Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:53, контрольная работа
Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Средневековая философия - слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.
Введение………………………………………………………….. 3
1. Концепции мира и человека в философии средневековья…..4
2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии…………………….. 8
3. Покажите преемственность в развитии философии: античная
философия – томизм-неотомизм……………………………….. 13
Заключение……………………………………………………….. 17
Список используемой литературы……………………………. ...18
Учение Фомы (томизм) пользовалось
большим влиянием в средние века,
римская церковь официально признала
его. Это учение возрождается и в
XX веке под названием неотомизма
- одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Как уже отмечалось, средневековая философия
вобрала в себя две различные традиции:
христианское откровение и античную философию.
В учении Фомы возобладала последняя.
Напротив, критики томизма апеллируют
к библейской традиции, в рамках которой
воля (прежде всего божественная воля
- всемогущество Бога) стоит выше разума
и определяет его. Расцвет номинализма
приходится на XIII и особенно XIV век; его
главные представители - Уильям Оккам
(ок. 1285 - 1349), Жан Бури-дан (ок. 1300 - ок. 1358),
Николай из Отрекура (ок. 1300 - после 1350)
и другие.
В номинализме пересматривается характерная
для аристотелевской традиции (Альберт
Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия,
предполагающая тесную связь бытия с категорией
сущности. Хотя Фома и проводил различия
между бытием и сущностью (ибо только в
Боге бытие и сущность совпадают), однако
считал, что сущность стоит к бытию ближе
всех остальных категорий. А отсюда вытекает,
с одной стороны, приоритет разума, а с
другой - иерархическая структура тварного
мира. В номинализме определяющее значение
получает идея божественного всемогущества,
а творение рассматривается как акт божественной
воли. Здесь номиналисты опираются на
учение Иоанна Дунса Скота (ок. 1266-1308), который
обосновал зависимость разума от воли
и считал божественную волю причиной всякого
бытия.
Номинализм не признает
различных бытийных уровней вещей,
их онтологической иерархии. Отсюда равный
интерес ко всем деталям и подробностям
эмпирического мира. Ориентация на
опыт - характерная черта номинализма, которую
впоследствии перенимают наследники средневекового
номинализма английские философы эмпирического
направления - Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.
Номинализм формирует новое представление
о познании и природе познающего ума. Поскольку
познание направлено не на сущность вещи,
а на вещь в ее единичности, то оно есть
интуитивное познание (созерцание отдельных
свойств вещи), его предметом оказываются
акциденции, и знание трактуется как установление
связи между явлениями. Это ведет к пересмотру
аристотелевской и томистской логики
и онтологии, для которых субстанция есть
условие возможности отношений (не случайно
в томизме гносеология - учение о познании
- не существует независимо от онтологии
- учения о бытии). Теоретическая способность
в номинализме утрачивает свой онтологический
характер, умы больше не рассматриваются
как высшие в иерархии сотворенных сущих.
Ум, с точки зрения Николая из Отрекура,
есть не бытие, а представление о бытии,
направленность на бытие. Так в номинализме
формируется представление о субъекте,
противостоящем объекту, как особого рода
реальности, и о познании как субъект-объектном
отношении. Такой подход способствует
выделению гносеологии в самостоятельную
область исследования. Но одновременно
возникает субъективистское истолкование
ума, человеческого духа, рождается убеждение,
что явления психического ряда достовернее
физических, поскольку даны нам непосредственно,
тогда как физические - опосредованно.
В теологии при этом подчеркивается приоритет
веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного
начала - над теоретическим. В целом номинализм
в значительной мере определил направление
и характер развития как философии, так
и экспериментально-
Заключение
Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования.
Поскольку «слово» лежало
в основании творения и соответственно
было общим для всего сотворенного,
то оно предопределило рождение проблемы
существования этого общего, иначе
называемой проблемой универсалий
(от лат. universalia - всеобщее). С попытками решения проблемы
универсалий связаны три философских
течения: концептуализм (существование
общего вне и внутри конкретной вещи),
реализм (существование общего вне и до
вещи) и номинализм (существование общего
после и вне вещи). В то время, когда средневековая
философия представлялась хранителем
античных традиций (с одной из главных
идей - существования эйдосов, образов
вещей до вещей), реализм считался единственно
правильным подходом к познанию того,
что такое бытие; появление номинализма
свидетельствовало о распаде средневекового
мышления, а концептуализм был сочетанием
умеренного реализма с умеренным номинализмом.
Попытки разрешения проблемы универсалий
открывали возможности обнаружить процедуры
сопричастности земного и горнего миров.
В контексте теологически ориентированной
культуры логика, бывшая вместе и инструментом
философии и самой философией, представляла
собой особые способы созерцания Бога,
позволявшие строить между Ним и человеком
субъект - субъектные отношения. По существу
такая логика непременно становилась
теологикой.
Список использованной
литературы
1. Бачинин, В. А. История
философии и социологии права:
(Для студентов юрид., социол. и
филос. специальностей) / Бачинин
В. А. - СПб.: Михайлов, 2009. - 334с.
2. Матвеев, Г.М. История философии: конспект
лекций / Матвеев Г. М., Матвеев А. Г., отв.
ред. Феизов Э. З. ; Чуваш. гос. ун-т им. И.
Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та,
2001. - 175с.
3. Ойзерман, Т.И. Философия как история
философии: Алетейя / Ойзерман Т.И. - СПб.:
Алетейя, 2009. - 447с.
4. Осипов, В.М. История философии: Соврем.
запад. философия : Курс лекций / Осипов
В.М., Отв. ред. Трифонов Г.Ф.; Чуваш. гос.
ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во
Чуваш. ун-та, 1998. - 100с.
5. Смирнова, Е.Д. Средневековый мир в терминах,
именах и названиях: Словарь-справочник
/ Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А.
- 2-е изд., испр. - Минск: Беларусь, 2001. - 383с.
6. Шишков, А.М. Средневековая интеллектуальная культура: учебное пособие / Шишков А.М. - М.: Изд-во Савин С. А., 2010. - 591с.
Информация о работе Концепции мира и человека в философии средневековья