"Благородный
муж(правитель) боится трех вещей
веления Неба, великих людей и
совершенномудрых". Тем самым правитель
постоянно находился под угрозой "совершенномудрых",
которые по своему произволу могли сделать
из правителя изгоя. Но с другой стороны
и правитель наделялся по Конфуцию Жень
(человеколюбием) . И по словам Конфуция,
"только обладающий человеколюбием
по-настоящему любить [кого-нибудь из]
людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей".
Эта часть трактовалась правителями ханьского
периода следующим образом, что правитель
имеет уникальное в государстве право
казнить и миловать, кого сочтет нужным.
Нетрудно заметить, что рассуждения
о "благородном муже" на примере
Цзы Чаня имеют самое непосредственное
отношение к представлениям Конфуция
о государственном устройстве
и об обязанностях высшей администрации.
Воззрения эти носили очевидный
утопический характер: по конфуцианской
модели государства чиновники и правитель
обязаны прежде всего заботится о благе
государства и народа, и для которых доверие
народа высшее достояние.
У Конфуция также существовало
несколько концепций по истинному
правлению. Двумя наиболее известными
являются концепция "исправление (упорядочение)
имен" и "правитель должен быть правителем".
По сути вторая есть прямое следствие
первой.
"Исправление имен"-одно из
важнейших положений Конфуция
о принципах управления государством.
Если вспомнить момент в биографии Конфуция,
когда вейский правитель предложил Конфуцию
пост своего верховного советника, то
будет ясно, в чем суть этого принципа.
Напомню, тогда сын правителя Вей изгнал
с помощью интриг своего отца и сам стал
царствовать. Чтобы восстановить доверие
к власти он призвал к себе Учителя, который
в то время находился в том царстве на
высокий пост, но Конфуций(хоть и очень
желая получить столь высокий пост) демонстративно
отказал ему. Вейский правитель для Учителя
- человек, дважды нарушивший его основной
принцип: он не только не "истинный правитель",
но и не "истинный сын". А само Вей
неблагополучно и названия не имеют под
собой опоры. Это государство вскоре может
развалится из-за нравственного опустошения
и государственной разложения. Чтобы предотвратить
такой ход событий Конфуций предлагает
пересмотреть название и привести их в
соответствие с нормой его Учения.
"Правитель,
должен быть правителем" надо
понимать в сочетании с предыдущим
принципом, т.к. они комплексно
отражают главную мысль Конфуция об
"истинном правление". Государь должен
быть мудрейшим из совершенномудрых и,
следовательно, в силу своей мудрости
и приверженностью ли должен обладать
народной любовью и признательностью.
В
общем конфуцианская концепция
государства была очень популярна в Китае
на протяжение многих веков. Под ее знаменем
Китай объединился. На ее основе было создано
и плодотворно существовало ханьское
государство, ее принципы, будучи не столь
безобидными, в сочетание с принципами
легистов, как это уже было показано на
примере их использования в личных целях,
тем не менее смогли обеспечить стабильное
существование Поднебесной империи. Конфуцианство
до сих пор является одной из крупнейших
мировых религий и предметом исследования
современных политологов, теологов, философов,
лингвистов, историков и искусствоведов
всего мира.
Источники:
1.
Переломов Л. С. "СЛОВО КОНФУЦИЯ",
ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА, 1992.
2.
Малявин В. В. "КОНФУЦИЙ", "МОЛОДАЯ
ГВАРДИЯ", МОСКВА, 1992.