  ряде  случаев  стоит  выше  Европы. Прочное здание просвещения России,  —  по  мнению  Киреевского,  может  быть воздвигнуто только тогда, когда  образованный  слой  народа  "наконец  полнее убедится  в  односторонности  европейского  просвещения;  когда   он   живее

почувствует потребность  новых умственных  начал;  когда  с  разумною  жаждою правды, он обратится  к чистым источникам древней  православной  веры  своего народа и с чутким сердцем будет прислушиваться к ясным еще  отголоскам  этой

святой веры отечества  в прежней, родимой жизни России. Тогда, вырвавшись из- под гнета рассудочных  систем европейского любомудрия,  русский  образованный  человек... найдет самые  полные ответы на те вопросы ума  и  сердца,  которые больше всего тревожат  душу,  обманутую  последними  результатами  западного

самосознания"

Продолжателями славянофильства  в 60—70-е гг. явились почвенники. Главная идея их философских исканий – «национальная почва» как основа социального и духовного развития России.

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем  идей почвенников был Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). Хотя он и не являлся философом по профессии и не создавал чисто философских произведений. Его философия – это философия переживаний, поступков и мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения его настолько философичны, настолько глубоки по мировоззренческим идеям и проблемам, что последние часто ни вписываются в рамки литературно-художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубочайшей диалектикой идей, связанной с сущностью и судьбой человека, мира и Бога. Для Достоевского важен не результат, не окончательный вывод, а процесс. Причем интересуют его, прежде всего самые глубокие, потаенные мысли, человеческое существование на уровне подсознания, в сфере «подпольного человека». Поэтому, что бы мы ни говорили о его философии, это всегда будет неполно, приблизительно и незаконченно. И на «пиршестве мыслей», которым, по словам Бердяева, является творчество Достоевского, всегда найдется место пытливому уму.

Наиболее важной и определяющей темой его философии  является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Человек для  Достоевского, как и для Канта, – высшая ценность. Но у Достоевского это не абстрактный, рационалистический гуманизм, а любовь земная, гуманизм, обращенный к реальным людям, пусть это даже «униженные и оскорбленные», «бедные люди», герои «мертвого дома» и т. д.

Подобно многим русским  философам Достоевский полагал, что у России свой особый путь развития. Ее высшее национальное предназначение он видел в христианском примирении народов. Именно в этом состоит главный смысл «русского социализма» – общественного идеала Достоевского. С этой позиции он отвергал как «комедию буржуазного единения» и буржуазный индивидуализм, так и атеистический социализм, изображенный им в «Бесах».                                                                        

Значение творчества Достоевского велико как для русской, так и для западной философии. В России он оказал огромное влияние на все последующее развитие религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма – философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900)в своем учении стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки.            Собственно же философия Соловьева охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. При этом его религиозно-идеалистическая и во многом пантеистическая философия имеет не только русские, но и всемирные основания. Главное же влияние на его творчество, как и на многих других русских философов, оказал Шеллинг, а среди русских философов – Федоров, которого сам Соловьев признавал «своим учителем и отцом духовным».

Как и Шеллинг, Соловьев называет свое учение философией «всеединства». Ее он рассматривает как начало новой  «положительной» философии, но «положительной»  не в позитивистском смысле, а в  плане противопоставления ее западноевропейскому рационализму. Соловьев исходит из нравственного начала, «нравственного элемента», который «и должен быть положен в основу теоретической философии» . Не случайно его главный философский труд носит название «Оправдание добра». В нем автор совершенно сознательно и определенно на место рационалистического принципа Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», ставит свой нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую».

Следует отметить, что  Соловьев внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия и феномена национального самосознания, как «русская идея». Он приходит к выводу, что русская идея и исторический долг России заключаются в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить «власть государства» авторитету «Вселенской церкви» и отвести подобающее место «общественной свободе». Думается, что в данном образе «русской идеи» Соловьев хорошо интегрировал то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея «Святой Руси» (концепция «Москва – третий Рим»), идея «Великой Руси» (связанная с реформами Петра Великого) и идея «Свободной Руси» (начало которой положили декабристы и которую воспел А. С. Пушкин).

Итак, западничество  и славянофильство - две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные  тенденции в развитии русской  философской мысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русской философии XIX в. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. История России  с древности до наших дней /под  ред. Зуева  М.Н.-М.:  Высшая школа,1997 г.

2.  Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г.

3. История философия: Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г.

4. Философия: Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г.

5. Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль,1996 г.

6. Лосев А.Ф. Русская Философия -  М.,1991 г.

7. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984 г.

8. Хомяков А.С.  Полн. собр. соч. М., 1986 г.

9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004

10. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

11. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»