Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Психоаналитическая теория З.Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, разрабатывал психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Уровни сознания З.Фрейда: топографическая модель………………………………………………………………………………....5
2. Понятие бессознательного З.Фрейда...........................................8
3. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ личности……………...……………………14
4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………23
5. Защитные психические механизмы..………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат З. Фрейд Борисевич.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Хотя Фрейд признавал  «наследственность» и «природность» бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я»». Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни [20, с. 300].

Для образного описания взаимоотношений между «Я», Сверх-Я» и «Оно» Фрейд прибегает к  аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому, как ранее А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение «Я» существенно сложнее, чем положение лошади («Оно»). Во-первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно») порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, «Я» подвергается отдельному нажиму «Сверх-Я», как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам, как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов «Оно» в социально приемлемые виды деятельности «Я». Согласно Фрейду, «Сверх-Я» является «наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно» и самых важных судеб его [18, с. 18].

Жесткая моральная цензура  «Сверх-Я» мешает о сознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, «защитных механизмов».

Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества.

Эго является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

Суперэго - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал  Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем переходит в своем развитии через психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральный, анальный, фаллический, генитальный. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7 годами жизни ребёнка и началом половой зрелости. Но латентный период - это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов ещё не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.

Так как Фрейд делал  основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с  эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течении жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие - это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, приносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических  построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребёнка (кусание, жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку представляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями (осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрации или сверхзаботливость.

Важным понятием в  психоаналитической теории является понятие  регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить чего-нибудь «покрепче». Регрессия - это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной ситуации). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера.

Оральная стадия

Оральная стадия длиться  от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нём заботиться. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В это период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями.. Фрейд был убежден в том, что рот остаётся важной эрогенной зоной в течении всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточный проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей. Курения, поцелуев и переедания - всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность  тесно переплетаются. В этом контексте  сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенцев. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (в виде рудементальных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности. Тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который  получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивныый тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материального» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценной. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственного эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течении этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Фрейд утверждал. Что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фрейд выделял две  основные родительские тактики, наблюдаемые  в процессе преодоления неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая. В ответ на это ребёнок может отказаться выполнять приказание. Если подобная тенденции становиться чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребёнка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета - это анально-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.

Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному  опорожнению кишечника и щедро  хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребёнка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребёнка, обусловленные  либидо, сдвигаются в новую эрогенную  зону, в область гениталий. Хотя их представления о взрослой сексуальности  обычно смутны, ошибочны и весьма неточны сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к материи.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в  том, что Фрейд называл эдиповым комплексом. Описание этого конфликта Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Конечно обыкновенный ребёнок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то и другое. В норме эдипов комплекс развивается по-разному у мальчиков и девочек. Первоначально объектом любви у мальчиков выступает мать или заменяющая её фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Этот факт говорит о том, что мальчик стремиться играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становиться его главным соперником или врагом.. в то же время мальчик догадывается о своём более низком положение по сравнению с отцом; он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери., что заставляет его отказаться от своего стремлению к инцесту с матерью.

Информация о работе Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней