Контрреформация в ВКЛ. Философские идеи иезуитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Культурная жизнь Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70-е годы XVI века.
Изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.
Отличительной чертой философии во времена ВКЛ является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории ВКЛ в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Контрреформация в ВКЛ………………………………………………………….
Философские идеи иезуитов………………............................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрреформация в ВКЛ. Философские идеи иезуитов.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

  Иезуиты готовились  и ждали своего часа. И он  настал. В 1569 году Жигимонт II Август получил в свои владения Волынь, Подолье, Киевщину и добился образования нового государства – Речи Посполитой. Вот как раз в это неблагоприятное для ВКЛ время и появились в Вильно иезуиты. Готовились иезуиты серьёзно и, как мы знаем, долго. Ударная группа состояла из проверенных и осведомлённых друзей общества, таких, как Пётр Скарга, Станислав Варшавицкий, Станислав Ленчицкий, Станислав Влошак, Антонио Пасевино, Франциск Суньер. Многие из них были раньше в ВКЛ и имели представление о местных условиях, ориентировались в местной политике и взаимоотношениях наиболее влиятельных особ княжества.

  С первых же  дней иезуиты почувствовали к  себе неприязнь. Основанный в  1570м году коллегиум в Вильно  пустовал. Совсем не было учеников, зато кальвинистская гимназия  звенела детскими голосами.

  Однако внезапно  нахлынувшая эпидемия чумы в  Вильно перетасовала все карты.  Иезуиты в этом увидели шанс  завоевать уважение испуганных  жителей города. Они отчаянно  сражались с эпидемией, ограничивали  её распространение, изолировали  здоровых от больных, вывозили  с домов и улиц умерших и  хоронили их, кормили больных  и помогали лекарствами и утешительным  словом.

  После чумы отношение  к иезуитам значительно улучшилось, но в конфессийном плане они по-прежнему чувствовали изолированность. Преодолеть полосу отчуждённости никак не удавалось. Миссия иезуитов явно проваливалась. Тогда за дело взялся лично Пётр Скарга, непревзойдённый оратор. В присутствии короля и П. Скарга открыто и резко открыл глаза на правительственные злоупотребления. Критиковал магнатов за неуважение королевской власти, выступал против соймовой анархии, шляхетского разгула. Он искусил не одного протестанта, в том числе и такого буйного магната, как Ян Хадкевич. Затем Скарга начал приглядываться к Радивилам. Тут как раз выпал подходящий момент: сильно заболел сын Михаила Радивила Михаил Криштов Радивил. Однако после принятия причастия у ксендза боль чудесным образом отступает. Удивлённый Михаил со своими братьями сразу же переходят в католичество и огнём и мечом начиняют искоренять отцовскую веру.

  Дела иезуитов  идут в гору. Обосновавшись в  Вильно и создав надёжный плацдарм  для дальнейшей экспансии, общество  начало создавать план освоения  центральных и восточных земель  Белоруссии.

  Первую вылазку  на восток Беларуси иезуиты сделали в 1573 году. Руководство виленского коллегиума местом размещения опорного пункта выбрало Оршу. Однако коллегиум там открылся лишь в 1617 году при поддержке канцлера ВКЛ Льва Сопеги и короля Речи Посполитой Жигимонта III Вазы. Коллегиумы начинают возникать в Несвиже, Витебске, Гародне, Могилёве, Пинске, Новогрудке, Слуцке, Бобруйске, Жодишках.

  Для подготовки  высококвалифицированных кадров  иезуиты решили создать в Вильно  академию  начали переделывать  коллегиум в высшее учебное  заведение. Виленская академия получила все права и привилегии Краковского университета, в том числе и право, присваивать учёные степени бакалавров, магистров, докторов наук. На философском богословном, а с 1641 года и юридическом факультетах учились 700-800 студентов и работали 8-12 профессоров. Вскоре в Вильно открыли и вторую духовную академию, названную Григорианской. Третью иезуитскую академию в ВКЛ основали в начале 19 века в Полоцке.

 

 

 

 

 

Заключение

Контрреформация не приобрела в ВКЛ таких жутких форм, как местами в Западной Европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала идеологияодной церкви.Силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченнуюпротестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич. – Мн.: Новое знание, - 2001, - 792 с.

История философии. Учебник  для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, ”Феникс”, 1999.-576с.

Словарь философских  терминов. – М.: ИНФРА-М, - 2007. – XVI, - 731 с.

Философский словарь /под  ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, - 1991. – 560 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрреформация в ВКЛ. Философские идеи иезуитов