Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:00, реферат
Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Фу-цзы ( Конфуций ). Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек. Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ, который в момент появления Конфуция был уже немолод.
Учение об обществе
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.
Именно
поэтому решающей мыслью в
учении проходит забота о
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок “ли” (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с "жэнь". “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь”. Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.
Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботой о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.
Конфуций
вывел четыре основополагающих
принципа взаимоотношения
1) Чтобы стать достойным членом
общества, нужно углублять свои
знания о природе. Эта мысль
вытекает из вывода Конфуция
о необходимости
2) Только природа способна дать
человеку и обществу жизненную
силу и вдохновение. Этот
3) Бережное отношение как к
живому миру, так и к природным
ресурсам. Уже в то время Конфуций
предостерегал человечество от
бездумного расточительного
4) Регулярное благодарение
Учение о государстве
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.
К тому
же, в создании их, по мысли
Конфуция, принимали участие все
члены общества. В условиях, когда
управление государством и
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций
считал, что только уважающие
себя люди способны проявить
уважение к народу при
2) Чувство ответственности.
3) Чувство доброты при
4) Чувство справедливости. Это чувство
должно быть развито особенно
у людей, от чьей
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя
основное внимание управляющим
людям, Конфуций подчеркивал,
что главный фактор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Конфуция, появившись
на основе древнекитайских
Конфуцианство
сумело занять ведущие позиции
в китайском обществе, приобрести
структурную прочность и
Не будучи
религией в полном смысле слова, конфуцианство
стало большим, нежели просто религия.
Конфуцианство – это так же
и политика, и административная система,
и верховный регулятор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Древнекитайская философия” т.1,2 М.-1972г.
2. Алексеев В. М. “Китайская литература (избранные труды)” М.-1978г.
3. Переломов Л.С. “Конфуций: жизнь, учение, судьба” М.-1989г.
4. “Конфуций. Изречения” Изд-во МГУ М.-1992г.
5. “Конфуций, его жизнь и учение”