Вскоре в конце того же 501 года
до н.э. луский правитель Дин-гун(509-490
гг. до н.э.) назначил Конфуция
начальником уезда Чжунду.
На службе у правителя царства
Лу. В общей сложности Конфуций прослужил
всего 4 года(501-497 гг. до н.э., последовательно
поднимаясь по служебной лестнице. То
был реальный шанс для Конфуция претворить
в жизнь свое Учение, такой возможности
у него уже не будет.
Деятельность Конфуция-чиновника
в Китае, досконально известная
в Китае, рассматривается как
неотъемлемая часть самого Учения,
т.к. личный пример в нем играет решающее
значение, тем более, если речь заходит
о самом Конфуции.
Данные о деятельности Конфуция
на посту управляющего уезда
Чжунду весьма лаконичны: "Прошел
год с тех пор, как Дин-гун
назначил Кун-цзы управляющим Чжунду
и с четырех сторон все стали подражать
ему". Во время своего правления Учитель
использовал свое Учение. Он назначал
людей на повинность, учитывая их физические
способности, тем самым он внедрял принцип
"и" (справедливости) в ведение государственных
дел. Тем самым он улучшил моральный климат
в народе: "исчезло воровство, большое
внимание уделялось похоронным ритуалам".
Конфуций в вверенной ему административной
единице все земли поделил на равнинные,
горные, заболоченные и холмистые. Это
было сделано не по его прихоти, а по необходимости
изменить налоговую систему на более справедливую.
Неизвестно то количество территории,
которая была в ведении Конфуция, но тем
не менее деяния Кун-цзы вошли в народную
память.
В возрасте 52 года Конфуций
был назначен на должность да сыкоу. Это
был один из высших постов в чиновничьей
иерархии, он заведовал уголовными делами
и политическими преступлениями. У него
были, по сути, функции верховного прокурора.
Это делало его ближайшим советником царя.
Это также был высший и последний взлет
его стремительной карьеры и на ней он
пробыл около 3 лет. Он был очень активен
на этом посту. За это время он проявил
себя как умелый и опытный политик, знающий
и ценящий ритуалы, как опытный советник
правителя, как усмиритель вассалов, которые
были непокорны своему правителю и как
справедливый судья. Не всегда он полностью
следовал букве своего Учения, хотя те
случаи, когда он был чрезмерно жесток,
исследователям кажутся неаутентичными.
Во всяком случая он старался придерживаться
Учению, но как это было сказано не всегда
это было возможным, но, тем не менее, его
называли "мужем без пороков" и враги
и друзья.
В общем его правление
было довольно успешным и поэтому
странен тот факт, что ему пришлось
покинуть свой пост в самый расцвет
своей карьеры. Из разных источников можно
выделить разные интерпретации тех событий,
но основным мотивом является то, что Конфуций
был вынужден покинуть свой пост из-за
того, что его хозяин, правитель царства
Лу, поступил вразрез с основными этическими
и ритуальными нормами, что и стало причиной
отставки Конфуция.
Годы странствий
У Конфуция не было вначале
четко разработанного плана скитаний
по царствам. Им владела одна
лишь мысль - очень хотелось
реализовать хотя бы основные
разработки, связанные с его представлениями
об истинном правлении. На пути его ждали
неожиданные встречи, неприятности и теплые
приемы.
Конфуцию ко времени исходу
из Лу (497 г. до н.э.) исполнилось
55 лет. Это был уже умудренный
опытом мыслитель, уверенный,
что его знания, частично реализованные
в Лу, пригодятся правителю какого-нибудь
государства.
Сначала Учитель направился
в Вей и пробыл там 10 месяцев.
Но после анонимного доноса
был вынужден покинуть Вей
и направится в Чэнь. Но по
дороге он был схвачен крестьянами,
которые приняли его за притеснявшего
их аристократа. Он держался с достоинством
и вскоре был вызволен вейскими аристократами.
Потом, не рискнув ехать в Цзинь, где недавно
были казнены два мыслителя, он вернулся
в Вей. Там к нему обращался за советами
местный правитель. Но из-за дальнейших
разногласий с ним был вынужден покинуть
Вей. Он направился в Сун, а потом в Чэнь,
где получил ничего не значащий пост и
скромное жалование. Но вскоре из-за опасности,
надвигающейся войны покинул Чэнь и направился
на юг в Чу.
По дороге произошел, эпизод
раскрывающий видение Конфуция
своего Учения. Он спросил у
учеников по поводу того, что
Учение пока не может реализоваться
на практике "Почему мы оказались
в столь безвыходном положение?
" и также сказал "А не
на неправильном ли пути? ". На
это Цзы Гун ответил, что по его мнению
"Учение чересчур сложно для восприятия
простых людей, а для государственных
мужей там слишком высокие требования,
поэтому люди и не идут по Дао-Пути".
И он предложил снизить требования, чтобы
люди поняли и последовали за ним. Но Конфуций
возразил, что Дао-Путь это больше чем
набор требований для совершенного государственного
мужа, а идти по нему значит совершенствовать
свой дух и приближаться к Воле Неба. И
не страшно, что люди не понимают всех
его положений. Это высказывание подтверждает
то, что Учитель придерживался идеализма,
говоря о духовной субстанции Дао-Пути,
вездесущей и первичной, как об идеале
человеческого совершенства и его гармонии
с природой.
В Чу он провел несколько
встреч с первым советником Чу Шэ-гуном.
Беседы эти касались быстрейшего достижения
стабильности в государстве и обеспечения
процветания страны. Признаком такого
состояния государства Кун-цзы считает
такое состояние, когда "ближние радуются,
а дальние жаждали прийти".
После визита к Ше-гуну
Конфуций со спутниками возвратился
в Вей. Последнее пребытие в
Вей было ознаменовано выдвижением
концепции чжен мин (исправление(упорядочение)
имен) . Этим он хотел подчеркнуть
необходимость периодических преобразований,
как залог оздоровления общественных
нравов. Краткий смысл концепции заключалась
в том, чтобы человек в государстве соответствовал
своему месту в нем.
Особое внимание к этой концепции
объяснялось внутриполитической
ситуацией в Вей, где власть
была получена незаконно и Чу-гун,
незаконный правитель Вей, чтобы укрепить
власть попытался привлечь на должность
главного советника Конфуция. Жажда претворения
в жизнь своего Учения и принцип чжен мин
составили дилемму для Учителя и он предпочел
Единство в своем Учение и демонстративно
отказался от должности, сохранив верность
Учению. После этого он занялся преподавательской
деятельностью.
Через пять лет ему предложили
вернуться в родное Лу (видимо,
за него хлопотали его ученики,
занявшие высокие посты в Лу)
. За год до этого скончалась его жена.
В соответствие с тем, что
Конфуций говорил о своей жизни("лишь
в 60 я научился отличать правду
от неправды") он вернулся в
Лу более опытным человеком,
чем когда он покинул его.
Он объяснил нежелание пользоваться
Дао-Путем, нерадивостью чиновников. Он
предложил государю Лу "возвеличить
прямых над кривыми чиновниками", и,
когда государь и его приближенные являют
собой пример следования традиций, то
и народ становится вернопреданным и становится
на путь самосовершенствования. Советы
Учителя были выслушаны, но, как и ожидалось
никаких практических шагов не последовало.
Но Конфуций и не ожидал иного.
Конфуций занялся преподаванием.
Преподавание он проводил в
школах, набор в которые проводился
по принципу ю цзяо у лей(не
различая происхождение) . "Кун-цзы учил
четырем вещам: вень-письменным памятникам,
синдействиям в жизни, чжун- преданность
учению и синь-правдивость".
В
последние годы жизни он также
написал летопись "Чунь-цю" и
отредактировал Шесть Канонов, вошедших
в классику китайской культуры и сильным
образом повлияли на национальный характер
китайцев.
В 482 г. до н.э. скончался его
сын, а в 481 г. до н.э. -самый
любимый ученик Цзы Лу. Эти
беды ускорили смерть Учителя
и у себя в доме, в постели,
не вставая, 7 дней, он скончался в 479
г. до н.э. на 73 году жизни.
Учителя похоронили у реки
Сышуй. В его могилу положили
и вещи Учителя. Это место
стало местом паломничества и
самым священным местом в Китае
более чем на 2000 лет... Учение Конфуция
о государстве.
Учение
Конфуция не содержит главы, специально
посвященной устройству государства,
как нет разделов о человеке, либо об обществе.
Конфуцианскую модель приходится реконструировать
по отдельным суждениям. Его понимание
государственного устройства еще более
ценно потому, что он сам был на государственной
службе и как мы это уже видели служба
эта была успешной. Но Конфуций не видит
государство в отдельности от общества
и единичного человека. Все его Учение
в этой области взаимосвязано. Некоторые
его высказывания носят иносказательный
характер и, поэтому, не могут быть восприняты
однозначно. Это может исказить суть Учения,
как она была искажалась китайской бюрократией
на протяжение многих веков.
Согласно разработанной Конфуцием
схемы государственного устройства
управление государством и обществом
базировалось на ли("правилах") им
он предавал большое значение.
Правила
по сути устанавливали морально-этические
основы жизни человека, общество и
государства в целом. Значение ли
весьма объемно. Сюда входят и Жень
("человеколюбие") и прежде всего
любовь к ближнему, сяо сыновья почтительность,
уважение к старшим и подчинение им, честность
и искренность; постоянное стремление
к внутреннему совершенству, вежливость
и др. Причем жан (вежливости) он считал
важным элементом в государственном управление.
"Учитель сказал: "Можно ли управлять
с помощью вежливости не возникнут ли
трудности? Но если не придерживаться
вежливости в управление, то будут ли существовать
правила?! ". Вежливость по-сути означала
верность ритуалам и на политическом уровне
служила своего рода политической культурой.
Почтение к старшим и любовь к ближнему
в равной степени относилось как к семье
в отдельности, так и к государству в целом,
где правитель становился главой "семейства".
Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские
традиции в рамки государственного закона.
Но закон тот должен был быть условным,
потому что мы знаем как Конфуций относился
к фа цзя (легистам) , выступавшим за насаждение
закона силой. В своем Учение Конфуций
большое значение возлагал на внутрисемейные
отношения. "Если наставлять народ путем
введения правления, основанного на законе,
поддерживать порядок угрозами, то народ
станет боятся наказаний и потеряет чувство
стыда. Если наставлять народ введением
правления, основанного на использование
правил, то в народе появится стыд и он
станет послушным. " Для того, чтобы
создать правила, которые бы оставались
жизнеспособными в течение долгого времени
Конфуций предлагал использовать принцип
"хе" (гармония, борьба противоположностей)
. "Правила надо создавать через достижение
единство через разногласия".
Большое внимание он уделял "главе
семейства", чей образ был тщательно
интегрирован в ли как один
из основных ее элементов. Для
Конфуция и его Учения было
очень важен личный пример
в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно
мудрый") по Конфуцию носитель правил,
не должен находится в отдаление от государственного
правления, а должен наоборот быть активным
членом общества и государственным мужем.
Именно на образе цзынь-цзы основана идея
государственного правления с помощью
ли. Еще раз надо сказать о роле личного
примера в реализации Учения. "Если
правитель любит ли, то никто из народа
не посмеет быть непочтителен; если правитель
любит справедливость, то никто из народа
не посмеет не последовать ему; если правитель
любит искренность, то никто из народа
не посмеет скрыть свои чувства". В роле
правителя у Конфуция должен выступать
цзынь-цзы.
В своих суждениях о государстве
он выделял два социальных
слоя: управляющие и управляемые.
Под управляющими он понимал цзынь-цзы
как "благородного чиновника". Но
это не значит, что только аристократы
могли быть такого рода чиновниками, но
он также допускал и приток "новой крови"
из других социальных групп. Но в общем
он хотел, чтобы "пахари возделывали
землю, а способные управлять управляли".
Представление о "благородном чиновнике"
Конфуций как обычно раскрывает на конкретном
примере. "Учитель сказал о Цзы Чане
(самый выдающийся дипломат и политик
Древнего Китая) : "Он обладает четырьмя
дао (сферы деятельности, направления
в деятельности, качества) благородного
мужа: в своих поступках он проявляет чувство
самоуважения, находясь на службе вышестоящих,
он проявляет чувство ответственности,
воспитывая народ проявляет чувство доброты,
используя народ проявляет чувство справедливости".
Теперь попробуем расшифровать значения
этого высказывания.
Первым по важности из всех
дао цзынь-цзы Конфуций считает
личную независимость, т.к. это
выделяет личность от общей
массы. Второе определяет цзынь-цзы
как человека уважающего принцип
подчинения вышестоящему, более старшему.
Это делает систему управления государством
более надежной.
Два
последних касаются взаимоотношений
"благородного чиновника" с народом.
Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение
в жизнь одной из важнейших составных
частей Учения Конфуция. Сановник, если
он истинный "благородный муж", должен
быть учителем народа, т.е. должен воздействовать
на него только добротой и личным примером,
а если он начнет опираться на закон (как
легист) , то это будет не воспитание народа,
а народ потеряет сыновья чувства к такому
правителю (чиновнику) , а сам он перестает
быть конфуцианцем.
Четвертое дао - использование
народа. Речь идет о том, каким
образом, какими методами следует
использовать народ на государственных
повинностях (трудовых, воинских) , какую
налоговую политику проводить, как вершить
суд. Во всей этой сфере контактов с народом
претендент на звание цзынь-цзы должен
всегда исходить из принципа и справедливости.
Только сочетание четырех перечисленных
дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Также
для получение права называться
цзынь-цзы надо быть человеком в
высочайшей степени образованным. Это
условие Конфуция произвело на свет
культ знания в Китае. Конфуций тем
самым открыл путь в цзынь-цзы
для всех, обладающих стремлением и упорством
в получение знаний(т.к. для земледельцев
не по средствам было получать образование,
то аристократия была единственным источником
пополнения чиновничества в Китае) . Возвышение
правителя в государстве осуществлялось
путем знамений Неба(культ которого тогда
зарождался в Китае) и проводилось чиновниками
и из чиновников(если они были цзын-цзы)
. Бюрократия являясь носителем ли в государстве
получила в конфуцианстве своего верного
покровителя и дало ей право на законное(легитимное)
свержение неустраивающего их правителя(этим
бюрократия часто пользовалась) , путем
выгодного для себя толкования правил
или природных явлений.