Конфуций и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя весьма важная часть конфуцианского учения.

Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Вложенные файлы: 1 файл

fl_KONFUC.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

"Благородный  муж(правитель) боится трех вещей  веления Неба, великих людей и  совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием) . И по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.  

  Нетрудно заметить, что рассуждения  о "благородном муже" на примере  Цзы Чаня имеют самое непосредственное  отношение к представлениям Конфуция  о государственном устройстве  и об обязанностях высшей администрации.  Воззрения эти носили очевидный  утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны прежде всего заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.  

  У Конфуция также существовало  несколько концепций по истинному  правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути вторая есть прямое следствие первой.  

"Исправление имен"-одно из  важнейших положений Конфуция  о принципах управления государством. Если вспомнить момент в биографии Конфуция, когда вейский правитель предложил Конфуцию пост своего верховного советника, то будет ясно, в чем суть этого принципа. Напомню, тогда сын правителя Вей изгнал с помощью интриг своего отца и сам стал царствовать. Чтобы восстановить доверие к власти он призвал к себе Учителя, который в то время находился в том царстве на высокий пост, но Конфуций(хоть и очень желая получить столь высокий пост) демонстративно отказал ему. Вейский правитель для Учителя - человек, дважды нарушивший его основной принцип: он не только не "истинный правитель", но и не "истинный сын". А само Вей неблагополучно и названия не имеют под собой опоры. Это государство вскоре может развалится из-за нравственного опустошения и государственной разложения. Чтобы предотвратить такой ход событий Конфуций предлагает пересмотреть название и привести их в соответствие с нормой его Учения.  

"Правитель,  должен быть правителем" надо  понимать в сочетании с предыдущим  принципом, т.к. они комплексно  отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.  

В общем конфуцианская концепция  государства была очень популярна в Китае на протяжение многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

Источники:  

1. Переломов Л. С. "СЛОВО КОНФУЦИЯ", ТПО "ФАБУЛА", МОСКВА, 1992.

2. Малявин В. В. "КОНФУЦИЙ", "МОЛОДАЯ  ГВАРДИЯ", МОСКВА, 1992.


Информация о работе Конфуций и государство