Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Психоаналитическая теория З.Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, разрабатывал психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Уровни сознания З.Фрейда: топографическая модель………………………………………………………………………………....5
2. Понятие бессознательного З.Фрейда...........................................8
3. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ личности……………...……………………14
4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………23
5. Защитные психические механизмы..………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат З. Фрейд Борисевич.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении материи и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которое мать ценит в отце. Ещё более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливают почву для развития суперэго или совести ребёнка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с  фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы  и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели - безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивалась Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентный период

В промежутках от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребёнка, а частично - к появлению в его личности структур психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Генитальная стадия

С наступлением половой  зрелости восстанавливаются сексуальные  и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышения сексуальной активности [5, с. 312].

Генитальный характер - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения легко давались и ничего не требовало взамен. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становиться трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголосками сексуальных конфликтов, имевших место в детстве [6, с. 210].

Фрейд был  убежден в том что основной фундамент личности индивидуума  закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Ему принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральный, анальный, фаллический, генитальный.

Оральная стадия длиться от рождения приблизительно до 18-месячного возраста и  заканчивается, когда прекращается кормление грудью.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фаллическая стадия проходит между тремя и  шестью годами, когда интересы ребёнка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд называл эдиповым комплексом. Суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

 В промежутках от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода.

Фрейд был  убежден: для того чтобы сформировался  идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения легко давались и ничего не требовало взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и доброту. Брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАЩИТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

 

Что такое «защитные  механизмы»? В связи с тем, что  как уже описывалось, согласно З. Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмировать личность [9, с. 10].

 Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания.

Проекция. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.

Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения - направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

Рационализация. Другой способ справиться с фрустацией и тревогой - исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни «Лиса и виноград».

Реактивное  образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.

Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом [20, с. 143].

Итак, мы рассмотрели  механизмы защиты психики перед  лицом внешней и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все  они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины  наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость. Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Значение теории личности для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление.

На основании более  глубоко изучения темы, можно сделать  ещё несколько  выводов:

  1. В топографической модели З.Фрейд выделял три уровня сознания - сознание, предсознательное и бессознательное - с целью описания степени доступности психических процессов осознания.
  2. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном уровне (которое по своей природе является инстинктивным и отдельно от реальности). Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное, которое представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания.
  3. Фрейд был убежден в том что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Проанализировав структурную теорию личности можно понять, что генитальный характер - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения легко давались и ничего не требовало взамен.
  4. Ознакомившись с психоаналитической теорией развития личности можно сказать, что задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям.
  5. Все защитные психические механизмы , кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Теория Фрейда вызывает у каждого человека свое личное, индивидуальное отношение. Существуют периоды в жизни человека, когда описание, данное Фрейдом о роли сознательных и бессознательных процессов, оказывается личным открытием. Ошеломляющее воздействие его мышления может осветить какую-то сторону нашего собственного характера или характера другого человека. В иные периоды жизни его взгляды кажутся нам неприемлемыми, идеи - далекими, запутанными и не относящимися к делу.

“Психоанализ", “бессознательное” - сегодня эти слова являются настоящими брендами, а сам Фрейд - известнейшей торговой маркой.

Зигмунд Фрейд уже  при жизни стал культурным мировым  событием эпохи. Его теория оказала  огромное влияние на восприятие человеком себя и окружающего мира, на развитие литературы, живописи, театра, кинематографии, дизайна и рекламы.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Википедия – свободная энциклопедия.
  2. Ермакова, Е.Е. Философия / Е. Е. Ермакова – М.: Высшая школа, 1999. – 388 с.
  3. Калашников, В.Л. Философия: Курс лекций / В.Л. Калашников – М.: Владос, 2003. – 487 с.
  4. Лейбин, В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин — М.: Политиздат, 1990. — 397 с.
  5. Лейбин, В.М. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. / В.М. Лейбин — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  6. Лейбин, В.М. Словарь-справочник по психоанализу / В.М. Лейбин — М.: АСТ, 2010. — 956 с.
  7. Лейбин, В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма / В.М. Лейбин — М.: Политиздат, 1977. — 246 с.
  8. Немов, Р.С. Психология: учебниик для студентов высших педагогических учебебных заведений / Р.С. Немов. — в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  9. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р. М. Грановская — М.: Речь, 2006.  — 342 с.
  10.   Психологический словарь / В.В. Давыдова [и др.]; под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 2006. — 448с.
  11.   Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин — 2-е изд. — М.: Гардарика, 2006. — 736с.
  12.   Философия: учебник для вузов / В.В. Миронова [и др.]; под общ. ред. В.В. Миронова. — М.: Норма, 2006. — 756с.
  13.   Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; под общ. ред. А.А. Бабаева — М.: Наука, 1991. — 379с.
  14.   Фрейд, 3. Лекции по психоанализу: Лекция № 31 — М.: Фирма СТД, 2005. — 334с.
  15.   Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд — М.: Ренесанс, 2005. — 253с.
  16.   Фрейд, 3. Психология бессознательного: сборник произведений / сост. М. Г. Ярошевский — СПб.: Питер, 2007. —  433с.
  17.   Фрейд, 3. Психоанализ и русская мысль / сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин — М.: Республика, 1994. — 384с.
  18.   Фрейд, 3. "Я" и "Оно". – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1040с.
  19.   Фрейд, 3. Я и Оно: Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.А. Гальперина, А.Н. Ждан —  М.: МГУ, 1980. – С. 184 – 210.
  20. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности — 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 607с.

Информация о работе Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней