Концепции мира и человека в философии средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Средневековая философия - слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3
1. Концепции мира и человека в философии средневековья…..4
2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии…………………….. 8
3. Покажите преемственность в развитии философии: античная
философия – томизм-неотомизм……………………………….. 13
Заключение……………………………………………………….. 17
Список используемой литературы……………………………. ...18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия к-р.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.  
Как уже отмечалось, средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля - всемогущество Бога) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV век; его главные представители - Уильям Оккам (ок. 1285 - 1349), Жан Бури-дан (ок. 1300 - ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300 - после 1350) и другие.  
В номинализме пересматривается характерная для аристотелевской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности. Хотя Фома и проводил различия между бытием и сущностью (ибо только в Боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой - иерархическая структура тварного мира. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Иоанна Дунса Скота (ок. 1266-1308), который обосновал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия.

Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт - характерная черта номинализма, которую впоследствии перенимают наследники средневекового номинализма английские философы эмпирического направления - Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.  
Номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме гносеология - учение о познании - не существует независимо от онтологии - учения о бытии). Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту, как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические - опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного начала - над теоретическим. В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI-XVII веков. [ 6, 389 с.] 
 

Заключение  

Основаниями средневековой  философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора  на авторитеты, без которых немыслима  обращенность к традиции, объясняет  идейную нетерпимость к ересям, которые  возникали внутри ортодоксального богословствования.

Поскольку «слово» лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе  называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее). С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи). В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций (с одной из главных идей - существования эйдосов, образов вещей до вещей), реализм считался единственно правильным подходом к познанию того, что такое бытие; появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм был сочетанием умеренного реализма с умеренным номинализмом.  
Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров. В контексте теологически ориентированной культуры логика, бывшая вместе и инструментом философии и самой философией, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект - субъектные отношения. По существу такая логика непременно становилась теологикой.  

 

Список использованной литературы  

1. Бачинин, В. А. История  философии и социологии права: (Для студентов юрид., социол. и  филос. специальностей) / Бачинин  В. А. - СПб.: Михайлов, 2009. - 334с.  

2. Матвеев, Г.М. История философии: конспект лекций / Матвеев Г. М., Матвеев А. Г., отв. ред. Феизов Э. З. ; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 175с.  

3. Ойзерман, Т.И. Философия как история философии: Алетейя / Ойзерман Т.И. - СПб.: Алетейя, 2009. - 447с.  

4. Осипов, В.М. История философии: Соврем. запад. философия : Курс лекций / Осипов В.М., Отв. ред. Трифонов Г.Ф.; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. - 100с.  

5. Смирнова, Е.Д. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник / Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. - 2-е изд., испр. - Минск: Беларусь, 2001. - 383с.  

6. Шишков, А.М. Средневековая интеллектуальная культура: учебное пособие / Шишков А.М. - М.: Изд-во Савин С. А., 2010. - 591с.




Информация о работе Концепции мира и человека в философии средневековья