Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:16, контрольная работа
1. Соотнесение философии и науки.
2. Учение Демокрита.
3. Общество как социальная форма движения материи.
«задание №7»
По своему значению труд является
насущной потребностью человека, призванной
удовлетворять его биологические нужды
и культурные запросы. Характер удовлетворения
этой потребности определяется как субъективными,
так и объективными факторами.
К первым относят индивидуальные
возрастные и половые особенности людей,
состояние их здоровья, личностные свойства
(темперамент, характер, способности) ,
а также уровень общей культуры, профессиональный
опыт субъекта деятельности, его социальный
статус, то есть положение в сфере общественных
связей (должность, профессию, специальность)
. Ко вторым - особенности производства,
в котором трудится человек: условия и
дисциплину труда, форму его организации,
рациональность систем заработной платы,
подготовки и переподготовки кадров, наличие
инноваций в технологии трудовых процессов
и целый ряд других моментов социально-экономического
характера.
Для человека, как существа биосоциального,
труд, безусловно, прежде всего, необходимость
выживания в любые исторические эпохи.
Отсюда и приоритет материального производства
над всеми остальными видами человеческой
деятельности на протяжении длительных
тысячелетий. В этом смысле труд — это
всегда материальная потребность. Общественно
полезный характер труда одновременно
делает его духовной потребностью человека
. В самом деле, именно в процессе труда
человек выражает себя среди себе подобных,
а разделение труда и его кооперация вовлекают
его помимо воли в процесс общественного
воспроизводства.
Труд как мотив деятельности
человека — это, вероятно, один из немногих
мотивов , в котором неразрывно слиты воедино
материальное и духовное начала, необходимость
и потребность, производственные отношения
на уровне личности и общества. Труд на
себя и труд наемный при определенных
условиях может быть подневольным в тех
случаях, когда он не свободен от внешнего
принуждения обстоятельствами или кем-то,
а при других может быть свободен даже
в условиях найма.
Другими словами, труд как мотив
деятельности, в котором соединены материальные
и духовные черты, — это всегда необходимость
обеспечения человеку достойного существования.
Итак, труд как мотив деятельности — это
необходимость. Труд как объект потребности
человека — явление более глубокое, связанное
с социальной сущностью человека.
«задание №8»
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.
Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного – культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает:
1) культуру труда и
материального производства (орудия
труда, технологические процессы, способы
возделывания земли и
2) культуру быта;
3) культуру топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
4) культуру отношения к собственному телу и т. д.
По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др.науки.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т. д.); сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т. д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т. Д
«задание №9»
В истории философии понятие интуиции име
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцаня : «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.
«задание№10»
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей
(б) их доступ к мировым